Анализ и перспективы развития добычи угля в период до 2035 года в Чукотском автономном округе

  • 15 марта 2017
  • /
  • «Горная Промышленность» №5 (129), 2016 год

Чукотский автономный округ (ЧАО) — самый северо-восточный субъект РФ, целиком входящий в состав Арктической зоны.

Для ЧАО характерны  экстремальные  климатические  условия,  ограниченная транспортная доступность,  низкая плотность населения,  уникальный ресурсный потенциал минерально-сырьевой базы.

   Освоение Баимской рудной зоны, обладающей значительными запасами меди, золота и серебра, а также месторождений Беринговского угольного бассейна являются двумя основными проектами ускоренного промышленного развития Чукотского автономного округа.

   На Баимской площади, отнесенной к участкам недр федерального значения, в 2015 году  Правительством РФ разрешено начать промышленную отработку. Ресурсный потенциал меди оценивается более чем в 23 млн тонн, золота – в 2000 тонн.  Геологоразведка завершена, готовится ТЭО, начало проектирования намечено на 2017 год,  запуск производства запланирован на 2022 год. После запуска проект войдет в Топ-3 крупнейших производителей меди в России. Золоторудное месторождение Кекура, расположенное в 150 км на юго-восток от г. Билибино, с ресурсами золота около 132 тонн, в настоящее время находится в стадии подготовки к капитальному строительству. Начало добычи руды планируется в 2018 году, запуск производства – в 2019 году. Кроме того, в ЧАО имеется еще месторождение  Бургахчан,  ресурсный  потенциал  золота  в  котором оценен в 200 тонн.

    После ввода в эксплуатацию крупных месторождений золота – Купол, Двойное, Майское, на которых в 2015 году было добыто около 32 тонн  драгоценного металла,  в ЧАО получила новое развитие Чаун-Билибинская зона, для которой  потребуется  развить  Чаун-Билибинский  энергоузел, мощностью около 200 МВт. Кроме того, Чаун-Билибинский энергоузел должен будет обеспечивать Баимскую рудную зону электрической мощностью до 30–40 МВт. Строительство этого энергоузла запланировано на 2017–2019 гг.

   В Чукотском АО разработана программа развития энергетики. Правительство ЧАО рассматривает гидроатомный вариант, предполагающий строительство плавучей атомной станции (в г. Певеке) и выход на энергосистему Магаданского энергоузла (с помощью ЛЭП-220 кВ от г. Омсукчана до г.Билибино), с реконструкцией линии электропередач (от г.Билибино и до г. Певека). Планируется, что Магаданская энергосистема позволит обеспечить Баимскую рудную зону электрической мощностью до 140–220 МВт.

   Строительство Магаданского энергоузла запланировано на 2018–2020 годы. По состоянию на июль 2016 года, у Росатома готов проект установки плавучей атомной станции в г. Певеке со строительством береговых сооружений, который прошел уже государственную экспертизу. В свою очередь, в правительстве ЧАО согласована с Минэнерго России и утверждена схема по замещению в пределах Чаун-Билибинского энергоузла  Билибинской АЭС, что предполагает размещение плавучей станции в г. Певеке. В период  с 2019 по 2021 годы запланирован вывод Билибинской АЭС из эксплуатации. Кроме того, планируется строительство энергетического узла в Билибино, который заместит тепловую мощность Билибинской АЭС и станет неким резервом в части электрической генерации. Новая станция может быть угольной или дизельной, что будет решено в ближайшее время. Однако из-за высоких тарифов ряд потребителей пока вынуждены уходить на собственную автономную энергетику.

    В  последние  годы  уголь  в  Чукотском  АО  добывали  два предприятия:  ОАО  «Шахта  «Нагорная»  и  ОАО  «Шахта «Угольная», где перспективы развития добычи угля невелики [1, 2]. В 2015 году  добыча чукотского энергетического угля составила около 0,2 млн тонн, что на 0,2 млн тонн  меньше, чем в 2000 году. Падение объема добычи угля в 2015 г. объясняется тем, что она осуществлялась только на одном предприятии – ОАО «Шахта «Угольная», в отличие от 2014 года (рис. 2).

Из всего объема,  добытого в 2015 году чукотского угля,  49,1% поставлено для обеспечения электростанций (–7,2%  к уровню 2014 года); 45,6% – для обеспечения населения, комбытнужд и АПК (+4,1% к уровню 2014 года) и 5,2% – прочим потребителям (+3,1% к уровню 2014 года) (рис. 3).

Большая часть чукотского угля, предназначенная для нужд электроэнергетики, поставляется в ОАО «Чукотэнерго», в которое входят: Чаунская ТЭЦ, Эгвекинотская ГРЭС и Анадырская  ТЭЦ.  В  2015  г.  поставки  чукотского  угля  с  ОАО «Шахта «Угольная» на Анадырскую ТЭЦ составили 143,3 тыс. тонн, что на 5% больше, чем в 2014 году, а на Эгвекинотская ГРЭС – 27,9 тыс. тонн  (–43,4% от уровня 2014 года).

    Правительство Чукоткого АО, кроме разработки запасов угля на действующих предприятиях,  рассматривает освоение Амаамской и Верхне-Алькатваамской площадей Беринговского угольного бассейна как единый проект, который должен составить Беринговскую угольную зону.

    Общий ресурсный потенциал Беринговского бассейна – свыше 1 млрд т каменного угля, оцененные ресурсы по JORC – около 662 млн тонн коксующегося угля, в том числе на Верхне-Алькатваамской площади – 111 млн тонн, Амаамской площади – 521 млн тонн. Амаамское месторождение, расположенное в 30 км от  порта  Беринговский,  состоит  из  двух  блоков:  Амаам  и Северный Амаам.

    Следует отметить, что при проведении дополнительных исследований установлено, что в районе Беринговского бассейна имеются большие запасы метана, составляющие около 3 млрд м3. Будучи экологическим и эффективным топливом,   метан   может   добываться   из   этих   запасов   как отдельно, так и попутно с углем. Помимо открытого крупного месторождения коксующихся углей и метана, велика вероятность, что под ними находятся запасы нефти.

    Беринговский угольный бассейн фактически был открыт еще в 1886 году, а добыча угля производилась с 1940 года.  Он отличается широким распространением угольных залежей и их огромными запасами, низкой зольностью, малым содержанием серы и высокой калорийностью углей, мощными пластами, залегающими на небольшой глубине, в 18 км от существующей дороги и 35 км от морского порта «Беринговский».  

    Каменный уголь Беринговского угольного бассейна отвечает международным стандартам и может быть конкурентоспособным на мировом рынке. Развитие добычи угля в Чукотском АО позволит диверсифицировать экономику региона и выйти на качественно новый уровень за счет развития Беринговского угольного бассейна. Освоение месторождений Беринговского бассейна проводится в рамках созданной в Чукотком  АО  территории  опережающего  развития (ТОР) «Беринговский».

    Всего, по данным Минвостокразвития России, на Дальнем Востоке создано  девять  ТОРов:  «Хабаровск»  и  «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморском крае, «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморском крае, «Беринговский» в Чукотском АО и «Кангалассы» в Республике Якутия.  Первоначально  Правительством  России было подписано постановление об утверждении первых трех ТОРов, которые расположены в Хабаровском крае и Приморском крае. В число следующих шести ТОРов вошел и ТОР «Беринговский», на территории которого действует особый правовой режим предпринимательской деятельности. В частности, для резидентов предусмотрены преференции в виде режима свободной таможенной зоны, снижения налогов на прибыль, на добычу полезных ископаемых и на имущество, освобождения от земельного налога, а также существенное снижение обязательных страховых взносов. Чтобы стать резидентом ТОР «Беринговский» компания-кандидат должна быть зарегистрирована на территории Чукотского АО, иметь бизнес-план и стартовый инвестиционный капитал (в размере от 500 тыс. руб.).

    Первым зарегистрированным резидентом на территории опережающего развития «Беринговский» в Чукотском АО стало ООО «СтройИнвест-Энергия», которое планирует реализовать на территории «Беринговского» проект по модернизации и эксплуатации ветроэлектростанций.  Соответствующее соглашение подписано на 21 год.

    Кроме того, по состоянию на конец апреля 2016 года, официально утверждена заявка якорного резидента территории ООО «Порт Угольный» и ожидается подписание соглашения об осуществлении деятельности организации на территории опережающего социально-экономического развития «Беринговский».

    В рассмотрении находится еще несколько заявок на участие в проекте ТОР.

    Ведущей отраслью ТОРа «Беринговский» является угольная промышленность, ориентированная на разрабоку крупнейших месторождений каменного угля Амаамской и Верхне-Алькатваамской  площадей  Беринговского  угольного бассейна, на которых будут заниматься добычей, переработкой сырья и поставками готового концентрата, преимущественно в страны АТР.

    Появление ТОРа «Беринговский» – территории опережающего социально-экономического развития – позволит правительству Чукотского АО диверсифицировать добычу полезных ископаемых в округе и комплексно развивать регион.

    В  настоящее  время  на  Амаамской  площади  выполнен большой объем работ – как на территории будущих промышленной и жилой зон, так и в коридоре планируемых железнодорожной и автомобильных дорог «Амаам – Лагуна – Аринай».

    Для реализации проекта освоения Беринговского каменноугольного бассейна в Чукотском АО необходимо построить терминал (мощностью до 12 млн т), глубоководный порт «Беринговский», способный обеспечить круглогодичную работу месторождений, автодорогу «Анадырь – Беринговский», а также развить инфраструктурные объекты (линии передач «Анадырь – Беринговский» и др.).

    Основным инвестором проекта освоения Беринговского угольного  бассейна  является  компания  Tigers  Realm  Coal Limited (Австралия),  которая после официального получения лицензии на добычу от Федерального агентства по недропользованию РФ,  в апреле 2013 года  получила 60% акций месторождения коксующегося угля в Амаамском месторождении коксующегося угля,  а в июне 2014 года увеличила долю в месторождении Северный Амаам  до 80%.

    По состоянию на начало 2016 года, австралийская компания владеет двумя блоками – Амаам и Амаам Северный, чьи запасы составляют соответственно 521 млн т и 110 млн т коксующегося угля. Компания Tigers Realm Coal планирует поэтапно инвестировать в проект 1,5 млрд долларов  США – на обустройство разреза, строительство автомобильной дороги, железнодорожной ветки, портового комплекса в районе Амаамской бухты.

     Российский  фонд  прямых  инвестиций  (РФПИ)  и  фонд Baring Vostok Private Equity Fund V еще в декабре 2013 года  договорились об инвестировании 48 млрд долларов США в компанию Tigers Realm Coal. Почти 15 млн долларов из этой суммы, согласно договоренности, направит РФПИ.

    Полученные средства будут использованы компанией для завершения подготовки банковского технико-технологического обоснования и дальнейшей разработки месторождения «Фандюшкинское поле» (Проект F), которое инвестор реализует в период с 2014 по 2016 год  в рамках I этапа проекта по добыче коксующегося угля на месторождении Северный Амаам, а также продолжения разведки на месторождении Амаам.

    Финансирование I этапа развития месторождения «Фандюшкинское поле» осуществляется при поддержке крупных акционерных компаний, в частности, BV Mining Holding Limited, компании «Ханате  Питиай  Лимитед»,  которая  контролируется  Брюсом Греем и ООО «РФПИ Инвестмент Менеджмент».

    В июне 2016 года руководство Чукотского АО и компания Tigers Realm Coal подписали двухстороннее соглашение о сотрудничестве в рамках освоения месторождений коксующегося угля в регионе, в рамках которого официально было закреплено    намерение    правительства    Чукотского АО оказывать всестороннюю поддержку в реализации проекта по выходу компании на производственные мощности до 10–12 млн т угля в год.

    До конца 2016 года компания Tigers Realm Coal намерена вложить в разработку Беринговского месторождения более 17 млн долларов, что позволит уже в 2016 году  добыть около 60–80 тыс. тонн  коксующегося угля.  В свою очередь , «Корпорация развития Дальнего Востока» в сентябре 2016 года,  подписала с ООО «Порт Угольный» и ООО «Берингпромуголь» (созданным еще в 2010 году для проведения геологоразведочных, геофизических и геохимических работ в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы) соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития ТОР «Беринговский» в Чукотском АО.  Общая сумма инвестиций по проектам может составить около 11 млрд рублей, при этом планируется создать 852 новых рабочих места.

    Согласно этому соглашению ООО «Берингпромуголь» будет добывать коксующийся уголь на Амаамском месторождении, сумма инвестиций составит 1,948 млрд рублей (в рублях сентября 2016 года). В свою очередь, ООО «Порт Угольный» займется техническим перевооружением морского порта «Беринговский» с целью увеличения экспорта угля в период летней навигации, а также приемки 250 двадцатифутовых контейнеров. Инвестиции, предусмотренные для реализации этих двух проектов – 6,5 млрд рублей.  Уголь будет экспортироваться в страны АТР, а для местных жителей появится 540 новых рабочих мест.

    Второй этап разработки Амаамского месторождения запланирован на 2016–2021 годы, а первые продажи угля по Проекту F («Фандюшкинское поле») через порт Беринговский запланированы на 2016 год.

    Проект F – это небольшая часть месторождения Северный Амаам, который в свою очередь является частью большого месторождения Амаам на Чукотке. Проект F включает в себя добычу, переработку угля и транспортировку угля по круглогодичной 37-километровой зимней  автодороге  (которая  должна  быть  построена)  от угольного разреза в морской порт Беринговский и на побережье. В случае своевременного завершения строительства автомобильной дороги в 2017 году на Амаамском месторождении возможно будет добывать около 300–400 тыс. тонн высококачественного угля.

    В период до 2021 года планируется, что большая часть добытого беринговского угля будет поставляться на экспорт через ООО «Порт Угольный» (в объеме от 0,6 до 1,1 млн т угля в год), в  том числе в Китай и Южную Корею, а также на нужды Чукотского АО.

    Порт «Угольный» и угольный терминал компания Tigers Realm Coal приобрела у правительства Чукотского АО (за 5,1 млн долларов  США) для отгрузки коксующегося угля из месторождения Северный Амаам, в 25 км от планируемой крупной шахты коксующегося угля Амаам, еще в июне 2014 года.

     Порт «Угольный», расположенный в бухте «Угольная» в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива, имел пропускную способность около 252 тыс. тонн. Грузооборот порта, по состоянию на 01 января 2013 года, был всего 54,3 тыс. тонн. До проведения реконструкции порт в бухте «Угольная» работал сезонно – с июня по октябрь. Чтобы изменить эту ситуацию, компания Tigers Realm Coal планирует  реконструировать  существующие  перевалочные мощности,  а  также  приобрести  новые  баржи,  построить склады и произвести дноуглубительные работы, что позволит увеличить объем отгружаемого угля к 2017 году  до 1,1 млн тонн.

    На III этапе реализации проекта освоения Беринговского бассейна в Чукотском АО (2021–2030 гг.) планируется увеличить экспорт коксующегося угля до 2 млн т в год.

К этому времени должны быть выполнены работы:

— реконструкция морского порта Беринговский,

— строительство карьеров и обогатительной фабрики,

— строительство 84 км автомобильной дороги,

— 26 км железной дороги, строительство специализированного угольного терминала в глубоководной лагуне Аринай.

    При условии реализации всех этапов проекта освоения Беринговского бассейна в Чукотском АО возможно добывать до 20 млн тонн  угля и метана в год, в том числе коксующегося – 10–12 млн тонн  в год, которые планируется добывать к 2028 году. Добытый уголь будет поставляться в ООО «Порт Угольный», где он будет погружаться на корабли и отправляться на рынки Северной Азии – в Японию, Китай и Южную Корею.

    Помимо использования угля в качестве экспортного товара и топливного сырья, беринговский уголь пригоден также и для глубокой переработки. В частности, компания Yakut Mineral Романа Абрамовича еще в июне 2013 году подписала соглашение с австрийской компанией Link Energy (мировым лидером в области подземной газификации угля) об оценке возможности внедрения технологии подземной газификации угля (ПГУ) с последующим сжижением горючего газа и производством из газа синтетического жидкого горючего в Чукотском АО [3].

     Кроме того, Роман Абрамович еще в январе 2013 году  приобрел 3,5% компании Oxford Catalysts, которая специализируется на подземной газификации угля с последующим преобразованием в жидкие топлива (UCG-GTL).  А летом 2013 года бывший руководитель Чукотки купил 15% британской компании AFC Energy, специализирующейся на разработке «работающих» на водороде топливных ячеек (водород выделяется в процессе газификации угля). Поэтому применение технологии ПГУ с последующим преобразованием в жидкие топлива позволит снизить энергетическую зависимость Чукоткого АО, работающего преимущественно на импортном дизельном топливе, сократить затраты на доставку дорогостоящего мазута и вовлечь  в  оборот  нерентабельные  при  традиционной разработке угольные месторождения, а в перспективе организовать экспорт жидкого топлива за пределы региона. Если подходящий участок будет выявлен, стороны планируют совместно реализовывать этот проект.

    Кроме Романа Абрамовича, компания «РусГидро» РАО «ЕС Востока» и компания Kawasaki (Япония) готовятся подписать протокол о совместной проработке комплекса по производству жидкого водорода. На первом этапе проекта (до 2017 г.) планируется построить «пилотный» комплекс мощностью  10  тонн  жидкого  водорода  в  сутки,  на  втором  этапе (2018–2024 гг.) – осуществить строительство промышленного комплекса, мощностью 300 т/сутки, продукцию которого поставлять в Японию и в другие страны Азии.

    Следует отметить, что Северо-Тихоокеанская компания (СТУК) еще в 2013 году получила лицензию на участок «Западный», запасы которого 23,5 млн тонн коксующегося угля. Поэтому в Чукотском АО не исключена добыча угля и на месторождении «Водораздельное», а также на Центральном и Северном участках.

    Таким образом, в Чукотском автономном округе в период до 2035 года имеются большие возможности роста объемов добычи угля – до 20 млн тонн. Конечной целью реализации проекта освоения Беринговского бассейна в Чукотском АО являются создание опорной Арктической зоны РФ, экспорт товарного угля (в объеме от 10 до 12 млн т в год) в страны АТР и строительство морского порта круглогодичного действия.

    Однако следует учесть, что реализация вышеприведенных инвестиционных проектов в полной мере возможна будет только при благоприятной ценовой мировой конъюнктуре на рынке энергоносителей. При этом целесообразно построить «дорожную карту» реализации этих проектов, с возможностью ее корректировки  в случае изменения мировой макроэкономической  ситуации,  определяемой  возможным долговременным трендом падения цен на энергоносители, а также общим снижением потребления углеводородных ресурсов в мире при приоритете развития возобновляемых источников энергии и реализации весьма продуктивных новых материалов, способствующих сокращению потребления в мировом хозяйственном обороте железной руды и, соответственно, больших объемов коксующихся углей.

    Кроме того, существующие финансовые и экологические риски в реализации проектов, обусловленные принятием ряда стран жестких экологических нормативов, а также намерение некоторых американских банков поддерживать экологически чистые проекты, в том числе за счет отказа от финансирования значительных угольных проектов, может вызвать определенные трудности в привлечении заемных средств для реализации угольной части Беринговского проекта.

Л.С. Плакиткина, к.т.н., член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН), руководитель Центра исследования угольной промышленности мира и России Института энергетических исследований РАН

Информационные источники:

1. Плакиткина Л.С. «Современное состояние и перспективы развития добычи угля в период до 2030 г. в основных бассейнах и месторождениях, расположенных в Дальневосточном ФО»// Научно-технический журнал «Горная промышленность», 2014 год, №  1 (113), с. 12-20

2. Плакиткина Л.С. Монография «Анализ и перспективы развития угольной промышленности основных стран мира, бывшего СССР и России в период до 2030 г.» // «Горная промышленность», 2013 год,  416 с.: 340 ил.

3. Плакиткина Л.С. «Современные направления инновационного развития в угольной отрасли России» // Монография М.: ИНЭИ РАН, 2015 год, 225 с., ил. 33.

 

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов