Восточное направление стало единственным рентабельным маршрутом вывоза угля
- 07 мая 2024
Существенно возросли расходы на логистику и поменялась приоритетность железнодорожных грузов.
7 мая 2024 года, NEDRADV. Экспорт угля теряет привлекательность, рентабельным остается восточное направление. Угольщикам мешают высокие затраты на логистику, которые составляют до 50% экспортной цены, и изменившаяся приоритетность грузов, из-за которой ОАО «РЖД» не успевает вывезти из регионов нужный объем угля, сообщает «Коммерсант».
Аналитики Центра ценовых индексов (ЦЦИ) отмечают, что ставки на перевозку угля в I квартале не изменились. Но из-за показателей погрузки ниже плановых и падения цен на российское сырье в апреле доля затрат на логистику, включая тариф РЖД, стоимость предоставления вагона, в величине котировки кузбасского энергетического угля 6 000 ккал/кг на базисе FOB Дальний Восток превысила 50%, что на 10% больше показателя ноября 2023 года.
Способом оптимизировать затраты аналитик Национального рейтингового агентства Сергей Грушин считает возможное снижение погрузки экспортного угля. Тогда появится профицит вагонов и ставки снизятся. При этом, на данный момент РЖД не может перевезти согласованный с регионами объем угля. По итогам 2023 года недопоставка составила 2,3 млн тонн, такой же объем может остаться недоставленным по итогам года.
Железнодорожники объясняют это повышением приоритетности нефтяных грузов, удобрений и труб для проекта «Сила Сибири-2». Угольным компаниям предлагают компенсировать это поставками в 2025 году, перенаправлением потоков на юг или замещением высокодоходными грузами.