Реклама

Бизнес ставит на людей

  • 05 сентября 2023
  • /
  • «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (185), август 2023 года

Во время каждой командировки мы убеждаемся: какие бы сложности ни испытывали промышленные компании, основной их проблемой остаётся кадровая. Очередная поездка в Южную Якутию не стала исключением. Увы, дефицит специалистов на предприятиях по-прежнему суровая реальность, несмотря на достаточно высокие зарплаты и сотрудничество производственных организаций с образовательными учреждениями. Впрочем, это не единственная «головная боль» отечественного бизнеса на Дальнем Востоке.

Основной ресурс

Основной объем чёрного золота в Якутии добывается в Нерюнгринском районе. Именно здесь работают крупнейшие отраслевые компании территории, такие как «Колмар», «Эльгауголь» и «Якутуголь». Также стоит отметить: в 2022 году в РС (Я) было добыто порядка 40 миллионов тонн сырья. При этом производственные показатели могут быть увеличены, и весьма существенно, — только «Эльгауголь» планирует нарастить добычу до 45 миллионов тонн. Процесс тормозится из-за низкой пропускной способности железных дорог, которые в данное время расширяются. Более того, та же компания «Эльгауголь» ещё и частную железнодорожную магистраль, помимо уже существующей, строит к Эльгинскому разрезу. Кроме того, угледобывающие предприятия либо расширяют возможности своих обогатительных фабрик, либо строят новые ОФ. Так что уголь для Нерюнгринского района в прямом смысле основной ресурс. И это ощущается во всём. К примеру, в последние годы в Нерюнгри идут серьёзные работы по строительству дорог, реконструируется система ЖКХ, да и облик и без того красивого города меняется в лучшую сторону. В этом мы постоянно убеждаемся, бывая здесь в командировках.

Кадровый вопрос

А вот ситуация с кадрами в угледобывающих компаниях остаётся сложной. По самым скромным подсчётам, на предприятиях не хватает тысяч специалистов. Причём на вопрос, кто именно требуется, руководители отвечают, как сговорившись: не хватает всех. Именно всех — горнорабочих, операторов обогатительных установок, маркшейдеров, водителей, электриков, слесарей, токарей… Перечень можно продолжать. И это несмотря на высокие зарплаты, начинающиеся от 100 тысяч рублей. Причём средний доход на предприятии в 180 тысяч здесь никого не удивляет. О причинах кадрового дефицита можно рассуждать долго. Но наши собеседники из числа менеджеров профильных предприятий солидарны ещё и в том, что многих людей пугает вахтовый метод работы. По принципу «вахта — это тяжело». Хотя большинство вахтовых посёлков компаний отличаются повышенным комфортом. Впрочем, в отраслевых структурах уже сложился костяк специалистов, приезжающих на вахту из других регионов России, вплоть до Краснодарского и Ставропольского краёв. Для привлечения же в угледобычу местных жителей в Якутии в целом и в Нерюнгринском районе в частности действует несколько программ. В том числе выстроено системное взаимодействие между компаниями и профильными образовательными учреждениями, а популяризация рабочих профессий проводится буквально начиная со школьной скамьи. Но кадровый вопрос пока остаётся сложным.

Праздник для всех

Тем не менее, с учётом важности угледобычи, едва ли не самым любимым праздником для нерюнгринцев был и остаётся День шахтёра. В прошлом году мы присутствовали на торжествах и можем констатировать: это, действительно, очень зрелищно. Скажем больше: в период торжеств грани между руководителями и простыми рабочими в определённой степени стираются. В колоннах праздничных демонстраций, на концертах и других мероприятиях равны все. И всех объединяет принадлежность к славной горняцкой профессии.

Но особым почтением пользуются полные кавалеры знака «Шахтёрская слава». Эта награда была введена в далёком 1956 году по инициативе легендарного министра угольной промышленности СССР А.Ф. ЗАСЯДЬКО. Состоит она из трёх степеней. Награждения проводятся последовательно, но, чтобы стать полным кавалером, требуется добросовестно отработать на добыче угля не менее 10—15 лет. Причём с самыми высокими показателями. Поэтому неудивительно, что такие люди в компаниях наперечёт и пользуются заслуженным уважением.

Ну а в текущем году День шахтёра в Нерюнгри начался, как обычно, с возложения цветов к памятнику шахтёрам-первопроходцам Южной Якутии. Затем был митинг памяти погибших горняков у мемориала Алексею СТОЛЫПИНУ. После этого состоялись зажжение факела и движение почётного кортежа по улицам города, а также демонстрация трудовых коллективов. Кроме того, в период праздничных торжеств были награждены заслуженные работники угольной промышленности. Завершился праздник концертом Александра МАРШАЛА на главной площади Нерюнгри, где присутствовали, кажется, все жители города. Но День шахтёра для нерюнгринцев — дата в определённой степени «плавающая». Она отмечается в течение недели, ведь график работы у всех разный. Кроме того, в каждой компании сложились ещё и собственные традиции.

А есть и традиции общие, среди которых — конкурс профессионального мастерства, на котором «солируют» водители специальной техники. И это тоже зрелищное мероприятие, ведь когда экскаватор поднимает два ведра воды, не разлив ни капли, это не может не удивлять. Так что День шахтёра в Нерюнгри — праздник для всех.

Дороге — быть

После Нерюнгри мы поехали в Алдан. Сразу можем отметить: поехали с чувством гордости. Ведь этот город — один из ключевых пунктов на железной дороге Беркакит — Томмот — Якутск. А на строительстве Амуро-Якутской магистрали мы бывали не раз, в том числе на укладке серебряного и золотого звеньев. Железная дорога уже давно введена в эксплуатацию, но трудовой подвиг транспортных строителей, проложивших АЯМ в сложнейших условиях Севера, до сих пор в памяти людей. И это не просто громкие слова. Ведь тогда, в девяностые и нулевые годы, сама идея грандиозного проекта была под вопросом. Финансирование со стороны государства постоянно приостанавливалось, а работникам предприятий не - редко выплачивали зарплату с большими задержками.

Ситуация изменилась в лучшую сторону после того, как была определена генподрядная структура. Ею стала инжиниринговая корпорация «Трансстрой» под руководством Ефима БАСИНА и Александра ДУДНИКОВА. Также большую роль в строительстве сыграла АК «Железные дороги Якутии» во главе с Василием ШИМОХИНЫМ. Кроме того, в реализацию проекта были вовлечены десятки различных отраслевых компаний со всего Дальнего Востока. Сейчас Амуро-Якутская магистраль является не только крайне необходимой транспортной артерией, влияющей на динамичное развитие Севера, но и настоящей историей трудового подвига.

В Алдане мы встретились с одним из тех, кто внёс огромный вклад в строительство АЯМа, — с Александром Николаевичем Дудниковым. И задали ему один вопрос: что он думает о необходимости проложить новую железную дорогу — от Якутска до Магадана? Вот что он ответил:

— Этот проект обсуждался ещё во времена БАМа. Тогда руководители государства смотрели на отдалённую перспективу, и планы были грандиозные.

Во-первых, сама Байкало-Амурская магистраль, значение которой переоценить невозможно. Теперь это проявляется особенно ярко, ведь пропускной способности БАМа уже не хватает.

Во-вторых, Амуро-Якутская магистраль, которая осуществила, казалось бы, несбыточную мечту — рельсы и шпалы пришли в Якутию, где многие люди тепловозов никогда в глаза не видели. И в наши дни постоянный рост добычи полезных ископаемых, того же угля, неразрывно связан с АЯМом. Как и развитие республики в целом.

А вот третий момент: ещё в советские годы планировалось продолжить железную дорогу Беркакит — Томмот — Якутск до Магадана, чтобы сформировать единую транспортную систему и Севера, и всей страны. Сейчас этот проект вновь обсуждается на самых высоких уровнях. Будем надеяться, что он будет реализован, поскольку однозначно нужен России. Я убеждён, что, если проектированием и строительством займутся профессионалы в статусе генподрядной структуры, обладающие соответствующим опытом на Севере, всё будет сделано. Причём с сокращением сроков строительства и экономией финансовых средств. Но для этого нужна государственная воля. Кстати, ещё в прошлом году в Якутске состоялась конференция «Путь на Магадан», посвящённая как раз транспортной теме.

Вот что сказал тогда накануне мероприятия глава РС (Я) Айсен НИКОЛАЕВ :

— Строительство железной дороги даст дополнительные возможности для развития экономического потенциала Якутии и Магаданской области и станет необходимым звеном в формировании нового транспортного коридора с выходом к Тихому океану и интеграцией в АТР.

Его поддержал губернатор Магаданской области Сергей НОСОВ :

— В контексте текущей мировой ситуации и поставленных президентом Российской Федерации задач строительство железной дороги на Магадан актуально как никогда. Дорога должна пройти через основные месторождения полезных ископаемых. Так что мало кто из вовлечённых в данный вопрос руководителей сомневается в значимости этого проекта.

Особо ценные спецы

Побывали мы и в АК «Железные дороги Якутии» и убедились, насколько прав был Александр Николаевич Дудников. Объёмы грузовых и пассажирских перевозок постоянно, ежегодно наращиваются. Более того, развивается и железнодорожная инфраструктура, причём с учётом различных проектов, связанных и с добычей полезных ископаемых, и со строительством магистрали на Магадан.

Последний момент имеет особое значение, ведь на станции Нижний Бестях в районе Якутска уже создан мощный логистический центр — именно с перспективой увеличения обработки грузов с учётом потребностей магаданской стороны.

Что же касается проблем, то в АК «ЖДЯ» они стандартные — дефицит кадров. Увы, специалистов не хватает и здесь, поэтому в компании создают все условия для привлечения сотрудников: от высоких зарплат до предоставления служебного жилья. И, несмотря на все сложности, на предприятии работают люди, которых здесь называют «особо ценными спецами». Так что АК «ЖДЯ» так же делает ставку на людей — как и почти весь дальневосточный бизнес.

Александр Матвеев

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов