Горные проекты Забайкалья
- 16 июля 2015
- /
- NEDRADV, 16 июля 2015 года
На территории Забайкальского края ведется сегодня активная работа по привлечению инвесторов для разработки недр и развитию инфраструктуры. Редакция портала «NEDRADV» подготовила интервью с министром природных ресурсов Забайкальского края Олегом Поляковым.
Проекты Юго-Востока
— Олег Анатольевич, в СМИ больше всего освещалась инвестиционная активность «Норильского никеля» и связанные с ним горнодобывающие проекты. Расскажите о развитии горно-металлургического кластера на юго-востоке Забайкалья.
— В юго-восточный рудный узел входят местрождения — Быстринское (медь, золото), Бугдаинское (молибден, золото), Култуминское (медь, золото), Лугоканское (медь, золото, серебро), Солонеченское (сурьма, золото). Лицензиями на разведку и разработку этих месторождений владеют дочерние компании ОАО «Норильский никель».
Также на юго-востоке Забайкалья находится и Новоширокинское полиметаллическое месторождение, которое разрабатывается с октября 2009 года компанией ООО «Руссдрагмет». Лицензией на разработку этого месторождения владеет компания Highland Gold Mining Ltd совместно с ОАО «Казцинк».
Нойон-Тологойское месторождение разрабатывает дочерняя компания «Среднеазиатская Серебрянная Полиметаллическая Группа Лимитед» (КНР) — ООО «Байкалруд», а Березовское железорудное месторождение с 2006 года осваивает другая китайская компания — ООО «Горнопромышленная компания Лунэн».
— Трудности освоения месторождений Юго-Востока Забайкалья обусловлены, прежде всего, отсутствием инфраструктуры транспортной, энергетической. И как в таких условиях ведется освоение?
— Расскажу про уникальный опыт «Норильского никеля». В 2006 году компания «ГМК «Норильский никель», при поддержке администрации Читинской области, выступила инициатором крупного инвестиционного проекта — «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края».
Проект состоял из двух этапов — инфраструктурного и горнорудного. Первый этап проекта — строительство железнодорожной линии Нарын – Лугокан, на участке станция Нарын 1 (Борзя) – станция Газимурский Завод протяженностью 227 км, должен завершиться в 2015 году.
В соответствии с паспортом проекта сметная стоимость железной дороги составила 32239,94 млн рублей. Из них, согласно инвестиционного соглашения, 25 % стоимости или 8059,98 млн рублей вкладывает компания «ГМК «Норильский никель». Вклад Инвестиционного Фонда России в строительство дороги составил 75 % или 24179,96 млн рублей.
В апреле 2014 года генподрядчик (ООО «Корпорация «Инжтрансстрой») по строительству новой линии железной дороги «Нарын 1 (Борзя) – Газимурский Завод» начал процедуру банкротства, и государственные контракты с ним были расторгнуты.
На тот момент Инвестиционный фонд РФ профинансировал строительство дороги на сумму 22,79 млрд рублей, а остаток неиспользованных средств составлял 1,4 млрд рублей. Средства, вложенные инвестором, составили 8,058 млрд. рублей. Правительством Забайкальского края совместно с ОАО «ГМК «Норильский никель» были инициированы поручения Президента Российской Федерации, согласно которым строительство железной дороги должно быть завершено за счет неиспользованных лимитов в 2015 году.
В ноябре 2014 года в результате торгов на завершение строительства дороги был определен новый подрядчик — ООО «Трест Тындатрансстрой». Стоимость контракта составила 623 млн рублей, из которых на 1 июня 2015 года профинансировано 221,7 млн рублей, из которых уже освоено 93,3 млн рублей.
В настоящее время идет работа по корректировке проектной и рабочей документации объекта «Строительство новой линии железной дороги Нарын – Лугокан, участок линии: станция Нарын 1 (Борзя) - станция Газимурский завод» для окончания строительства в пределах неизрасходованных бюджетных средств.
Кроме того, в качестве оператора по эксплуатации строящейся железной дороги оптимальным считается вариант создания проектной компании (SPV) на условиях передачи ей в управление участков, находящихся в собственности Российской Федерации и Компании. В настоящее время Минтрансом России прорабатывается организационно-правовая форма данной компании.
Стоит отметить, что завершение строительства железнодорожной линии Нарын – Лугокан, участок: станция Нарын 1 (Борзя) – станция Газимурский Завод в установленные сроки стоит на контроле в администрации Президента Российской Федерации.
— А почему «Норильский никель» поменял свои планы? Ведь первоначально планировалось осваивать пять месторождений — Быстринское, Бугдаинское, Култуминское, Лугоканское и Солонеченское?
— Паспорт проекта, изначально предусматривающий строительство пяти ГОКов, был изменен распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1872-р. Новый паспорт предусматривает освоение двух месторождений – Быстринского и Бугдаинского. И, соответственно, строительство двух ГОКов.
По состоянию на 1 июня 2015 года в освоение Быстринского месторождения ОАО «ГМК «Норильский никель» инвестировано 15,4 млрд рублей, Бугдаинского – 3,1 млрд. рублей. Следует отметить, что, несмотря на выполнение предпроектных и проектных работ по Бугдаинскому ГОКу, в связи с падением мировых цен на молибден строительство Бугдаинского ГОКа инвестором временно приостановлено. На сегодняшний день все усилия компании направлены на реализацию проекта по освоению Быстринского месторождения. Компания декларирует намерения ввести Быстринский ГОК в эксплуатацию в 3-ем квартале 2017 года.
Говорить о том, что Норильский никель отказался от Култуминского, Лугоканского и Солонеченского месторождений не совсем корректно. На сегодняшний день компания, напрямую либо через дочерние общества, владеет двумя лицензиями на поиск и оценку месторождений меди, золота, серебра (Лугоканская и Култуминская площади) и пятью лицензиями на геологическое изучение, разведку и добычу (Быстринская площадь – медь, золото, серебро; Бугдаинское месторождение – молибден; Солонеченское месторождение – сурьма; Быстринско-Ширинское проявление – рудное золото, Зергунское месторождение – золото).
Другое дело, что об их освоении в текущей экономической ситуации речь пока не идет, как не идет речь и о достройке в ближайшей перспективе железнодорожной линии до Лугокана.
Про китайский капитал
— Каким образом китайские инвесторы участвуют в освоении природных ресурсов Забайкалья?
— Китайские инвесторы вложились в освоение полиметаллического месторождения «Нойон-Тологой», расположенного в Александрово-Заводском районе Забайкальского края. Разработку ведет — ООО «Байкалруд», учредитель которого акционерная компания с ограниченной ответственностью «Среднеазиатская Серебрянная Полиметаллическая Группа Лимитед» (КНР). Компания сейчас завершает строительство обогатительной фабрики по производству концентратов свинца и цинка. Запуск фабрики мощностью 600 тыс. тонн руды в год в эксплуатацию запланирован в сентябре 2015 года, а в дальнейшем ожидается выход на годовую производительность руды 3 млн тонн. Необходимый объем инвестиций составляет 7,2 млрд рублей, на конец первого квартала 2015 года инвестировано 3,9 млрд. рублей. Одним из инвесторов проекта выступает Российско-китайский инвестиционный фонд.
Другое китайское предприятие ООО «Горнопромышленная компания Лунэн» с 2006 года осваивает Березовское железорудное месторождение, расположенное в Нерчинско-Заводском районе. Всего компанией инвестировано 15,8 млн долларов США. За период с начала реализации проекта было создано 241 рабочее место. В настоящее время продолжаются горно-капитальные работы на карьере Ольховый. Проект имеет проблемы технологического и инфраструктурного характера. Таможенный пункт пропуска Олочи имеет низкую пропускную способность, отсутствует система надежного электроснабжения.
Для обеспечения производственной площадки ООО «ГПК Лунэн» электро-энергией филиалом МРСК Сибири – «Читаэнерго» разработан перечень мероприятий, включающий строительство 15 км двухцепной ВЛ-110 кВ от подстанции «Благодатка» до подстанции «Лунэн» и строительство подстанции 110/10 кВ с двумя трансформаторами 2х40 МВА, а также реконструкцию ПС «Благодатка». Однако заключать договор техприсоединения компания не торопится, поэтому срок реализации мероприятий не определен.
— Ранее забайкальские власти заявляли о намерении построить железнодорожную ветку Приаргунск — Нерчинский завод, которую планировали тянуть до Березовского месторождения. Какова судьба этого проекта?
— Мероприятие по строительству железнодорожной линии Приаргунск – Березовское включено в Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации. Сроки строительства – 2016 – 2030 годы, объем финансирования – 12,5 млрд. рублей. Однако в бюджете Российской Федерации на плановый период 2016 – 2017 годов средства для строительства дороги не предусмотрены.
Северный кластер
— На севере Забайкалья есть еще один район — Каларский, где сосредоточены большие запасы полезных ископаемых. Как осваиваются северные территории Забайкалья?
— На севере Забайкалья имеются уникальные месторождения полезных ископаемых. Это Удоканское месторождение меди, одно из крупнейших в мире. Его запасы оцениваются в 20 млн тонн меди (1,3 млрд тонн медной руды, среднее содержание меди в руде 1,5%), что составляет около 30% всех запасов этого металла в России. Чинейское железорудное месторождение по запасам и прогнозным ресурсам ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд является одним из крупнейших месторождений в России, а по ресурсам ванадия — одним из крупнейших в мире (причем уникальным по содержанию ванадия в рудах — до 0,5%). Апсатское угольное месторождение с ресурсами каменных углей коксующихся марок в 2,2 миллиарда тонн, что составляет половину всех ресурсов каменных углей Забайкалья. Эксперты также классифицируют это месторождение как углегазовое, — по предварительным оценкам, в его угольных пластах сосредоточено до 55 миллиардов кубометров метана.
Удоканский проект реализует ООО «Байкальская горная компания» (ОАО «Металлоинвест»). В настоящее время подготовлено и обновлено международное технико-экономическое обоснование с учетом всех выполненных на сегодняшний день работ, разработана финансовая модель, бизнес план; завершена подготовка технологического регламента и ТЭО кондиций. Начата реализация полномасштабного проектирования объектов Удоканского горно-металлургического комбината. За период реализации проекта объем инвестиций составил 24,3 млрд. рублей. Проект предполагает проектирование и строительство горно-металлургического комбината для освоения Удоканского месторождения меди с объемом производства 329 тыс. тонн в год медного концентрата (содержание меди 45,5%) и 190 тыс. тонн в год медных катодов класса А по ЛБМ (Лондонской бирже металлов). В 2014 году ООО «Байкальская горная компания» изменила сроки начала эксплуатации месторождения, которая должна была начаться в 2014 году и в 2016 году выйти на проектную мощность. Теперь техническая переработка начнется в 2020 году, а на проектную мощность предприятие планирует выйти к 2024.
ОАО «Забайкалстальинвест», осуществляющее освоение Чинейского титано-магнетитового месторождения, предполагает переработку 6 млн. тонн руд с выпуском до 2,5 млн. тонн железорудного концентрата. В настоящее время завершены геологоразведочные работы, утверждены временные разведочные кондиции к подсчету запасов, выполнен подсчет запасов, составлен отчет. В геологоразведку компанией инвестировано 124 млн. рублей.
ООО «Арктические разработки» (СУЭК) осуществляет освоение Апсатского месторождения. В 2014 году предприятием добыт миллион тонн угля, что на 36 % превышает уровень добычи 2013 года. В дальнейшем предполагается строительство разреза с добычей каменного угля до 3 млн. тонн в год.
— Проблемы освоения севера территорий Забайкалья – это низкая пропускная способность БАМа, недостаток энергетических мощностей, отсутствие социальной инфраструктуры. Как правительство Забайкальского края намерено помочь инвесторам?
— Безусловно, успешное развитие зоны БАМа зависит от развития инфраструктуры. Существующая автодорожная сеть в основном поддерживается в удовлетворительном состоянии. В то же время требуется реконструкция автодороги местного значения Новая Чара – Удокан. Предложения по включению данного мероприятия, также как и реконструкции аэродромного комплекса с. Чара, неоднократно направлялись правительством края в Минвостокразвития России для включения в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», пока безуспешно.
Из объектов железнодорожного транспорта необходимы: реконструкция (расширение) железнодорожной станции Новая Чара, реконструкция железнодорожной линии Новая Чара – Чина, строительство железнодорожной станции в районе разъезда Кемен. Увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали будет достигнуто путем реализации инвестиционного проекта ОАО «РЖД» по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Паспортом проекта предусмотрен общий объем капитальных вложений по проекту – 562,4 млрд. рублей, из них бюджетные ассигнование федерального бюджета – 110,2 млрд. рублей, средства Фонда национального благосостояния – 150 млрд. рублей.
Что касается энергетической инфраструктуры в зоне БАМа, в Инвестиционную программу ОАО «ФСК ЕЭС» на 2015 – 2019 годы включены следующие мероприятия:
— перевод ВЛ 110 кВ Таксимо – Мамакан на номинальное проектное напряжение 220 кВ (срок реализации 2016 год);
— строительство ВЛ 500 кВ Усть-Кут – Нижнеангарская с ПС 500 кВ «Нижнеангарская» (ориентировочный срок реализации – 2019 год);
— строительство второй цепи ВЛ 220 кВ Тында – Лопча – Хани – Чара (срок реализации – 2020 год).
Строительство Мокской ГЭС включено в Генеральную схему размещения объектов энергетики в Российской Федерации до 2030 года. Однако конкретных решений об ее строительстве пока не принято.
В любом случае наличие дополнительного источника генерации в данном районе обосновано. В качестве одного из вариантов рассматривается строительство угольной ТЭЦ.
Про золото
— Олег Анатольевич, Забайкальский край занимает 8 место среди золотодобывающих регионов России. Имеются ли перспективы дальнейшего роста золотодобычи?
— В 2014 году сохранена тенденция роста объемов золотодобычи. Добыто драгоценного металла 9811 кг. Это обеспечено введением в эксплуатацию обогатительной фабрики ЗАО «Рудник «Александровский» и наращиванием объемов действующих предприятий. Это ОАО «Ново-Широкинский рудник» (1630,0 кг золота), ЗАО «Рудник Апрелково» (983,0 кг); «Артель старателей «Даурия» (732,6 кг), ООО «Урюмкан» (599,0 кг), ООО «Газимур» (469,0 кг), ООО «Мангазея Майнинг» (345,0 кг), ООО «Артель старателей «Бальджа» (354,1 кг) и ООО «ГРЭ-324» (399,0 кг).
Несмотря не имеющиеся проблемы в золотодобывающей отрасли, среди недропользователей продолжают пользоваться спросом участки недр, содержащие ресурсы или запасы золота. В 2014 году по результатам проведенных аукционов Центрсибнедра выдало 26 новых лицензий на пользование недрами с целью разведки и добычи золота, как россыпного, так и рудного. Перспективы дальнейшего развития отрасли связаны не только с увеличением объемов добычи действующими предприятиями, но и с вводом в эксплуатацию новых объектов. Так в ближайшие годы планируется ввод в эксплуатацию месторождений рудного золота на Верхне-Алиинском, Наседкинском, Тасеевском, Дельмачикском и других месторождениях.
Правительство Забайкальского края в рамках своих полномочий принимает решения о придании приоритетным региональным проектам статуса инвестиционных. В золотодобывающей отрасли такой статус присвоен проекту разработки золоторудного месторождения Савкинское (инвестор — «Мангазея Майнинг»).
В целом, обеспеченность добычи на достигнутом уровне по рудному золоту составляет 100 лет, по россыпному золоту 17 лет.
Урановые проекты
— В производстве урана Забайкальский край традиционно является россиским лидером. Какие надежды правительство Забайкальского края возлагает на атомную промышленность?
— ПАО «ППГХО» является крупнейшим действующим уранодобывающим предприятием в России. Даже с учетом снижения объемов добычи в течение последних 3-х лет, его доля в общероссийской добыче урана составляет две трети. Кроме того, предприятие также входит в десятку крупнейших уранодобывающих предприятий в мире. Сегодня, учитывая 45-летний период работы, часть запасов действующих рудников с высоким содержанием полезного компонента отработана, и предприятие испытывает серьезные проблемы с обеспечением рентабельности добычи.
Перспективы сохранения предприятия и соответственно моногорода Краснокаменска связаны с освоением Аргунского и Жерлового месторождений, на долю которых приходится 35 % запасов ПАО «ППГХО», и строительством рудника № 6. На сегодняшний день по объекту имеется полный комплект ПСД, положительное заключение ГГЭ, разработана геолого-математическая модель, соответствующая требованиям ГКЗ, разработана новая схема вскрытия, позволяющая на 40% снизить капитальные затраты.
В целом содержание урана в рудах Аргунского и Жерлового месторождений почти вдвое превышает содержание урана на других рудниках ППГХО. Расчетная себестоимость производства урана на 6 руднике на 15 % ниже, чем на других рудниках, применение новых технологий позволит получить четырехкратное увеличение производительности урана с одного блока. При этом на руднике была ранее выполнена часть горных работ. Выбытие действующих рудников ПАО ППГХО прогнозируется на 2022 год. Для обеспечения ввода в эксплуатацию 6 рудника к этому времени необходимо завершить корректировку проектных решений в 2015 году и начать его строительство не позднее 2016 года.
Перспективы города Краснокаменска также связаны с проектами диверсификации производства, которые прорабатываются головной компанией уранового дивизиона АО «Атомредметзолото» совместно с китайскими компаниями. Это строительство в Краснокаменске цементного завода и завода по переработке угля в синтетическое топливо.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года № 668-р Краснокаменск включен в первую категорию монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации. Правительство Забайкальского края планирует создать в его границах территорию опережающего социально-экономического развития с установлением льгот и преференций, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В настоящее время на федеральном уровне рассматривается проект постановления Правительства Российской Федерации об особенностях создания ТОСЭР в моногородах, которым будет утвержден порядок со-здания таких ТОСЭР.
Большое значение в обеспечении энергетической безопасности России в среднесрочной и долгосрочной перспективе имеют малые месторождения. На территории Забайкальского края таковых два – Горное и Березовое.
Освоение Березового месторождения возможно открытым способом, Горного – методом подземного выщелачивания, для их освоения не требуется больших капитальных вложений. Проведение работ по геолого-экономической переоценке запасов малых месторождений, расположенных на территории Забайкальского края, и подготовка их к перспективному освоению является важной государственной задачей.
Карту-схему инвестиционных проектов Забайкалья смотрите здесь.
Беседовала Ирина Ширяева