Чинейское месторождение

Просмотр инвестпроекта

Описание проекта

Чинейское месторождение расположено на северо-востоке Забайкальского края (660 км от Читы) на территории Каларского района, в 45 км юго-восточнее железнодорожной станции Новая Чара ВСЖД и в 15 км к югу от Удокана. На месторождении выделяются два лицензионных участка — «Магнитный» и «Рудный». [3]

Лицензиями на право пользования участками недр «Магнитный» и «Рудный» (ЧИТ 00745 ТР, ЧИТ 00746 ТР) с 1993 года владеет компания ОАО «Забайкалстальинвест» (УК «Союзметаллресурс»).

Участок «Магнитный» расположен в юго-восточной части Чинейского месторождения. Утверждённые запасы ванадийсодержащих титано‐магнетитовых руд на нём составляют 1,5 млрд тонн (содержание ванадия 0,5%, железа 33%), балансовые запасы железа (А+В+С12) — 936 млн тонн. [1,16,18]

Участок «Рудный» расположен в восточной части интрузива. Он представлен медно-сульфидными рудами, которые содержат медь, золото, серебро и металлы платиновой группы. Прогнозные ресурсы этого участка, согласно отчётам ОАО «Забайкалстальинвест», составляют 80–95 млн тонн руды. [3,4]

На лицензионных участках выполнен комплекс геологоразведочных работ, проведены технологические испытания. [16]

В 2007–2008 годах, по заказу УК «Союзметаллресурс», компания WorleyParsons изучила все стадии освоения Чинейского месторождения и разработала проект металлургического комбината. Предварительный проект предусматривал переработку 5 млн тонн руды в год и производство 2,5–2,6 млн тонн концентрата. Стоимость строительства комбината компания WorleyParsons оценила в 4,5 млрд долларов. [3]

Для дальнейшего освоения Чинейского месторождения необходимо обустроить транспортную и энергетическую инфраструктуру. Существующая система энергоснабжения не может удовлетворить потребности объектов ОАО «Забайкалстальинвест» с суммарной расчётной нагрузкой 156–200 МВт, а для вывоза 2,5 млн тонн железорудного концентрата в год требуется достроить железную дорогу [3]

В 2005 году «Восточно-Сибирская железная дорога» (филиал ОАО «РЖД») сдала в эксплуатацию подъездную железнодорожную ветку Новая Чара—Чина до Чинейского месторождения (протяжённостью 42 км). Сейчас эта ветка функционирует только до 26-го километра, остальной участок дороги вышел из строя ещё в 2008 году. Чтобы восстановить движение по разрушенной части, необходимо отремонтировать разрушенные участки дороги, построить все инженерные сооружения, а также достроить ветку от отметки «42-й километр» до станции Чина. Этот объект был включён в стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Объём инвестиций в строительство ветки оценён в 15 млрд рублей. [1,23,24]

Энергоснабжение объектов Чинейского железорудного месторождения предусмотрено за счёт Ленской ТЭС, строительство которой планируется в Усть-Кутском районе Иркутской области. Выход ТЭС на проектную мощность запланирован к 2020 году и утверждён приказом Минэнерго России № 147 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2016–2022 годы».

На сегодняшний день на Чинейском месторождении построен только вахтовый посёлок и проложены основные технологические дороги.

Согласно официальным отчётам компании, в реализацию проекта «Магнитный» с 2000 по 2016 год было вложено 154,392 млн рублей, а в проект «Рудный» (с 2004 по 2016 год) — 623,7 млн рублей.

В 2016 году ООО «Геология Экспертиза» составила «Технический проект разработки Чинейского месторождения», который был утверждён 7 июня 2016 года ЦКР-ТПИ № 97/16-стп. [15,16]

Согласно проекту, на участке «Рудный» планируется строительство горно-обогатительного комбината по переработке меди, платины, золота и палладия. Еще один комбинат предполагает переработку титаномагнетитовых руд, содержащих ванадиевые руды. Построить его должны на «Магнитном». [2]

В 2022 году планируется продолжение технологических испытаний с целью принятия окончательного решения о технологии и месте передела концентрата. Планируется также комплекс работ, необходимых для проектирования строительства ГОКа и ремонта и строительства инфраструктуры. [25]

Перспективы развития предприятия на 2022-2023 годы связаны с разработкой проекта строительства ГОКа на базе медно-платинометальных руд участка Рудного. Планируется решить основные задачи [25]:

  • поиски воды для технических нужд фабрики;
  • решение вопроса по электроснабжению ГОКа;
  • принятие решения о технологии и месте передела, о конечном продукте;
  • проведение изыскательских работ, выбор генпроектировщика, прохождение процедуры экспертиз и согласования проекта.

История реализации

В 1938 году геологи М.Н. Петрусевич и Л.И. Казик, исследуя трассу одного из вариантов БАМа, обнаружили Чинейское титаномагнетитовое месторождение. [4,17]

С 1954 по 1990 год геологическое изучение Чинейского плутона проводилось достаточно интенсивно. В 1954 году была создана Чинейская партия Удоканской экспедиции ЧГУ, также в изучении месторождения принимали участие: ФГУП «Всероссийский институт минерального сырья им. Федоровского» (ВИМС); ФГУП «Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов» (ЦНИГРИ); Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ); Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН (БНЦ СО РАН); Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН). [17]

С 1 сентября 1993 года лицензиями на пользование недрами владеет компания АО «Забайкалстальинвест». В марте 1997 года лицензии были переоформлены и продлены до 2023 года: участок «Рудный» — ЧИТ 00746 ТР , участок «Магнитный» — ЧИТ 00745 ТР.

С 1998 по 2001 год по заказу «Восточно‐Сибирской железной дороги» строилась железнодорожная ветка Чара—Чина. В журнале «География» описан маршрут, по которому строилась трасса. Первые 20 км железной дороги были проложены по Верхнечарской котловине, следующие 18 км — через перевал Эмегачи в долину реки Нижний Ингамакит, с 39-го км начинался траверс Удоканского хребта. На 42-м км был построен железнодорожный мост длиной 347 метров. До 54–55-го км дорога проходила по крутому склону в закрытых и открытых защитных галереях. Далее трасса должна была проходить через каньоны, в зоне высокой сейсмичности. По проекту железнодорожный путь заканчивался на станции Чина. [20]

26 сентября 2001 года газета «Коммерсант» сообщила, что по железной дороге с Чинейского месторождения была отправлена первая пробная партия руды на Коршуновский горно-обогатительный комбинат («Суал-руда»). [1]

С 2004 по 2010 год, по сведениям официальных отчётов компании, на «Рудном» участке проводились геологоразведочные и горно-подготовительные работы. [10]

В 2008 году, согласно сведениям официальных отчётов компании, на опытно-промышленной установке ОАО «Удоканская медь» проведены полупромышленные испытания технологических проб участка «Рудный». На основе полученных результатов ОАО «Гинцветмет» совместно с ОАО «Забайкалцветметниипроект» подготовили ТЭО проекта «Строительство Чинейского медного горно-обогатительного комбината». С целью опережения подготовки к строительству были частично выполнены вскрышные работы. [8]

Как сообщает журнал «Эксперт Сибирь», ОАО «Сибцветметниипроект» составил технико-экономический расчёт (ТЭР) комбинированной отработки (открытой и подземной) на участке «Рудный», а также ТЭР строительства ГОК с производительностью 3–4, 5–6 млн тонн. Общие затраты по этому проекту, по предварительной оценке, составят 0,7–1 млрд долларов. [3]

7 ноября 2005 года, как сообщает информационное агентство REGNUM, Восточно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») сдала в эксплуатацию подъездную железнодорожную ветку (до 42-го км) к Чинейскому месторождению Новая Чара—Чина. [19]

В 2007 году, как сообщает пресс-служба ОАО «РЖД», «Новочарская дистанция пути» (подразделение Восточно-Сибирской железной дороги) приступила к восстановлению железнодорожной ветки Новая Чара—Чина. [22]

В 2008 году, как сообщает «Металлургический бюллетень», на железнодорожной ветке Чара—Чина необходимо проводить восстановительные работы. На участке железнодорожного пути от 36-го км по 42-й км из-за подмыва рельсошпальной решётки рельсы «повисли» в воздухе или закрыты завалами осадочных пород. От станции Новая Чара железнодорожная ветка сохранена до 26-го км, по которой осуществляется перевозка грузов. Далее они перевозятся горняками на Чину. [23]

В 2009 году, согласно стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р строительство железнодорожной ветки Новая Чара—Чина приостановлено. [24]

С 2007 по 2016 год «Забайкалстальинвест» занимается поиском оптимальной технологии переработки титаномагнетитового концентрата с максимальным извлечением титана, железа и ванадия.

Согласно официальному отчёту компании, на Удоканской опытно-промышленной установке проведены технологические испытания для определения параметров и показателей технологического процесса магнитного обогащения для получения титаномагнетитового концентрата. [7]

Полученный концентрат был отправлен в ЦТК и АО «Карельский окатыш» для проведения испытаний по окомкованию.

Компания Worley Parsons занялась изучением полученных окатышей и разработала проект металлургического комбината. Согласно проведённым исследованиям, было выявлено, что для наиболее эффективной переработки руд необходимо строительство комбината с рудно-термическими печами в голове процесса. Предложенный компанией проект потребовал высоких капитальных затрат (4,5 млрд долларов США). Оператор проекта решил отказаться от предложенной программы и продолжил поиск другого оптимального варианта производства концентрата.

С этой целью «Забайкалстальинвест» обратился в ОАО «Уральский институт металлов» (УИМ), который выполнил научно-исследовательскую работу: «Разработка предложений по технико-экономическому расчёту, финансово-экономическому анализу, рекомендации по проектированию и освоению Чинейского месторождения титаномагнетитов». Институтом предложена новая технология металлургического передела титаномагнетитовых руд как по электрометаллургической (безкоксовой) схеме, так и по традиционной агломерационно-доменной. [8,9,10]

21 декабря 2010 года, как сообщает информационное агентство MetalTorg, En+ Group и корейская компания Sam Won Resources Development подписали соглашение о создании совместного предприятия для разработки Чинейского месторождения. Корейские инвесторы намерены вложить в развитие Чинейского проекта не менее 1 млрд долларов. [21]

В 2012 году ФГУП «Всероссийский институт минерального сырья им. Федоровского» (ВИМС) выполнил первый этап — «Технологического исследования руд участка Магнитный». [12]

В 2013 году компания Hatch закончила отчёт о проведённых исследованиях переработки концентратов с максимальным извлечением железа, титана и ванадия из руды. Сведений об итогах отчёта редакции найти не удалось. [13]

По сведениям официальных отчётов компании, на основе исследований программы «ВИМС-Hatch-УИМ» «Забайкалстальинвест» провёл полупромышленные испытания по обогащению титаномагнетитовой руды. Результаты их использованы для составления ТЭО постоянных кондиций. [13]

В 2012 году ФГУП «Всероссийский институт минерального сырья им. Федоровского» выполнил работы по договору № 205/10 «Разработка ТЭО разведочных кондиций для подсчёта запасов медно-сульфидных руд участка Рудный», и договору № 150/11 «Повариантный подсчёт запасов медно-сульфидных руд участка „Рудный“». [12]

В 2014 году, как сообщает компания, ООО «ГРК» выполнила проект разработки Чинейского месторождения на участке «Магнитный», который прошёл согласование в ЦКР ТПИ, и была начата добыча руды на склад. [14]

В 2015 году, согласно официальному отчёту компании, ООО «Гринфилд консалтинг» составил «Отчёт с подсчётом запасов по результатам разведки ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд участка „Магнитный“». Материалы отчёта были представлены в экспертизу ГКЗ, которая впоследствии отправила проект на доработку. [15]

В 2015 году были приостановлены работы по причине отсутствия гарантий на сохранение лицензии со стороны Роснедра, протоколом № 213 от 17 сентября 2015 года и уведомлением № ЕК-04-31/11091 от 02.10.2015 года было принято решение начать процедуру лишения лицензии недропользователя. [16]

В 2016 году, по сведениям официального отчёта компании, возобновляются работы по корректировке проекта освоения участка «Магнитный». ОАО «Забайкалстальивест» передал Томскому государственному университету пробы титаномагнетитовой руды и концентрата ММС. Результаты исследования показали, что применение водных растворов фторида аммония позволяет в процессе выщелачивания выделять титан, что способствует улучшению качества сырья. Однако такая технология требует дополнительных исследований, поскольку степень селекции значительно зависит от кислотности среды выщелачивающего раствора. [16]

7 июня 2016 года ЦКР-ТПИ протоколом № 94/16-стп утвердило «Технический проект разработки Чинейского месторождения», разработанного компаниями ООО «ГРК» и ООО «Геология Экспертиза». Проектом предусматривается совместное освоение участков «Магнитный» и «Рудный». [15; 16]

22 декабря 2016 года, по сведениям отчёта компании ОАО «Забайкалстальинвест», на заседании комиссии по лишению лицензии в Роснедра было приятно решение оставить лицензии у ОАО «Забайкалстальинвест». [16]

15 декабря 2017 года портал NEDRADV сообщил со ссылкой на генерального директора Сергея Дружнева, что компания продлила срок действия лицензий на освоение участков «Рудный» и «Магнитный» до 31 декабря 2023 года. Это поможет предприятию продолжить поиски технологии по извлечению железа, пятиокиси ванадия и двуокиси титана из руды на «Магнитном». [2]

В 2021 году ОАО «Забайкалстальинвест» завершило геологоразведочные и продолжает вести инжиниринговые работы по развитию Чинейского месторождения полиметаллических руд. По участку Рудный в 2021 году решением ГКЗ утверждено ТЭО временных кондиций и отчет с подсчетом запасов руд, которые увеличены с 20 млн тонн до 106 млн тонн и переведены из забалансовых в балансовые, для отработки открытым способом. По участку Магнитный в 2021 году материалы ТЭО кондиций и отчёта с подсчётом запасов повторно представлены на рассмотрение в ГКЗ. [25]

Горные проекты Забайкалья
NEDRADV, 16 июля 2015 года>

Дорога к богатствам Сибири
Журнал «География», № 11, 2002 год>

Испытание медью
«Business Guide (Металлургия)». Приложение (газеты «Коммерсант») № 89 от 27.05.2008, стр. 38>

Половина железной дороги к Чинейскому месторождению уже вышла из строя?
Металлургический бюллетень, октябрь 2008 года>

Чинейское месторождение
«Эксперт Сибирь» №35 (302)>

Эффективная технология освоения Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд
«НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА-2001», СЕМИНАР № 14>

2018 Все права защищены Бизнес-медиа Дальний Восток

Error [Generate] in updateCache from portal_v_counter. Cache not saved. Time generate: 3.76057ms. Error: Error: Generate Module from file is failed! file:'/nedradv/gui/upload/nedradv/unify.bm/template/counter_1.html' (html/template:counter_1.html: ends in a non-text context: {stateURL delimDoubleQuote urlPartPreQuery jsCtxRegexp attrURL elementNone })