Реклама

Люди северной магистрали

  • 12 декабря 2022
  • /
  • «Наш регион — Дальний Восток» № 10–11 (179), декабрь 2022

АК «Железные дороги Якутии» — компания особенная. В первую очередь потому, что речь идёт об одной из самых молодых магистралей России, построенной в конце прошлого столетия. Соответственно, работа здесь начиналась, в прямом смысле слова, «с колёс», в самый разгар стройки. И за короткое время АК «ЖДЯ» стала одним из транспортных флагманов севера России.

Перспективы есть у каждого

Но для начала — о коллективе в целом. Мы побеседовали с заместителем генерального директора по кадрам и социальным вопросам АК «ЖДЯ» Владимиром МИРОШНИКОМ. И вот что выяснилось. В компании «Железные дороги Якутии» работают более полутора тысяч человек. Ключевых подразделений здесь шесть — локомотивная служба, служба движения, вагоно-пассажирская служба, служба пути, энергомеханическая служба и служба СЦБ и связи. И люди стремятся получить здесь работу, ведь «Железные дороги Якутии» — один из самых привлекательных работодателей региона. Во-первых, зарплаты здесь достойные, и выплачивают их строго вовремя. Кроме того, каждый работающий обеспечен полным социальным пакетом. Во-вторых, в отличие от подавляющего большинства предприятий в АК «ЖДЯ» предоставляют специалистам служебное жильё. В-третьих, все сотрудники, что называется, приписаны к собственной поликлинике. То есть к здоровью работников в компании относятся более чем серьёзно. Наконец, в-четвёртых, члены профсоюза (а таких в АК «ЖДЯ» подавляющее большинство) могут бесплатно посещать бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы. Есть и другие бонусы, так что каждый работник чувствует себя социально защищённым. Также стоит отметить: железная дорога технологична по определению, здесь трудятся именно квалифицированные специалисты. Поэтому образованию в компании уделяют особенное внимание. Привлекают выпускников транспортного техникума имени Р.И. Брызгалова в Нижнем Бестяхе. Кроме того, в республике успешно функционирует система целевого набора, когда желающие получить высшее образование за бюджетный счёт едут учиться в Хабаровск, в Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), после чего в течение трёх лет должны отработать именно в АК «ЖДЯ». Но, как правило, остаются надолго, ведь найти столь интересную во всех смыслах работу весьма непросто. Также нелишне отметить — каждый сотрудник гордится своим предприятием. Ведь «Железные дороги Якутии» играют ключевую роль в обеспечении грузопотока в РС (Я). Да, ключевую, поскольку основной объём грузов перевозится здесь именно по железной дороге. Причём грузопоток постоянно увеличивается и на сегодняшний день приближается к восьми миллионам тонн, а грузооборот составляет свыше двух миллионов тонно-километров. Но помимо грузоперевозок в АК «ЖДЯ» особенное внимание уделяют перевозкам пассажирским. Если раньше поезда ходили только до Нерюнгри, то сейчас количество беспересадочных вагонов увеличивается, а перечень маршрутов расширяется. Теперь это и Тында, и Благовещенск, и Хабаровск, и Владивосток, и Иркутск… Совершенствуется и профильный сервис. Так что сейчас АК «ЖДЯ» — многопрофильная и очень современная транспортная компания. И, повторимся, люди здесь работают именно особенные.

Бамовский стержень

О генеральном директоре АК «ЖДЯ» Василии ШИМОХИНЕ можно писать даже не статьи — книги. С железной дорогой Якутии связана вся его трудовая жизнь.

 Родился Василий Владимирович 31 января 1963 года в Красноярском крае. И в 1985 году, после окончания Красноярского института цветных металлов, приехал работать в Якутию.

Трудовую деятельность начал в спецуправлении «Бамтрансвзрывпром». В 1988  году был избран вторым секретарём Алданского райкома комсомола. А спустя год занял крайне ответственную должность начальника штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки — железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск. То есть именно Василию Владимировичу посчастливилось стать одним из первостроителей магистрали. Более того, уже в 1991 году он возглавил Ассоциацию предприятий строительства АЯМа. А в начале нулевых был назначен вначале исполнительным, а с 2005 года — генеральным директором АК «Железные дороги Якутии».

Мы не раз встречались с Василием Владимировичем. Познакомились ещё в 2007 году, когда до окончания строительства было далеко. Но уже тогда Василий Шимохин видел магистраль во всей её будущей мощи: — Железная дорога — это не только перевозки как таковые. Магистраль преобразит Якутию, ведь там, куда приходят «рельсы и шпалы», жизнь начинает играть другими красками.

С этим сложно не согласиться. И мы своими глазами видели, как в Алдане, Томмоте и Нижнем Бестяхе одновременно с «рельсами и шпалами» появлялись не только красивые вокзалы, но и новые предприятия, а соответственно, новые рабочие места. А сами посёлки становились современными населёнными пунктами с новыми парками, скверами, зданиями, памятниками известным людям… Вот уж, действительно, с приходом железной дороги в якутские районы пришла и новая жизнь.

И сейчас сложно даже представить, каких сил это стоило Василию Владимировичу и его соратникам. Ведь строительство началось в 1985 году, в период, когда в стране началась так называемая перестройка. Тогда всё рушилось, а не создавалось с ноля. Поэтому многие сомневались, что проект железной дороги будет реализован. И поводы для сомнений были, несколько раз финансирование строительства оказывалось под вопросом.

Но, несмотря на все сложности, дорога уверенно продвигалась к берегу Лены. И вот в 2011 году «золотое» звено на станции Нижний Бестях было уложено! Но для новой компании это стало не окончанием работ, а стартом. Ведь магистраль пришлось вводить вначале во временную и лишь потом в постоянную эксплуатацию. Одновременно с этим шло формирование локомотивного и вагонного парка, оснащение локомотивных депо, структурирование перевозок, решение множества технических, технологических, организационных, кадровых и управленческих задач. Впрочем, для Василия Владимировича это процесс непрерывный. Сам он так обозначает свою позицию:

— Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Поэтому мы постоянно совершенствуем свою работу. Это касается всех направлений в нашей деятельности. К примеру, ещё в ноябре 2019 года мы стали первыми в России осуществлять перевозки сжиженного природного газа (СПГ) в танк-контейнерах на собственных платформах. Также мы постоянно совершенствуем работу нашего логистического центра в Нижнем Бестяхе. Помимо этого, нами ведётся большая работа по внедрению системы микропроцессорной централизации. Ну и, конечно же, регулярно расширяем географию пассажирских перевозок, а также развиваем сам профильный сервис. Думаю, АК «ЖДЯ» становится одной из самых современных компаний в структуре РЖД. По крайней мере, для этого мы делаем всё возможное.

Добавим от себя: Василий Владимирович — человек масштабный во всех отношениях. Едва была построена железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск, как он уже участвует в продвижении не менее масштабного проекта — строительстве магистрали Якутск — Магадан. Чтобы полностью закольцевать транспортную систему востока России. И эта идея постепенно приобретает конкретные очертания.

Инвестиции… в себя

Терентий КАРМАНОВ — человек интересный. По сути, его жизнь — яркий пример системного саморазвития. Более того, это пример, как производственная компания АК «ЖДЯ» даёт возможность совершенствовать своё профессиональное мастерство каждому сотруднику.

Итак, Терентий Владимирович стал работать в локомотивном депо АК «ЖДЯ» 14 августа 2007 года. Производственный путь начал с должности слесаря. И со свойственной ему скрупулёзностью стал изучать «техническую начинку». Впрочем, рассказывает об этом вполне буднично: «Ознакомился с тепловозами, дизелистом поработал, «ходовиком» поработал… Всё мне было интересно».

Но останавливаться на достигнутом не в характере Терентия Карманова. Поэтому через короткое время он решил стать помощником машиниста. Сказано — сделано, и молодой человек поступил в алданский техникум. Учился легко, тем более что обучение нередко проходило прямо в родном депо. Что называется, без отрыва от производства. Таким образом Терентий и приобрёл специальность. И уже в 2008 году стал самостоятельно водить тепловозы в качестве помощника машиниста. Но плох тот помощник, который не хочет стать машинистом. Поэтому через пару лет Терентий Карманов поступил на соответствующие курсы при БамИЖТ в Тынде. А спустя девять месяцев сдал экзамены и после дублёрских поездок стал водить тепловозы самостоятельно. Уже в качестве машиниста, разумеется.

О своей работе рассказывает охотно:

— Вначале ездил по маршруту Алдан — Нижний Бестях и Алдан — Нерюнгри-грузовая. Теперь работаю на маршруте Алдан — Нерюнгри-пассажирская. В пути провожу 165—170 часов в месяц, это наша стандартная норма. Работа, конечно, нравится. Тем более планы у меня серьёзные.

Что касается планов, то их серьёзность очевидна. Помимо специальности машиниста, Терентий в том же алданском техникуме приобрёл ещё и специальность, связанную с технической эксплуатацией подвижного состава. И в 2013 году поступил на заочное отделение в ДВГУПС, где изучал наземно-транспортные технические комплексы. Но и это ещё не всё. По получении диплома он стал обучаться в том же ДВГУПС в магистратуре, по специальности «управление персоналом». И окончил вуз летом текущего года. Своими планами поделился и с нами:

— Конечно, я постоянно развиваюсь. Вначале получил техническое образование, как среднее специальное, так и высшее. Теперь мне необходимо образование управленческое. Тем более наша компания предоставляет возможности для развития. Я уже исполнял обязанности и машиниста-инструктора, и заместителя начальника по эксплуатации. То есть со стороны руководства ощущаю поддержку. Что же касается постоянного обучения, то это инвестиции в себя. А также инвестиции в компанию. Не так давно я участвовал во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. С собственной темой: «Некоторые аспекты управления карьерой в коммерческой организации в условиях цифровой трансформации экономики». Так что всё у меня ещё впереди. И свой путь я вижу именно в АК «ЖДЯ». Тем более здесь есть все возможности для технического совершенствования. Так, у нас на испытаниях в настоящее время находится новый тепловоз. Очень интересно его изучать, осваивать, обкатывать. Так что АК «ЖДЯ» на месте не стоит, это точно.

Постоянное развитие

Главный инженер АК «ЖДЯ» Денис ЩУКИН работает в компании с 2019 года. Но с железными дорогами связана вся его трудовая биография. По окончании в 2000 году ДВГУПС (специальность «управление процессом перевозок») стал работать в системе ДВЖД. Причём карьерный рост был, с одной стороны, довольно быстрым, с другой — строго последовательным. Начинал именно с рабочей специальности помощника составителя поездов на станции Бира в Еврейской автономной области. Затем трудился составителем поездов, дежурным по парку железнодорожной станции, дежурным по станции, начальником станции… Помимо станции Бира, поработал ещё и на станции Аур. После чего перешёл вначале в Хабаровское отделение ДВЖД, а затем и в управление ДВЖД, где занимал ряд руководящих должностей. И в 2019 году получил предложение занять должность главного инженера АК «ЖДЯ». О своём переезде в другой регион говорит скупо: «Условия предложили хорошие, да и развиваться надо было, а здесь — самостоятельный участок работы».

 По словам Дениса Леонидовича, работать в АК «ЖДЯ» интересно во всех отношениях, ведь компания постоянно развивается. И развивается именно динамично:

— Я вот здесь вроде не так давно работаю. Но динамика очевидна — объёмы грузоперевозок ежегодно растут на 15— 17%. Связано это с экономическим развитием Якутии, в том числе с освоением месторождений полезных ископаемых, угля в частности. Да и объёмы перевозок других грузов также увеличиваются. И компания встраивается в такие реалии, наращивая собственный потенциал. Например, в прошлом году было перевезено более семи миллионов тонн грузов. По итогам года текущего, думаю, будет не менее восьми миллионов тонн. То есть «плюс» 15—17%. Наблюдается у нас и увеличение объёмов пассажирских перевозок. Конечно, интересно принимать участие в таком развитии. Тут ведь есть и технологические новации. В частности, на некоторых станциях есть газотурбинные энергоустановки, что позволяет обеспечивать энергетические потребности в автономном формате. А ещё АК «ЖДЯ» участвует в реализации в хорошем смысле амбициозных проектов. В частности, имеется в виду строительство современной станции Тит для перевозок руды с Сиваглинского месторождения. Тут показательна динамика: работы начались в мае текущего года, а завершатся в июне года следующего. Ещё один крайне интересный проект — подготовка к строительству железнодорожной линии Джалинда — Мохэ. Это 70 километров пути, терминал и совмещённый (автомобильно-железнодорожный) переход.

Ну и, разумеется, мы верим, что начнётся грандиозная стройка магистрали Якутск — Магадан. Это будет, без преувеличения, проект века.

Начинать с нуля всегда интересно

Ещё один ветеран железнодорожной отрасли — Владимир Щербак. В АК «ЖДЯ» он работает с 2005 года, начинал с должности заместителя начальника станции Нерюнгри-грузовая. А через год он эту станцию и возглавил. Но до этого, с конца семидесятых, после окончания Днепропетровского техникума железнодорожного транспорта Владимир Михайлович трудился в Пензенском отделении МПС (впоследствии РЖД). А когда началось строительство железной дороги к Эльгинскому угольному разрезу, переехал в Якутию, на должность начальника станции Улак. Ну а затем, повторимся, перешёл в структуру АК «ЖДЯ». О своей работе говорит немногословно, однако ярко: «Конечно, тут всё не так, как везде. Начинать что-то с нуля всегда интересно. Тем более работать в рамках такого большого проекта, как железные дороги Якутии. Здесь же магистрали никогда не было. Так что мы стали пионерами отрасли. А это, конечно, очень интересно». Владимир Михайлович вспоминает, как с приходом железных дорог Якутии изменился Нерюнгри. Да и другие населённые пункты вдоль линии. Фактически вся инфраструктура, образно говоря, перешла «на новые рельсы». Автоматизация шагнула далеко вперёд. Этому в АК «ЖДЯ» традиционно уделяют особое внимание. Владимир Михайлович отмечает: «У нас изначально на станциях создавались системы микропроцессорной централизации, системы полуавтоматической блокировки и прочие технические новации. Современные технологии — это, без преувеличения, основа ЖДЯ, иначе и не скажешь».

Скажем больше — при строительстве инфраструктурных объектов специалисты АК «ЖДЯ» работают с учётом даже отдалённой перспективы. Например, и сама линия, и станция Инаглинская-2 построены таким образом, что компания «Колмар» может вывозить фактически любые партии угля. В отличие от БАМа и Транссиба проблем с пропускной способностью дороги здесь нет в принципе.

Да, развитие в АК «ЖДЯ» — процесс непрерывный. Кроме того, даже само понятие «станция Нерюнгри-грузовая» несколько условно. Это целый железнодорожный куст, куда, помимо Нерюнгри, входят разъезды Чульман, Денисовский, Чульбарс, Огоньёр, Таёжный. И работают здесь в общей сложности 36 человек. А с учётом всех служб — порядка 300 специалистов. И сейчас Владимиру Михайловичу, наверное, даже сложно представить себя без уже родной Якутии. И однозначно родной АК «ЖДЯ».

Александр Матвеев

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов