РЖД предлагает отказаться от квот на вывоз угля на восток
- 08 октября 2024
Холдингу невыгодно перевозить уголь.
8 октября 2024 года, NEDRADV. РЖД предложило с 2025 года не заключать соглашения о вывозе угля на экспорт на восток с добывающими регионами, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письмо главы компании. Исключением является Кузбасс.
Перевозчик объясняет свое предложение невысоким доходом от поставок данного вида грузов. Так, перевозка грузов в восточном направлении обеспечивает 30% доходов ОАО «РЖД», при том что 60% всех грузов в этом направлении составляет именно уголь. Однако доходность перевозки угля в 1,8 раза ниже по сравнению с остальными грузами.
Закрепление квот по вывозу угля за регионами повлечет снижение объемов вывоза высокодоходных грузов до 14-15 млн тонн, что приведет к сокращению доходов РЖД на 25 млрд рублей. В результате это ограничит возможность привлечения около 112,5 млрд рублей инвестиций и снизит объем инвестпрограммы холдинга.
При этом регионы настаивают на увеличении квоты на вывоз. Отметим, что в 2024 году суммарная квота для Кузбасса, Якутии, Бурятии, Хакасии, Тувы и Иркутской области составила около 100 млн тонн, из которых 54,1 млн тонн пришлась на Кузбасс. РЖД, в свою очередь, согласны продлить гарантированную отправку угля из Кузбасса на 2025 год в объеме 55,3 млн тонн.
По мнению руководителя направления консалтинга NEFT Research Александра Котова, каждый 1 млн тонн угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд недополученной выручки на условиях FOB российские порты. Он отмечает, что на начало августа убыток угольной отрасли РФ оценивался в 6,5 млрд руб. при прибыли за аналогичный период 2023 года в 315 млрд рублей.