Импорт спецтехники сокращается на фоне роста интереса к поставкам запчастей — аналитики
- 05 декабря 2025
Эксперт на форуме MiningWorldSummit рассказал об изменениях на рынке техники для горной добычи.
5 декабря 2025 года, NEDRADV. Производители спецтехники из КНР смогли заместить ушедшие с российского рынка компании, рассказал основатель исследовательской компании ID-Marketing Андрей Ловков в ходе MiningWorldSummit в Москве. При этом поставки техники из недружественных стран продолжаются несмотря на введенные ограничения.
В частности, в сегменте поставок экскаваторов различных категорий наблюдается рост доли китайской компании Sany, которая занимает до 34% рынка. При этом всего на российском рынке работают 28 производителей. В конце 2023 года возобновились поставки компания Komatsu, которая занимает вторую позицию по объему импорта. Отдельно отмечены Shantui (КНР), которая нарастила долю за счет трехкратного роста поставок.
«Недавно на нашем рынке появился новый бренд, он везет и тяжелые автогрейдеры, в том числе и большие эскаваторы, это ESTAR. И самой дорогой моделью стал экскаватор ESTAR ESE3000 эксплуатационной массой около 314 тонн. На таможне такой экскаватор более 450 млн рублей», — рассказал Андрей Ловков. — Также хотелось бы отметить такого производителя как БЕЛАЗ, который не попадает в общую статистику, но на рынке карьерных самосвалов он занимает значительную долю».
Похожая ситуация наблюдается и в поставках тяжелых бульдозеров, где 30% рынка занимает китайская компания Zoomlion. В то же время доля японской Komatsu превышает 20%, обгоняя в объеме поставок и Shantui, и HBXG.
«Общее сокращение рынка бульдозеров в 2025 году превысило 80%. В текущем году лидирует Zoomlion, сокративший на две трети поставки. Падение поставок бульдозеров Shantui, падение импорта которого составило 93%. Кроме того, на рынок вышла российская компания ЧЕТРА, в результате чего происходит замещение поставок», — рассказал представитель исследовательского агентства.
На рынке тяжелых колесных погрузчиков до 2022 года лидировали Komatsu, Caterpillar и Volvo. С 2025 года на первые позиции вышла китайская компания Liugong, которая сейчас занимает до 69% рынка. При этом поставки Komatsu продолжают занимать до 17% от общего импорта, превышая суммарную отгрузку прочих поставщиков (WITA и Maxpower).
В целом в последнее время отмечается сокращение поставок тяжелой техники на фоне активного развития компаний, которые занимаются поставкой запчастей. Как отмечает Андрей Ловков, на рынке наблюдается активная работа по восстановлению основных узлов техники. И при продолжающихся поставок техники по параллельному импорту отмечается появление новых игроков, в том числе в части импорта техники из Турции.