Реклама

Обзор прессы РФ

Реклама

У черты полярного круга

  • 01 мая 2012
  • /
  • Направление ДВ, №4 (32), май 2012 года

До тех пор, пока государство будет принимать меры по обустройству отдалённых северных территорий и давать реальную надежду на повышение уровня жизни, пока в арктических посёлках будут жить и работать люди, пока будут подавать тепло котельные и работать предприятия, российский Север будет оставаться местом, где богатства нетронутой заповедной территории превращаются в капитал страны.

   На краю северо–востока Евразии, где Якутия соприкасается с Магаданской областью, расположен Верхнеколымский улус. Здесь природа поражает суровой красотой, здесь недра одаривают углём, россыпным золотом и полудрагоценными камнями. От того, насколько эффективно и целесо­образно осваивается это минерально–сырьевое богатство района, напрямую зависит состояние его экономики. Понятно, что в условиях теснейшей взаимосвязи всех составляющих жизнедеятельности района стратегические решения необходимо принимать в комплексе.
— В 2010 году к нам приезжали представители республиканского правительства и Президент Республики Саха Егор Борисов, — рассказывает глава Верхнеколымского улуса Александр Михайлов. — Тогда и была принята стратегия, на основе которой идёт дальнейшее развитие Верхнеколымского улуса. Отправной точкой для этого развития остаются ключевые для района отрасли — горная и угольная промышленность.
   За последний период времени в Верхнеколымском улусе наметился существенный прогресс в уровне жизни населения. Связан он с развитием одного из крупнейших в районе предприятий — ЗАО «Зырянский угольный разрез». Предприятие уверенно наращивает объёмы добычи, что, в свою очередь, даёт новые возможности для развития Колымской судоходной компании.

В зоне ответственности

   Зырянский угольный разрез — одно из немногих в стране предприятий, ведущих добычу угля открытым способом в условиях Крайнего Севера, буквально в нескольких десятках километров от черты Полярного круга. Как показали итоги прошлого года, сплочённый коллектив численностью менее 200 человек выполняет свою работу с максимальной эффективностью.
— В рамках государственного заказа мы обеспечиваем топливом все населённые пункты северной группы районов Республики Саха, не давая замёрзнуть посёлкам, расположенным здесь и на самом стыке Якутии с Магаданской областью и Чукотским автономным округом. Наше предприятие выполняло и дополнительную форсированную отгрузку угля по навигации для района Хатанги полуострова Таймыр. Обеспечить жизнедеятельность посёлков — это значит обеспечить жизнедеятельность предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых, золота, жизнедеятельность северных морских портов и, по сути, обеспечить само присутствие этих населённых пунктов на северных территориях нашей страны.
   Ещё несколько лет назад экономическая ситуация на предприятии была более чем нестабильной, менялись собственники. Момент прихода нового собственника — ЗАО «Колмарпроект» — стал для Зырянского угольного разреза переломным. Управленческая политика компании с первых шагов была направлена на серьёзное техническое перевооружение угледобывающего производства и существенные кадровые перестановки. Всего за полтора года Зырянский угольный разрез вышел на принципиально новый уровень развития, появились и новые перспективы.
— Промышленные объёмы запасов угля составляют около шести миллионов тонн только по одному нашему пласту. Рядом расположены ещё три пласта, а в непосредственной близости предполагается присутствие ещё нескольких месторождений, которые в ближайшее время будут доразведаны и вовлечены в освоение, — говорит управляющий директор ЗАО «Зырянский угольный разрез» Олег Климович.

 

— Олег Юрьевич, каковы объёмы добычи на сегодняшний день?
— В прошлом году на предприятии был поставлен абсолютный рекорд добычи угля за последние десять лет. В 2011 году мы добыли 243 тысячи тонн угля. План этого года — 245 тысяч тонн, ну а в перспективе, с учётом нового освоения, в ближайшие пять лет планируется выход на показатели 350–400 тысяч тонн угля в год. Наши специалисты профессионально и мотивационно готовы к современному ритму работы, готовы полностью выкладываться для общего дела. На сегодняшний день уже добыто порядка 150 тысяч тонн угля. В общей сложности к поставке готово более 220 тысяч тонн топлива.

 

— Ответственное отношение людей к своему делу — одна из главных причин повышения эффективности труда, какие ещё причины Вы видите?
— Это завершение полного технического перевооружения, которое мы начали. Уже закуплены новые экскаваторы, в процессе доставки находится новый тяжёлый грейдер, приобретаем новый тяжёлый бульдозер. Новые технические решения, принятые за последний год, помогли нам выйти на ритмичный стиль работы, достичь баланса, уверенно смотреть на план проведения проектно–изыскательских работ в 2012–2015 годах. Работы будут выполняться в два этапа. Первый этап должен обеспечить возможность обогащения углей с использованием современных установок пневмосепараторного типа. Новое качество угля позволит выйти на мировой рынок, есть все основания ожидать, что реакция рынка на наш уголь будет положительной. Второй этап — строительство обогатительной фабрики мокрого способа обогащения, где запущенная на первом этапе пневмосепараторная установка будет использоваться для предварительной подготовки материала, что в комплексе обеспечит высокое качество обогащённых углей.

 

— Какие механизмы планируется задействовать для реализации этого проекта?
— Строительство фабрики исключительно за счёт собственных средств — это практически непосильное финансовое бремя. Без участия государства справиться с этой задачей сложно. Поэтому сейчас разрабатывается соответствующая инвестиционная программа, направленная на реализацию этого проекта в рамках государственно–частного партнёрства. Строительство фабрики означает не только выход разреза на принципиально новые объёмы добычи, но и решает государственную задачу по созданию дополнительных рабочих мест.

 

— Экспортные поставки угля с Зырянского разреза — ещё одна возможность развития района, очевидно, и она трудноосуществима без помощи государства?
— Именно так, и правительство республики это понимает. Уголь Зырянского разреза по своим характеристикам уникален. Это редкий вид угля, который наиболее ценится металлургами. Сегодня ведутся переговоры с предприятиями стран АТР. Заинтересованные лица уже запросили небольшие объёмы углей для проведения экспертизы в химических лабораториях. Есть первые положительные результаты. Работа над развитием экспортных поставок в страны АТР началась ещё в 2011 году. Тогда был заключён первый договор с китайскими партнёрами, которым в навигацию 2012 года будет отправлена из Верхнеколымского улуса республики через Северный морской путь первая партия мелкофракционного каменного угля для нужд металлургических предприятий КНР. Предполагается, что к 2018 году объём экспорта этому заказчику возрастёт до 500 тысяч тонн угля.

 

— Каким образом уголь будет доставляться до потребителя?
— Сдерживающим фактором пока остаётся сложная транспортная цепочка. От Зырянки до устья Колымы транспортировать уголь можно только мелкосидящим речным флотом. Кроме Колымской судоходной компании других перевозчиков на Колыме нет. Судьба проекта теперь зависит от того, успеют ли речники подготовить дополнительные суда и плавсостав, закупить топливо и другие ресурсы, необходимые для выполнения всего фронта работ. Далее необходимо будет наладить перевалку груза на морские суда, а затем обеспечить их проводку по восточному участку Северного морского пути. Всего в этой цепочке предполагается задействовать четыре воднотранспортные компании Якутии и Певекский морской порт. Арктическая навигация быстротечна, «якутские» этапы операции придётся согласовывать с графиком завоза стратегических грузов на север республики, поэтому организация процесса должна быть безупречной.
   Все участники процесса понимают, что активное освоение сырьевых богатств Севера возможно лишь при решении этого главного вопроса — трудностей транспортировки. Покупатель и перевозчик заинтересованы в больших объёмах, а для этого необходимо обеспечить хороший уровень навигационного обслуживания реки Колымы. Необходимо, чтобы государство приняло участие в помощи местным судоходным компаниям. Сегодня мы видим, что требуется принять решения по созданию долевых или субсидиарных проектов. Всё это обсуждаемо и при грамотном подходе вполне выполнимо.

 

— Каким образом экспортная цена останется конкурентоспособной?
— Правительство Якутии уже дало поручение Государственному комитету по ценовой политике, Министерству транспорта и дорожного хозяйства республики установить сквозной транспортный тариф для речных и морских перевозок, погрузо–разгрузочных работ и для перевалки каменного угля в портах. Также оно намерено обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта о выделении дополнительного финансирования на обеспечение увеличенных габаритов и глубин на лимитирующих участках реки Колыма и перевода судоходной обстановки на реке Колыма в освещаемый режим. В целом дополнительную работу, а значит, и доходы, получат угледобытчики, предприятия водного транспорта и арктические порты. Пополнятся бюджеты северных муниципалитетов. Наконец, экспорт угля оживит судоходство в самом сложном и малолюдном восточном секторе Арктики.

Во взаимосвязи

  ЗАО «Зырянский угольный разрез» активно занимается социальными вопросами, оказывая поддержку Верхнеколымскому улусу, помогает образовательным учреждениям, спонсирует праздничные и спортивные мероприятия, рассматривает возможность финансовой помощи в проектировании и строительстве будущего культурно–спортивного комплекса. Другой проект, реализация которого важна для развития горной и угольной промышленности, для обеспечения электроэнергией посёлков Зырянка, Верхнеколымск и села Нелемное, — строительство мини–ТЭЦ.
— Этот проект заморожен, но он необходим региону, — говорит Олег Климович. — Основное количество оборудования разреза работает на электроприводе, и мы заинтересованы в том, чтобы строительство мини–ТЭЦ возобновилось.
   Исторически сложилось, что Зырянский угольный разрез — одно из основных звеньев экономической цепочки в районе. От его эффективной деятельности зависит развитие других предприятий Верхнеколымского улуса.
— Задача этого года — выполнить транспортировку всего объёма угля до конца мая, — говорит глава района Александр Михайлов. — И если в прошлом году отправка угля продолжалась до октября, то сегодня уже нет сомнений, что предприятие успеет выполнить намеченный объём ещё в первом полугодии, разгрузив таким образом автомобильную дорогу Угольное — Зырянка, и мы сможем начать её ремонт.
   Пока работа ведётся точечно, но с разработкой и воплощением в жизнь государственных программ по обеспечению транспортной доступности уровень жизни Верхнеколымского улуса станет существенно более качественным.
 
Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle


Читайте также

В годовом сопоставлении доходы от нефтегазового сектора выросли на 16,9%.

Разработчик телемедицинского оборудования расширяет географию поставок.

Проект в Забайкальском крае реализует дочернее предприятие «Мангазея Майнинг».

Срок проведения общественных обсуждений — с 17 по 26 февраля текущего года.

Средства компании будут освоены до 2028 года.

Основной объем получен недропользователями Тенькинского района.

На данный момент метод прошел лабораторные исследования.

Руководителем назначен выходец из «СУЭКа».

Машины грузоподъемностью 90 тонн будут работать в Нерюнгринском районе Якутии.

Мужчины задержаны при попытке вывезти драгметалл под видом ювелирных украшений.

В сравнении с январем 2024 года объем погрузки снизился на 4,9%.

Количество мест ограничено, успейте записаться.

Участок расположен в Сретенском районе Забайкальского края.

Реализация проекта позволит увеличить объем отгрузки и вывоза угольной продукции

Компания также готовить предварительное ТЭО проекта.

Снижение показателей производства зафиксировано на всех рудных предприятиях.

По мнению парламентариев, маленькие поселения в летний период привлекают черных старателей.

Мужчине грозит наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

За первый месяц года погрузка снизилась на 1,9%.

Закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования.