Базовая отрасль для Дальнего Востока
- 13 июня 2011
- /
- «Эксперт» №23 (757) 13 июня 2011 года
Горно-металлургический кластер, который на Дальнем Востоке создает группа компаний «Петропавловск», способствует интеграции дальневосточных регионов в единое экономическое пространство
Меньше года прошло с того момента, когда президент России Дмитрий Медведев в ходе визита в Амурскую область дал команду на запуск в эксплуатацию Олекминского горнообогатительного комбината, ставшего первым звеном горно-металлургического кластера, создаваемого на Дальнем Востоке группой компаний «Петропавловск». Весь проект — один из наиболее масштабных (инвестиции планируются в объеме более 100 млрд рублей) социально-экономических проектов в регионе, способных преобразить не только Амурскую и Еврейскую автономную области, но и весь Дальний Восток. Здесь появится новая отрасль — черная металлургия, базовая для машиностроительной, химической и многих других отраслей, по-прежнему необходимых самому отдаленному российскому макрорегиону для полноценного развития. В советские времена от черной металлургии здесь отказались, посчитав вложения в разработку местных железорудных месторождений неэффективными.
Точка отсчета
В основе горно-металлургического кластера ГК «Петропавловск» лежит идея создать на территории Амурской области и ЕАО полный цикл производства железа из местного железорудного сырья по инновационным технологиям. Именно отсутствие высокоэффективных технологий поставило крест на разработке местной железной руды в советские времена, хотя неподалеку, в Комсомольске-на-Амуре, начиная с 40-х годов прошлого века выплавляет сталь, единственный на Дальнем Востоке, металлургический комбинат «Амурсталь» (сейчас он называется «Амурметалл»).
Первое предприятие кластера — Олекминский ГОК в Амурской области. В его строительство «Петропавловск» вложил около 9,5 млрд рублей. В сентябре прошлого года предприятие отгрузило первые тонны концентрата потребителям. Спустя два месяца правительство Амурской области предоставило Олекминскому руднику налоговые льготы, чтобы «Петропавловск» смог ускорить работы по освоению следующего месторождения области — Гаринского. По мнению главы региона Олега Кожемяко, эта мера необходима для успешного развития горно-металлургического кластера, так как отрасль пока сложноокупаема в силу огромных затрат на освоение месторождений.
Тем временем в соседней с Амурской областью Еврейской АО «Петропавловск» строит еще один ГОК — Кимкано-Сутарский. В конце прошлого года компания IRC, представляющая на Гонконгской фондовой бирже проект «Петропавловск — Черная металлургия», заключила с Промышленно-торговым банком Китая (ICBC) договор о финансировании строительства ГОКа на 340 млн долларов. Еще 241 млн долларов за два месяца до этого IRC привлекла на Гонконгской фондовой бирже. «Договор с ICBC, крупнейшим банком Китая, — важный шаг в привлечении инвестиционных возможностей азиатского рынка в развитие промышленности на Дальнем Востоке. Кимкано-Сутарский ГОК станет образующим для экономики Еврейской автономной области. Здесь будут созданы новые рабочие места. Сейчас на нашем предприятии работает около 420 сотрудников, на действующем комбинате будет занято более 1800 человек. В дополнение к тем 14 тысячам рабочих мест, которые «Петропавловск» создал к настоящему моменту. Налоги, которые будет выплачивать комбинат, позволят ЕАО стать бездотационным регионом. Я доволен тем, что иностранные инвесторы с нашей помощью увидели экономический потенциал Дальнего Востока, что они высоко оценили перспективность наших производств», — говорит президент компании IRC, генеральный директор компании «Петропавловск — Черная металлургия» Юрий Макаров.
Китайская государственная компания CNEEC приступает к строительству под ключ основного производства Кимкано-Сутарского ГОКа — обогатительной фабрики, где будет ежегодно перерабатываться 10 млн тонн железорудного сырья. В перспективе предполагается расширить производство за счет переработки промпродукта Гаринского ГОКа из Амурской области.
Вершиной же горно-металлургического кластера станет Дальневосточный металлургический комбинат (ДВМК), который на базе продукции Кимкано-Сутарского ГОКа и местных углей будет выпускать в год до 2,5 млн тонн железа прямого восстановления. Это предприятие станет наиболее масштабным и технологически сложным в металлургическом комплексе Приамурья.
Производство металла будет вестись по технологии IТmk3, разработанной японской компанией Kobe Steel. В отличие от обычного, доменного, производства эта технология потребляет на 30–35% меньше электроэнергии, и выбросы в атмосферу содержат значительно меньше оксида серы и азота. А меньшее количество углеродных примесей в конечной продукции добавляют ей 10% стоимости по сравнению с обычным чугуном. Эта технология последнего, третьего, поколения металлизации может в перспективе вытеснить домны, поскольку позволяет создавать высококачественный металлизированный продукт для сталеплавильного передела, минуя доменные печи.
Конечной продукцией комбината будет гранулированный чугун, который еще называют наггетсом. Первый такой промышленный модуль по технологии IТmk3 заработал в США в 2010 году. «Петропавловск» намерен к 2017 году поставить в Приамурье пять модулей общей годовой мощностью 2,5 млн тонн. Таким образом, от запуска на полную мощность Олекминского ГОКа до появления первых наггетсов ДВМК должно пройти семь лет. Однако, учитывая скорость реализации проектов «Петропавловска» и нарастающий спрос на продукцию его горно-металлургического кластера, процесс может пойти быстрее.
Инновационный чугун ДВМК может произвести переворот в экономике Дальнего Востока. Дело в том, что «Амурметалл», единственный производитель стали в регионе, выплавляет ее из металлолома. Стоимость производимого им металла такова, что, как жаловались корреспонденту «Эксперта» предприниматели в ЕАО, им дешевле привезти прокат из Сибири, нежели закупать его в Комсомольске-на-Амуре. Дефицит и дороговизна металла на Дальнем Востоке — одна из причин плачевного положения судостроительной промышленности в регионе и высоких цен на строительные конструкции. В этой ситуации наггетсы ДВМК придутся как нельзя кстати.
В апреле этого года «Петропавловск — Черная металлургия» уже заключила предварительное соглашение с «Амурметаллом» на ежегодную поставку до 1 млн тонн железа прямого восстановления, произведенного Дальневосточным металлургическим комбинатом. Фактически амурский меткомбинат намерен выкупать весь объем гранулированного чугуна, который будет производиться на первой очереди ДВМК. «Мы считаем важным найти рынок для нашей продукции именно внутри России», — подчеркивает Юрий Макаров.
Учитывая стратегию развития «Петропавловска», не исключено, что через некоторое время группа сделает следующий шаг и начнет строить в одном из дальневосточных регионов завод по выпуску стали.
Производство на Олекминском ГОКе также связано с инновациями. Комбинатом уже ведется производство титаномагнетитового и ильменитового концентратов. В дальнейшем компания рассматривает возможность создания первого в России завода по производству диоксида титана из ильменитового концентрата Олекмы (этот продукт является основой для всех современных красителей и в России пока не производится).
Эффект синергии
Только прямой экономический эффект для бюджетов России, Амурской и Еврейской автономной областей от работы кластера «Петропавловск», который будет перерабатывать 22,6 млн тонн железной руды в год, превысит 8 млрд рублей в год. К этому надо добавить развитие на территории трех регионов, включая Хабаровский край, железных дорог, по которым ежегодно будет перемещаться до 10 млн тонн готовой продукции горно-металлургического комплекса из Амурской области и ЕАО потребителям в России и АТР.
О некоторых инфраструктурных проектах, которые осуществляет компания, стоит сказать особо. Так, в порту Советская Гавань «Петропавловск» планирует строить специальный морской терминал для транспортировки продукции своего железорудного кластера морским путем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Его появление требует модернизации железнодорожного направления Тайшет—Тында—Новый Ургал—Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань.
В ЕАО в этом году на деньги металлургов начнет строиться железнодорожный мост через Амур, который станет единственной круглогодичной связкой между Россией и Китаем на протяжении трех тысяч километров границы между двумя странами. По прогнозам, к 2015 году грузопоток по мосту составит более 20 млн тонн, что принесет бюджету Еврейской АО дополнительно 5 млрд рублей в год. При этом на «Петропавловск» будет приходиться едва ли треть от общего грузопотока по этому мосту. В администрации ЕАО уже сейчас скопилась пачка заявок от российских и иностранных компаний, которые хотели бы принять участие в развитии инфраструктуры нового международного пункта пропуска.