Золотой бизнес

Реклама

«Делаем всё, чтобы люди гордились работой в артели „Шахтёр“ »

  • 07 ноября 2018
  • /
  • Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток», № 11 (141), 7 ноября 2018 года

ООО «Артель старателей «Шахтёр» вот уже 28 лет добывает драгметалл подземным способом в условиях Крайнего Севера — на месторождениях в Иультинском районе Чукотского АО. Ежегодно предприятие обеспечивает четверть от всего добытого в регионе за год россыпного золота — свыше 600 килограммов. О мотивации сотрудников, об удержании высокого темпа развития и грамотном распределении прибыли рассказывает основатель артели Владимир РУППЕЛЬ.

— Владимир Иванович, расскажите, на каких участках трудились в этом сезоне?

— Пока всё так же работаем по четырём лицензиям в Иультинском районе — в пределах реки Рывеем и на ручье Сквозной. Золото добываем на двух объектах — участках «Ленинградский» и «Сквозной». Территориально они расположены друг от друга в 120 километрах. Основной объём добычи, а это порядка 60 процентов, ежегодно приходится на «Ленинградский». В целом за сезон получаем стабильно чуть более 600 килограммов. Правда, в этом году отработали с результатом 734 килограмма драгоценного металла, из них свыше 440 — добыли на основном участке, ещё 290 килограммов получили на «Сквозном». Благодаря постоянной модернизации и увеличению парка техники нам удалось нарастить объёмы переработки до 870 тысяч кубометров золотоносных песков. Это на 100 тысяч больше, чем было в прошлые годы.

— Учитывая специфику работы — добычу подземным способом, — как осуществляется работа на предприятии?

— Трудимся двумя бригадами. Сначала, в сентябре, на участки заезжают специалисты, задействованные на подземных работах. Их задача — подготовить объекты к началу старательского сезона — промывке песков. В марте «зимники», как мы их называем, уезжают. На смену им на месторождения завозят старателей. На данный момент мы уже вывезли вахтовиков, которые работали на промывке. К работам приступили горняки. Сегодня они нарезают наклонные стволы, прошли уже метров по 50.

— А что касается запасов?

— Лет на десять запасов хватит, но за это время мы ещё будем вести геологоразведку, пройдём по контурам лицензионных участков и, возможно, прирастим ещё. В целом тенденция такова: запасы постепенно снижаются. Если конкретнее, то в этом году мы сработали со средним содержанием 0,92 грамма золота на кубометр песка, а два-три года назад на тот же объём приходилось более одного грамма драгоценного металла.

— Новые месторождения для освоения на перспективу не рассматриваете?

— Конечно, рассматриваем. Уже не первый год ждём аукциона на освоение участка «Факторинный», он находится примерно в 300 километрах от участка «Ленинградский». По нашему предположению, аукцион, наконец-то, должен состояться в следующем квартале 2018 года. Проблема в том, что участие в аукционе на право пользования недрами должны принимать минимум две компании. То есть нам нужен второй претендент, а его и в помине нет. И теперь мы должны думать, переживать, откуда же взять этого кандидата. Неверно это. Ведь есть мы — компания, которая столько лет стабильно работает, даёт рабочие места и исправно платит налоги. Выходит, что мы готовы инвестировать в новые объекты, но чтобы добраться до них, уходит ценное время.

Кстати, региональное управление недрами в Магаданской области и Чукотском АО давно хотят добиться от федерального управления права самостоятельно распределять небольшие по запасам месторождения. Но пока вопрос завис в воздухе.

— Есть ли на «Факторинном» балансовые запасы и как дела обстоят с инфраструктурой в пределах лицензионного участка?

— Запасы по объекту составляют 2,5–2,7 тонны драгоценного металла. Не скажу, что большие. В любом случае мы всегда проводим свою разведку и перепроверяем. В основном всегда идёт расширение баланса, поскольку разведка советского времени не учитывала низкое содержание. Мы же сегодня учитываем всё и ценим каждый грамм золота.

Что же касается второго вопроса, то инфраструктура совершенно не развита. Для запуска месторождения в эксплуатацию потребуется провести капитальное строительство грунтовой дороги протяжённостью 100 километров. Из них 30 километров необходимо полностью восстанавливать, а 70 — отремонтировать.

— А если посмотреть в целом на перспективу добычи россыпного золота на Чукотке, что можете сказать?

— Как говорил мой хороший знакомый, Чукотский АО изучен на штык лопаты, не глубже. Но что касается нашей работы, то, конечно, видим участки, где ещё можно провести разведку и в результате получить объекты для добычи драгоценного металла. Четыре года назад мы закупили хороший американский станок Schramm и подняли производительность по бурению на наших объектах в пять раз. В этом году я подписал контракт на второй такой станок, он прибудет уже в следующем году. Эта «боевая» единица как раз предназначена для изучения площадей, где, возможно, будет работать компания через 20–30 лет. Но об этом подробно говорить пока рано.

— Давайте тогда вернёмся к разговору о перспективах освоения участка «Факторинный». Нетрудно догадаться, что запуск нового объекта потребует строительства вахтового посёлка.

— Всё верно, как только пройдёт аукцион, сразу заключим контракт на формирование посёлка, на данный момент уже ведём переговоры с потенциальными подрядчиками. Посёлок будет рассчитан на 50 человек. Но предвосхищая ваш следующий вопрос, скажу, что расширять штат, скорее всего, не будем. Планируем немного снизить обороты на «Ленинградском» и часть людей перевести на новый объект, дай бог.

— А как доставку грузов будете осуществлять?

— Участок «Факторинный» расположен недалеко от моря, буквально в 1 километре от берега. Поэтому доставку грузов сможем легко планировать морем. Тем более у нас есть для этого свои три баржи. Сейчас мы их также активно используем для завоза необходимых грузов. Логистика устроена таким образом, что сначала всё необходимое доставляется в Архангельск, а уже оттуда, в период навигации, кораблём поступает к нам и далее перегружается на баржи. К слову, на участке «Ленинградский» специально для удобной погрузки-разгрузки пару лет назад был построен портопункт. Стараемся максимально завезти по морю, но если в период работы что-то выходит из строя, то заказываем и отправляем самолётами.

— Даже свои сухогрузы есть. Наверняка и парк горной техники у артели внушительный?

— Техника для нас, разумеется, в приоритете, поскольку именно от неё зависит производительность и итоговый результат добычи. Техника у нас вся дорогостоящая, особенно на подземке. При подземных работах задействуем в основном современные самосвалы, погрузочно-доставочные машины Sandvik и Atlas Copco. Также применяем мини-буры Face Master польского завода Mine Master. Что касается мини-буров, то за их производство, с учётом нашей специфики, взялись только поляки. В 2013 году пришла первая такая машина. Причём прибыли специалисты с завода-изготовителя, помучились, но успешно запустили. Следом, в 2014 и 2015 годах мы приобрели у них ещё четыре единицы этого оборудования.

На россыпях у нас задействовано десять промывочных приборов ПГШ 50. Ещё два промприбора приобрели совсем недавно — один со шлюзами среднего и мелкого наполнения, второй с осадочными машинами. К нам они пришли в разобранном виде, наши специалисты собирали уже на участке. Смонтировали, опробовали. На следующий сезон будем их настраивать и уже вести промывку.

— Современная техника требует специальной подготовки кадров?

— Разумеется. Проведя масштабную модернизацию парка техники, мы столкнулись с тем, что имеющейся квалификации персонала недостаточно. Люди не знают, как работает тот или иной механизм в современной машине. А техника дорогая, в среднем затраты на одну единицу составляют полмиллиона евро. Поэтому мы не можем себе позволить управлять, так сказать, по старинке.

— Что делаете для того, чтобы повысить квалификацию персонала?

— В первую очередь, люди должны быть сами заинтересованы в повышении своего профессионального уровня. От себя делаем всё зависящее. Например, постоянно напоминаем людям, чтобы на время отпуска нашли себе программу, повысили квалификацию. Все расходы, связанные с обучением, оплатит предприятие. Но, к великому сожалению, далеко не все работники активны в этом плане. Решать вопрос необходимо, поэтому планируем приглашать для проведения обучающего курса специалистов, понимающих в импортной технике. Тем более для этого у нас есть свой учебный класс. Там на регулярной основе знаниями с работниками делятся наши более опытные специалисты.

— Если смотреть в целом, испытывает ли артель старателей «Шахтёр» дефицит кадров?

— В артели трудится порядка 320 человек. Штат укомплектован, но, несмотря на это, да, проблема с кадрами есть. Речь идёт именно о высококвалифицированных специалистах. Например, мы никак не можем найти маркшейдера. С геологами проблем нет, в геологической службе артели трудятся пять специалистов, в том числе и молодые. Также у нас своя сервисная служба, в цеху по ремонту задействовано пять человек.

— Можете назвать основные регионы, откуда приезжают работники?

— Однозначно сказать нельзя. Главные специалисты предприятия — все из центральных регионов страны. На подземных работах основная часть стабильно с Украины — из Кривого Рога, Донбасса, Луганска. На промывке песков 80 процентов сотрудников — жители России. Если территориально, то это Сибирский регион, Алтайский край, Москва. С Дальнего Востока работников мало. Это обусловлено тем, что сначала проживающим в ДФО нужно добраться до нашего головного офиса в Москве, а затем уже лететь до Певека. Правда, затраты на проезд мы полностью компенсируем.

— А вы, Владимир Иванович, перед началом сезона тоже летите на Чукотку?

— Конечно, в этом плане у нас целая система выстроена. Каждый год я выезжаю на участки осенью и в начале марта. Со мной едут специалисты из отдела бухгалтерии. Это необходимо для того, чтобы побеседовать с каждым человеком, ещё раз дать разъяснения по условиям работы и заработной плате.

— Как обустроена вахтовая жизнь на участках?

— Расскажу на примере базы на участке «Ленинградский». Это основной жилой комплекс, включающий в себя управленческую контору, далее галереей соединяется два общежития. Общежитие предусмотрено для размещения семей и женщин, второе разделено на три зоны проживания — специалистов механической службы, работников на подземке и инженерно-технического персонала. На первом этаже столовая, причём на улицу выходить не требуется, работники перемещаются по галерее. Питание бесплатное, ни рубля с заработной платы не удерживаем.

Без скромности скажу, что условия жизни у нас очень достойные, есть, как говорится, всё и даже больше. В частности, имеется прачечный комбинат, комната отдыха, где стоят массажные кресла, аквариум с рыбками. И ещё большой зал, там находится бильярдная, две сауны, небольшой бассейн, массажный кабинет, солярий и отличный современный тренажёрный зал. Разумеется, на каждом участке размещён фельдшерский пункт.

— Получается, что вы совсем не экономите на персонале, ведь все эти блага требуют немалых затрат.

— А как можно экономить, когда люди — основа большого организма? Социальная составляющая у нас на очень высоком уровне. Мы ценим сотрудников, создаём комфортные достойные условия труда. В общем, делаем всё, чтобы люди гордились работой в артели «Шахтёр». Но, разумеется, у нас существуют свои правила. Например, полностью придерживаемся здорового образа жизни. Курение у нас не приветствуется. Кроме того, на предприятии действует сухой закон. В общежитиях установлена алкорамка. Перед каждой сменой человек сканирует отпечатки пальцев и дышит в трубку.

— Вы столько лет работаете в таком сложном, во всех смыслах, регионе. Проекты реализуются исключительно на свои средства. Не думали получить поддержку от государства, например, подать заявку на вхождение в территорию опережающего развития (ТОР)?

— Знаю, что в ТОР входят не только крупные компании, но и средние и мелкие золотодобытчики. Но мы привыкли рассчитывать исключительно на себя. Единственное, есть сожаление относительно принятой программы по единому тарифу на электроэнергию по Дальнему Востоку. В настоящее время на Чукотке для предприятий киловатт электроэнергии стоит 4 рубля 60 копеек. Там, где на наших участках линия электропередачи отсутствует, электричеством объект обеспечивается за счёт дизельной электростанции. Себестоимость киловатта составляет 25 рублей. Разумеется, разница колоссальная. На новом участке тоже будем работать на дизелях. Строить ЛЭП для нас нецелесообразно, поскольку мощность для работы нужна невысокая, а возведение линии потребует огромных средств. В связи с этим было бы здорово получать хоть какую-то компенсацию. Но мы помощи особо не ждём, да и не жалуемся. Умеем анализировать свою работу и сами устранять «узкие» места.

— Что конкретно имеете в виду?

— Внимательно следим за внутренними издержками. После каждого отработанного сезона садимся и анализируем затраты, обсуждаем возможность оптимизации. Так, два года назад мы построили второй склад ГСМ, чтобы минимизировать затраты на перевозках топлива от существующего склада. Также анализируем издержки на ремонт техники. Это как раз относится к вопросу квалификации персонала. Когда видим наши расходы, связанные с приобретением дополнительных дорогостоящих запчастей, то всегда говорим об этом водителям. Объясняем, что этот объём средств могли бы направить не на запчасти и ремонт, а в фонд оплаты труда. В этом случае заработная плата возросла бы у ряда специалистов почти в два раза. Результативных специалистов мы всегда вознаграждаем.

— Вы вкладываете столько сил и средств в развитие предприятия. Никогда не думали уехать из Чукотского автономного округа и попробовать осваивать земли в другом регионе?

— Уже 40 лет как я впервые ступил на эту землю, и почти 30 лет с момента основания «Шахтёра». Мы видим дальнейшие перспективы, прикладываем все силы, чтобы предприятие работало и сегодня, и через четверть века и более. Бросить эту территорию и попробовать силы в каком-то другом регионе никак нельзя, поскольку это наши родные земли.

Беседовала Мария ВАСИЛЕНКО

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Реклама

Читайте также

Месторождения предлагаются к разработке на восемь лет.

При этом выручка недропользователя снизилась при резком сокращении себестоимости продаж.

Начальная стоимость аукциона установлена в размере 15,190 млн рублей.

Твердое топливо будет поступать до порта Эльга в Хабаровском крае.

Два года назад мужчины незаконно добыли 4 кг самородного золота.

На объекте было переполнено хвостохранилище и не производилась вовремя очистка водоотводных канав.

Предприятие извлекает твердое топливо исходя из нужд потребителей.

Участок разрабатывали до 1960 года, однако признали добычу нерентабельной.

В январе-сентябре предприятие также нарастило поставки угледобывающим предприятиям.

Компания переориентировала поставки продукции на внутренний рынок.

Газ с сахалинских месторождений будет поступать в Китай.

Выплат по «префам» за девять месяцев не планируется.

В торгах также принял участие «Сургутнефтегаз».

С начала года в регионе зафиксировано 48 нарушений законодательства.

Предприятие осваивает запасы Фандюшкинского каменноугольного месторождения.

По результатам проверок на предприятии выявлено 66 нарушений.

На предприятии запущен новый стационарный модуль эмульгирования.

Основной объем цветных металлов производят «ГеоПроМайнинг Верхне Менкече» и «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания».

Добыча осуществляется на единственном газовом месторождении региона — Озерном.

В настоящее время в России осталось много заброшенных карьеров.