Магаданский механический: завод широкого профиля
- 07 октября 2019
- /
- Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток», № 10 (149), октябрь 2019 года
Золотодобыча, как известно, является базисом экономики Колымы. Но этот базис, в свою очередь, состоит не только из работы старателей непосредственно на участках, но и из обеспечения их профильным оборудованием — промывочными приборами, запчастями для горно-шахтных комплексов, различными изделиями из металлоконструкций. И всё это оборудование производится на одном из старейших предприятий северо-востока России — Магаданском механическом заводе. О специфике работы в отрасли и об отраслевых проблемах мы поговорили с генеральным директором АО «ММЗ» Муратом ГАЛОЕВЫМ.
Вся жизнь — здесь
— Мурат Георгиевич, наше издание не раз публиковало материалы о работе вашего предприятия. Но в этот раз хотелось бы побеседовать не только о дне сегодняшнем, но и об истории Магаданского механического завода. Скажите, сколько лет вы работаете на предприятии?
— Если точно, то 42 года — более половины от общего срока существования Магаданского механического завода, ведь два года назад мы отметили его 80-летие. Так что с нашим предприятием я связал всю свою жизнь.
— Понятно, что в советское время власти уделяли серьёзное внимание развитию горной промышленности. И не в последнюю очередь — модернизации вашего предприятия, ведь оно производило и продолжает производить оборудование для добычи стратегического сырья — золота. А как ММЗ выживал в девяностые годы?
— Знаете, я хотел бы вас слегка поправить. Да, в советский период внимание промышленности уделялось, действительно, большое. Но касалось это, главным образом, технического развития предприятий. Это, разумеется, очень важный момент, однако слишком идеализировать то время я бы не стал — перекосов хватало и тогда. Например, в кадровой политике: тогда инженерно-технические работники ценились гораздо меньше рабочих. Я имею в виду непосредственно зарплаты. То есть люди оканчивали институты, приходили на производство, работали в полную силу, но зачастую получали меньше своих подчинённых, хотя именно от инженеров зависели и модернизация, и технический прогресс в целом. Приведу пример: когда я уже был начальником транспортного цеха, моя зарплата со всеми надбавками составляла 420 рублей. А наши водители, работавшие на трассе, получали в среднем по 750 рублей. Впрочем, это так, ремарка, чтобы не было особых иллюзий по отношению к советскому периоду, со всеми его безусловными достижениями.
А сейчас — непосредственно к вашему вопросу. В девяностые годы мы выживали очень тяжело: сокращали людей, сокращали производственные объёмы, сокращали социальные направления… Но, тем не менее, выжили, и не в последнюю очередь благодаря ныне покойному губернатору Магаданской области Валентину Ивановичу ЦВЕТКОВУ. Он, кстати, был выходцем с нашего завода, поэтому в сути проблем предприятия разбирался прекрасно и помогал в меру своих сил. Например, в 1998 году ММЗ был выдан так называемый «золотой кредит» под закупку оборудования для производства промприборов. Это позволило нам пережить самые тяжёлые годы и развиваться дальше. Но главное — Валентин Иванович много сделал, чтобы поддержать промышленность Колымы в тот тяжёлый период. Ведь это он «пробил» создание в регионе свободной экономической зоны, в формате которой 50 процентов НДС оставались на предприятиях, а оставшиеся 50 процентов — в бюджете области. Это дало мощный импульс для поддержки всего производства на Севере и не в последнюю очередь — для нашего предприятия. Отлично помню, что тогда завод получил незапланированные 9 миллионов рублей — как раз от его доли в НДС. Это позволило нам и с долгами рассчитаться, и предприятие поддержать. Так что заслуг у Валентина Ивановича Цветкова перед Колымой было немало, и многие до сих пор вспоминают его с благодарностью.
— Это правда, что именно в наиболее тяжёлый для экономики региона период ММЗ взял курс и на диверсификацию производства?
— Да, так оно и было. Если в советские годы предприятие специализировалось исключительно на выпуске оборудования для горнопромышленных компаний, то когда портфель заказов существенно сократился, нам пришлось реализовывать и другие проекты. В частности, стали выпускать трубы в ППУ-изоляции. Закупили соответствующее оборудование и обеспечили этой продукцией практически все районы области.
Широкая линейка
— Но Магаданский механический завод — это одно из самых известных предприятий по производству горного оборудования. Мы об этом рассказывали не раз, поэтому давайте коротко перечислим его основную продукцию.
— Ну, если коротко, то это в первую очередь промывочные приборы ПБШ-100, ГГМ-3, ППМ-5 и другие. Кроме того, мы изготавливаем запчасти к горно-шахтному оборудованию и насосам, а также изделия литейного производства.
— Если не ошибаюсь, ГГМ-3 был изготовлен по образцу канадского прибора «Дерокер» ещё в девяностые годы?
— Не ошибаетесь, и этот универсальный промывочный прибор остаётся одним из самых востребованных среди горняков. Уже изготовлено более 420 приборов.
— Но ведь и вся ваша продукция востребована весьма широко. А в каких регионах работают промприборы от ММЗ?
— Наверное, не ошибусь, если скажу: во всех регионах, где добывается золото. Помимо Колымы, это Республика Саха (Якутия), Хабаровский, Красноярский и Забайкальский края, Амурская и Иркутская области, Чукотский автономный округ… Кроме того, наше оборудование работает в странах ближнего и дальнего зарубежья — в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Монголии, Гане, Мали.
— Как известно, промприборы Магаданского механического завода не только надёжные, но ещё и современные, то есть вы проводите постоянную модернизацию оборудования. Это связано с требованием времени?
— Да, но в данном случае свой отпечаток накладывает и отраслевая специфика. Не секрет, что более половины колымского золота сейчас добывается на техногенных россыпях. Поэтому мы и наладили производство приборов со шлюзовой системой извлечения драгоценного металла — ПБШ-40, ПБШ-100, а также гидроэлеваторных приборов ПГБ-75 и ПБШ-75. Это оборудование в числе прочего, способно улавливать так называемое потерянное золото, что для Колымы и других северных регионов весьма актуально. Так что мы идём в ногу со временем. Это касается и непосредственно промприборов, и другого профильного оборудования. Но главное заключается в том, что мы учитываем все потребности рынка и делаем это на постоянной основе. В частности, ещё в 2016 году специалистами завода был разработан ПШВ-40 (прибор шлюзовой вибрационный) производительностью 40 кубометров в час. Но буквально сразу после этого мы приступили к созданию более производительной модели. В результате был создан ПШВ-150, соединяющий в себе функции грохота и питателя, производительностью 150 кубометров в час. Сейчас проводятся эксплуатационные испытания опытной партии этих приборов. Впрочем, о технических и технологических преимуществах ваша газета рассказывала не раз, так что повторяться не стоит.
Деньги не делили
— Но один вопрос, связанный с техническими и технологическими преимуществами вашего предприятия, я всё-таки задам. Понятно, что регулярная модернизация производства требует серьёзных затрат. Откуда берёте деньги на это?
— Зарабатываем, откуда же ещё? Хотя вы правы — средств на это требуется немало. Например, в период 2011—2019 годов мы вложили свыше 220 миллионов рублей в модернизацию производства, включая приобретение и монтаж оборудования. При этом ни копейки не было потрачено на дивиденды акционерам АО «Магаданский механический завод». Так что всё делаем исключительно за свой счёт, хотя расходов у компании значительно больше, нежели у наших коллег в европейской части страны.
— Вы имеете в виду затраты на логистику?
— И это тоже. Чтобы доставить из Магнитогорска (с металлургического комбината) в Магадан одну тонну металла, требуется затратить 15 тысяч рублей. А стоимость доставки той же тонны того же металла из того же Магнитогорска до конкурирующего с нами предприятия в Челябинске обходится, думаю, в две, максимум в три тысячи рублей. Как же можно нормально конкурировать в таких условиях?
Горняки при покупке приборов деньги считать умеют, и их не интересуют наши дополнительные затраты — они ориентируются на цену готовой продукции. Но и это ещё не все. Стоимость электроэнергии в Магаданской области (для промышленных предприятий) составляет 5 рублей 76 копеек за киловатт. Это значительно выше, чем в среднем по России. А ведь наше производство энергозатратное, поэтому траты на электроэнергию — серьёзная величина в конечной стоимости нашей продукции. Но пойдём дальше. В своё время государство привлекало людей на Север всевозможными льготами: это и северные надбавки к зарплате, и районные коэффициенты, и оплата проезда к месту отдыха и обратно для всей семьи, и так называемый «длинный отпуск» протяжённостью в 52 дня для каждого работающего северянина. С тех пор подобная поддержка продолжает называться государственными гарантиями, но сейчас это весьма условное понятие, поскольку всё вышеперечисленное оплачивается за счёт предприятия, то есть за счёт нашей прибыли.
Я вам только один пример приведу: в прошлом году лишь на покупку авиабилетов для работников завода и членов их семей мы израсходовали более 3 миллионов 700 тысяч рублей. А взять в качестве примера «длинный отпуск»! На предприятии работают 210 человек. По закону средний оплачиваемый отпуск в России составляет 28 дней. А у нас, повторюсь, 52 дня. Получается, разница составляет 24 дня. А давайте умножим эти лишние 24 дня на 210, то есть на численность сотрудников, и получим показательную цифру — 5040. Соответственно, более пяти тысяч дней наши работники в отличие от работников в европейской части страны отдыхают и получают за это деньги от предприятия. При такой арифметике нетрудно вновь подсчитать — в сухом остатке завод кормит просто так 24 человека — более 10 процентов от всей численности коллектива. Все эти затраты включаются в себестоимость, что влечёт за собой удорожание продукции.
Все должны быть равны
— Какой, на ваш взгляд, выход из этой ситуации?
— О том, что государственные гарантии должны вновь стать именно государственными (то есть обеспечиваться государством), говорят уже не одно десятилетие. А толку нет. Поэтому мы были бы рады даже частичной господдержке.
— Какой именно?
— Например, было бы целесообразно, чтобы государство компенсировало заводу стоимость проезда работников к месту отдыха и обратно. Тем более ситуация у нас в этом плане безальтернативная — железной дороги в Магаданской области нет и никогда не было, так что единственным сообщением с «материком» является авиационное. А цены на авиабилеты постоянно растут. Сейчас билеты «на круг», то есть туда и обратно, составляют около 67 тысяч рублей на человека. А сколько это получается вместе с членами семей работников, можете догадываться. Поэтому для нас такая компенсация была бы весьма актуальной. И я говорю сейчас не о каких-то преференциях для предприятий Севера. Скорее, наоборот — речь идёт именно о выравнивании условий для всех организаций России. Ведь мы оказываемся неконкурентоспособными по сравнению с нашими западными коллегами, и не в последнюю очередь из-за дополнительных обременений, связанных с государственными гарантиями. Тем более что равенство всех граждан, в том числе и предпринимателей, гарантировано Конституцией РФ.
О кадрах
— Испытывает ли АО «Магаданский механический завод» кадровые проблемы?
— Конечно! Это особенно касается рабочих специальностей. Могу сказать, что на сегодняшний день нам не хватает токарей, фрезеровщиков, сверловщиков.
— Почему не хватает?
— Этих специалистов в нашем регионе сейчас просто не обучают. Впрочем, кадровая проблема касается не только нашего завода. Это общая беда всех колымских производственников, а по большому счёту, беда государственная, ведь отток населения с Колымы продолжается. И мы это ощущаем, несмотря на то, что на предприятии работают высококвалифицированные профессионалы: и ветераны, и молодёжь.
— Да, общеизвестно, что, несмотря на все сложности, АО «Магаданский механический завод» является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий Колымы. За счёт чего?
— Во-первых, так сложилось исторически. Неслучайно нашу компанию называют визитной карточкой Колымы, ведь в течение восьми с лишним десятилетий она обеспечивала профильным оборудованием базисную отрасль региональной экономики. В результате шлифовались современные технологии, приобретался бесценный опыт, формировались славные производственные традиции. Всё это играет большую роль и сейчас. Только мы становимся более динамичными в экономических отношениях, то есть постоянно учитываем реальные потребности рынка и обеспечиваем эти потребности с учётом пожеланий наших заказчиков. Ну, а во-вторых, ещё два года назад, при подготовке юбилейных торжеств, я произнёс фразу, от которой не откажусь никогда: «В жизни любого успешного коллектива есть три составляющие: история, которой нужно гордиться, современность с её трудом, проблемами и достижениями, и перспектива, которая устремляет его в будущее». Всё это я могу повторить и сейчас. Это как раз о нас, о коллективе Магаданского механического завода.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ