Реклама

АО «Разрез Тугнуйский»: дорогу осилит идущий

  • 26 мая 2023
  • /
  • «Наш регион — Дальний Восток», № 04–05 (183), апрель-май 2023

По итогам 2022 года Республика Бурятия, отмечающая в этом году 100-летний юбилей, стала одним из лидеров в стране по росту промышленного производства. Важную роль в экономике региона играет крупнейшее в республике предприятие по добыче чёрного золота — АО «Разрез Тугнуйский», входящее в структуру АО «CУЭК».

«Готовимся к «прыжку»

АО «Разрез Тугнуйский» — крупнейшее предприятие не только в Республике Бурятия, но и на всей территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Оно входит в тройку лидеров России по добыче каменного угля и является одним из самых перспективных и динамично развивающихся в СУЭК.

В структуре акционерного общества несколько подразделений: угольный разрез, обогатительная фабрика, управление по взрывным работам и управление по железнодорожному транспорту.

— Все наши подразделения — звенья одной цепи, — подчёркивает генеральный директор АО «Разрез Тугнуйский» Александр Иванович КАИНОВ. — У каждого из них свои задачи, но все они — составляющие единого технологического процесса. Без любой из этих производственных единиц — будь то добыча угля, проведение взрывных работ, подготовка и обогащение товарной продукции или её транспортировка — мы не сможем полностью выполнить нашу общую задачу. А она у нас одна — сохранение, а по возможности и увеличение объёмов добычи угля.

Два года назад предприятие достигло серьёзных показателей, мы добыли немногим более 15 миллионов тонн чёрного золота, но из-за логистических ограничений со стороны РЖД, связанных с большой нагрузкой в восточном направлении в результате западных санкций, уровень добычи снизился.

— Сегодня мы добываем 14 200 тонн угля, — говорит Александр Иванович. — Но в любом случае готовимся к выходу на 18 миллионов тонн. Конечно, это произойдёт не сразу, но, думаю, в 2026—2027 годах сможем выйти на этот уровень. Основания для оптимизма у нас есть: ведём подготовительные проектные работы, проводим техническое перевооружение предприятия. Так что мы серьёзно готовимся «к прыжку» по производительности и увеличению объёма производства.

Вскрытие угольных пластов на Тугнуйском разрезе ведётся по комбинированной технологии: автотранспортной и бестранспортной. Вскрышные породы с верхних горизонтов вывозятся большими самосвалами в отвалы. Нижний же горизонт может отрабатываться по более экономичной бестранспортной системе — шагающими экскаваторами вместимостью ковша от 10 до 40 м3 с размещением вскрышных пород в выработанное пространство.

Тугнуйский разрез оснащён высокотехнологичным горным оборудованием. Здесь используется различная техника — от простого колёсного трактора «Беларусь» до мощнейших экскаваторов.

— В России всего два экскаватора Bucyrus HD495, и оба они работают на нашем разрезе, — с нескрываемой гордостью говорит генеральный директор предприятия и дополняет: — Это экскаватор с прямой механической лопатой, с ёмкостью ковша 41,3 м3 (90 тонн). Есть в техническом парке предприятия шагающий экскаватор ЭШ 40/85 с вместимостью ковша 40 м3, гидравлические экскаваторы с обратной лопатой и прямой лопатой марки Hitachi и Komatsu, а также экскаваторы с объемом ковша 1—2 м3 применяются как вспомогательная техника для производства инженерных работ (копка зумпфов, проходка дренажных канав и т.д.). Экскаваторы с объёмом ковша всего 1 кубический метр применяются как вспомогательная техника. А такой на разрезе много: краны, тралы, поливооросительные машины, КамАЗы… Но без неё столь крупное предприятие по добыче угля, как наше, представить нельзя.

Ежегодно на развитие производства АО «Разрез Тугнуйский» СУЭК выделяет инвестиций в объёме до 4 миллиардов рублей. Устаревшую технику заменяет современное и высокопроизводительное оборудование, что, безусловно, позволяет повысить мощность, эффективность и безопасность производства.

Надёжный спутник

Уголь, как правило, залегает под толщей массива крепких пород, для отработки данных пород экскаватором необходимо производить предварительное рыхление с применением буровзрывных работ. Именно взрывные работы являются непременным спутником открытой добычи каменного угля.

Сначала специалисты разреза выполняют бурение блока, затем передают его взрывникам, а те уже, рассчитав все необходимые параметры, производят взрывные работы. Дальше в дело вступает техника, а чтобы она работала эффективно, без задержек и поломок, взорвать горную массу необходимо как можно качественнее.

— Количество производимых на карьере взрывов зависит от объёмов забуренных блоков, — поясняет заместитель технического директора по взрывным работам АО «Разрез Тугнуйский» Алексей Владимирович КИБЕЦ. — В месяц мы производим от 8 до 15 взрывов. На сегодня достигнут максимальный объём разового взрыва — 2 миллиона 700 тысяч метров кубических горной массы.

Столь серьёзного показателя специалисты управления по взрывным работам достигли благодаря использованию метода короткозамедленного взрывания, когда скважины взрываются поочередно.

— В сутки на зарядку блока смесительно-зарядными машинами завозятся около 150—200 тонн взрывчатых веществ, — продолжает Алексей Владимирович. — Причём в основном используем взрывчатые вещества собственного производства — они изготавливаются из закупленных компонентов на нашем заводе.

Несмотря на довольно ощутимую нехватку квалифицированных кадров, управление по взрывным работам свои задачи выполняет качественно и в срок. Иначе нельзя — именно от его специалистов зависит предоставление фронта работы для выемочной техники разреза, а значит, и непрерывность производственного процесса.

Обогащение чёрного золота

Один из самых важных технологических процессов в обработке чёрного золота — обогащение, снижающее зольность и повышающее калорийность угля.

Уголь с Олонь-Шибирского и Никольского месторождений проходит обогащение на Тугнуйской обогатительной фабрике, годовая проектная мощность которой — 12 миллионов тонн твёрдого топлива.

— Процесс обогащения довольно сложный, поскольку наш уголь является труднообогатимым, — объясняет главный инженер ООО «Тугнуйская обогатительная фабрика» Александр Анатольевич МАЦУТИН. — На фабрике рядовой уголь перерабатывают, обогащают и доводят до товарной продукции высокого качества.

Уголь на фабрику с двух участков добычи разреза Тугнуйский доставляют карьерные самосвалы БелАЗ грузоподъёмностью 130 тонн — от 20 до 25 машин в сутки, перевозя объём 40 тысяч тонн рядового угля.

— В подготовке и разгрузке угля используем различную технику: экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, — дополняет Александр Анатольевич. — Непосредственно же на фабрике, выпускающей высококачественную продукцию, установлено специальное оборудование: дробильные установки, инерционные грохоты, центрифуги, конвейеры, сепараторы.

Единственная проблема фабрики, по словам главного инженера, — это подача порожних вагонов. Из-за скопления большого количества товарной продукции руководству предприятия даже приходилось останавливать производство. Проблему нехватки порожняка удалось решить на уровне правительств Республики Бурятия, РФ, ОА «СУЭК», и фабрика уже в течение полугода доводит разгрузку до 450 полувагонов угля в сутки.

Кстати, этого рубежа Тугнуйская обогатительная фабрика впервые достигла в октябре 2022 года (при плане 416 полувагонов), а суточный рекордный показатель погрузки составил и того больше — 544 полувагона.

Добиваться высокой производительности — главная задача коллектива ООО «Тугнуйская обогатительная фабрика». Сегодня здесь работают 515 человек различных специальностей: пробоотборщики, весовщики, машинисты экскаваторов, помощники машинистов экскаваторов, машинисты установок углеообогащения, дежурные электрослесари по ремонту оборудования, сварщики, специалисты КИПиА, энергетики, механики, электромеханики, технологи.

Тугнуйскому углю — зелёный свет

АО «Разрез Тугнуйский» является самым крупным грузоотправителем Восточно-Сибирской железной дороги. Транспортными перевозками угля от станции Тугнуй до станции Челутай занимается управление по железнодорожному транспорту предприятия.

— Сегодня в сутки мы отправляем более 450 полувагонов угля — это порядка миллиона тонн угля в месяц, а соответственно, до 12 миллионов тонн продукции в год, — рассказывает Сергей Анатольевич ЗАГУМЁННОВ, заместитель генерального директора — директор по железнодорожному транспорту. — Часть угля уходит на экспорт, в основном в Китай, оставшийся уголь поставляют в дальневосточные порты Находка, Ванино, откуда он распределяется по российским электростанциям и предприятиям коммунального хозяйства.

Безопасную работу управления по железнодорожному транспорту обеспечивают три основные службы: подвижного состава, эксплуатации и грузовой работы, пути. Локомотивное депо обслуживает парк локомотивов, маневровых тепловозов, магистральных локомотивов (сегодня в парке управления 9 маневровых и 9 магистральных локомотивов).

В ведении службы пути — участок путей необщего пользования протяжённостью 140 километров. Служба эксплуатации и грузовой работы контролирует все маневровые и поездные передвижения.

— СУЭК выделяет нашему предприятию значительные средства на приобретение новых тепловозов, внедрение различных технических средств, обеспечивающих безопасность движения поездов, — говорит Сергей Загумённов. — Сегодня почти весь парк магистральных локомотивов разреза Тугнуйский новый — лишь один старый тепловоз доживает свой век. Современные локомотивы оборудованы всем необходимым, от кондиционера до микроволновки, и оснащены современными средствами безопасности.

На предприятии делается многое для повышения эффективности процессов перевозки угля. Не так давно здесь стали использовать новую технологию вождения грузовых поездов — «в одно лицо». Если традиционно в кабине присутствуют два человека — машинист и помощник, то сейчас «на капитанском мостике» — только один машинист. Но беспокоиться о безопасности не стоит — локомотив оборудован системой автоматического управления тормозами, датчиками разрыва тормозной магистрали, а также комплексным локомотивным устройством безопасности. В каждом локомотиве установлена система видеонаблюдения, а специальный браслет отслеживает работоспособность машиниста, и при распознавании нестандартной ситуации происходит автоматическое торможение поезда. Так что всё, как говорится, под контролем.

Предупреждён — значит вооружён

Современные технологии с каждым годом всё увереннее внедряются не только в производство, но и в управление им. Так, в АО «Разрез Тугнуйский» используют высокотехнологичные методы планирования, производства и управления.

— Планирование, правда, не совсем высокотехнологичное, — уточняет генеральный директор предприятия Александр Иванович Каинов. — Но мы используем некоторые программные продукты, в первую очередь AutoCAD — двух- и трёхмерную систему автоматизированного проектирования, черчения и подсчёта выполненных объёмов.

На Тугнуйском угольном разрезе используются и автоматизированная система диспетчеризации (АСД) «Карьер», позволяющая в реальном времени наблюдать за работой всего горнотранспортного оборудования, и системы позиционирования, обеспечивающие безопасность производственных процессов.

— Я также считаю, — продолжает Александр Иванович, — что у нас одна из самых «продвинутых» технологий по бурению взрывных скважин. На всех буровых станках установлен GPS-приёмник, на компьютере которого идёт позиционирование каждой скважины с точностью до 30 сантиметров. Есть у нас и система контроля выполнения нарядов, помогающая выявлять нарушения на всех горных работах и в целом по предприятию. Имея полученные сведения, мы можем проанализировать ситуацию, наметить меры по её исправлению, более эффективно реагировать на аварийный простой.

Все эти современные методы, внедряемые в производство, безусловно, оказывают положительное влияние на эффективность, производительность труда, повышают дисциплину и ответственность работников на своём участке.

Новому рекорду — быть!

АО «Разрез Тугнуйский» славится своими производственными рекордами: в его копилке достижений — 20 мировых, 5 российских и один внесённый в Европейскую книгу рекордов.

— Все эти рекорды связаны с производительностью и касаются экскавации горной массы, бурения, — объясняет генеральный директор предприятия Александр Каинов. — Так, мы решили изучить максимальные возможности самого большого экскаватора Bucyrus и определить, как организовать процесс добычи угля, чтобы добиться повышенных производственных показателей. Интересно, что на заводе-производителе нас убеждали в том, что этот экскаватор в месяц может грузить 700 тысяч кубометров породы. Мы же добились совсем другого результата — 1 миллион 100 тысяч кубов. Оказалось, что это — мировой рекорд. Но мы пошли дальше. Проанализировали, что ещё можно сделать для повышения производительности этой машины. И дошли до 2 миллионов 120 тысяч кубических метров породы. Ещё один рекорд! Мировой!

На счету коллектива Тугнуйского разреза — рекорды, связанные с работой буровых станков производства шведской компании Epiroc. Благодаря умению ставить мотивирующие задачи и эффективно их решать специалисты предприятия добились впечатляющих результатов — один станок в смену забурил около 3,6 тысячи погонных метров породы, а за месяц — порядка 53 тысяч погонных метров. Это однозначно был мировой рекорд! В Европейскую книгу рекордов был занесён гусеничный эскаватор Komatsu PC4000), отгрузивший в месяц около 1 миллиона 320 тысяч кубометров породы.

— К сожалению, — сетует генеральный директор, — последний наш рекорд был зафиксирован в 2019 году. Сегодня складывается ситуация иная, чем несколько лет назад. И дело даже не в технической готовности самосвалов из-за проблем с поставкой запчастей. Главная причина — в 2013 году мы перешли с Олонь-Шибирского на Никольское месторождение. По качеству угля оно такое же, как первое, но по геологическому строению намного сложнее его.

Поэтому свои прежние рекорды мы пока перебить не можем. Но в будущем, конечно, обязательно сделаем себе подарок — поставим новый рекорд. И в этом нет никаких сомнений, потому что у коллектива с таким творческим подходом к делу и уверенностью в своих силах всё обязательно получится.

На благо жителей посёлка

В посёлке Тугнуй проживают всего около четырёх тысяч человек (причём практически 50% коллектива разреза — его жители), но в нём есть практически вся необходимая для комфортной жизни инфраструктура: бассейн с 25-метровой дорожкой, профилакторий, физкультурно-оздоровительный комплекс, большая школа, детский сад, врачебная амбулатория, Дом культуры. Бассейн и Дом культуры строили по принципу государственно-частного партнёрства с участием СУЭК, а вот физкультурно-оздоровительный комплекс с большим футбольным полем с искусственным покрытием, просторным спортзалом и профилакторий полностью построены на средства угольной компании, и сегодня их содержит Тугнуйский разрез. Предприятие участвует в строительстве детских и спортивных площадок, содержании поселковых дорог — в этом году начинает ремонт дороги протяжённостью 17 километров, ведущей до федеральной трассы.

АО «Разрез Тугнуйский» — крупнейший налогоплательщик (причём налоги платит в бюджеты двух регионов, где разрабатывает месторождения). Только в 2022 году предприятие перечислило 7 миллиардов 178 миллионов рублей, из них 5 миллиардов 773 миллиона — в Республику Бурятия и 1 миллиард 403 миллиона — в Забайкальский край. Платежи в Иркутскую область составили 3 401 тысячу рублей. Несмотря на имеющиеся проблемы, руководство и коллектив АО «Разрез Тугнуйский» делают всё возможное для их решения и с оптимизмом смотрят в будущее. Ведь не зря говорят: дорогу осилит идущий.

Нина КРАСИКОВА

Фото предоставлено АО «Разрез Тугнуйский»

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов