При заключении сделок M&A следует учитывать наличие у объекта продажи отдельных производственных объектов
- 11 июня 2025
- /
- NEDRADV // 11 июня 2025 года
Часто объектами купли-продажи выступают компании, которые являются собственниками отдельных производственных объектов. При этом наличие таких объектов создает риски для покупателей актива, о которых он может не подозревать. При проверке актива перед покупкой покупателю необходимо учитывать эти риски.
Технические риски
К техническим рискам эксплуатации отдельного производственного объекта (ОПО) можно отнести нахождение объектов в аварийном состоянии, либо несоответствие ОПО требованиям технической документации, что несет угрозу окружающей среде, жизни и здоровью населения.
Для установления таких рисков необходимо проводить отдельную строительно-техническую экспертизу.
Юридические риски
К часто встречающимся юридическим рискам эксплуатации ОПО, ведущим к привлечению лиц к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, можно отнести:
- эксплуатация ОПО без разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию;
- не включение таких объектов в Государственный реестр опасных производственных объектов;
- не уведомление Росприроднадзора и Ростехнадзора о начале строительства объектов;
- отсутствие заключения Ростехнадзора о соответствии построенного объекта требованиям технической документации (ЗОС);
- отсутствие заключения Ростехнадзора о соответствии построенного объекта экологическим требованиям технической документации (ЭкоЗОС);
- отсутствие плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды (далее – «план мероприятий») и т.д.
Обязанность представления в Росприроднадзор плана мероприятий
Отсутствие плана мероприятий можно назвать «бомбой замедленного действия».
Так, с 01.09.2023 вступила в силу Глава VII.1. «Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Данная глава вводит в обязанность юрлиц, которые эксплуатируют отдельные производственные объекты (за исключением угольных шахт) за пять лет до окончания срока их эксплуатации, установленной технической документацией, разработать и представить в Росприроднадзор план мероприятий, на который получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Применительно к угольным шахтам срок предоставления плана мероприятий привязан к сроку, установленному в условиях пользования недрами или техпроекте разработки месторождения (в зависимости от того, какое событие наступит раньше).
Также вместе с планом мероприятий нужно представить заключение Росприроднадзора об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий и документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий.
Состав и требования к содержанию плана мероприятий определены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2023 № 909.
Документы, подтверждающие финансовое обеспечение мероприятий:
- независимая гарантия;
- поручительство;
- создание резервного фонда на счету эскроу с блокировкой денежных средств.
Понятие отдельного производственного объекта
Законодатель определил, что под отдельными производственными объектами до 01.03.2035 понимаются:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности, внесенные в государственный реестр опасных производственных объектов (кроме горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, используемых при пользовании недрами);
- угольные шахты;
- объекты размещения отходов I и II классов опасности.
При этом с 01.03.2035 Росприроднадзор будет вести реестр отдельных производственных объектов.
Уведомление Росприроднадзора о сроках эксплуатации ОПО
Те, кто ввел в эксплуатацию ОПО до 01.09.2023 должны были уведомить Росприроднадзора о сроках эксплуатации таких зданий и сооружений, содержащихся в проектной документации на их строительство или реконструкцию до 01.03.2025.
Если ОПО — это угольные шахты, введенные в эксплуатацию до 01.09.2023, то до 01.03.2025 было нужно уведомить Росприроднадзор об установленном лицензией на пользование недрами сроке пользования участком недр и о предусмотренном техпроектом разработки месторождений полезных ископаемых сроке их разработки.
Если такое уведомление представлено не было эксплуатирующими организациями, либо планируется вывод из эксплуатации ОПО менее чем через 5 лет, то до 01.09.2025 нужно автоматически представить надзорному органу План мероприятий со всеми дополнительными документами.
Если ОПО вводились в эксплуатацию после 01.09.2023, то сведения о начале эксплуатации ОПО должны быть поданы в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию таких объектов.
Обязанности покупателя актива — владельца ОПО
Покупатель компании, которая владеет ОПО, срок окончания эксплуатации которого составляет пять и менее лет, должен до совершения сделки представить в Росприроднадзор План мероприятий и иные необходимые документы.
Есть исключение, план мероприятий можно не предоставлять, если в отношении ОПО уплачен платеж в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды (далее – «компенсационный платеж»).
В случае, если срок окончания эксплуатации ОПО составляет более пяти лет, то покупатель актива до совершения сделки должен представить в Минэкономразвития документы, подтверждающие финансовую обеспеченность покупателя.
Порядок выдачи Минэкономразвития заключения о финансовой обеспеченности покупателя определён постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 880.
Минэкономразвития после выдачи заключения обязано его направить в налоговый орган и Росреестр.
Реорганизация актива — владельца ОПО
В случае реорганизации (за исключением преобразования) актива — владельца ОПО или его отчуждения основным обществом дочернему, или между дочерними обществами, новый владелец ОПО до совершения сделки должен представить в Минэкономразвития сведения о сделке и документы, подтверждающие доли владения основного общества в уставном капитале дочерних обществ.
При этом Минэкономразвития в рамках межведомственного взаимодействия направляет уведомление о сделке в адрес налогового органа.
Основное общество несет субсидиарную ответственность за реализацию дочерним обществом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации ОПО.
Ответственность за непредоставление плана мероприятий
Если лица не представили в Росприроднадзор план мероприятий и иные документы за два месяца до установленных сроков, то это является основанием для направления надзорным органом предостережения.
Непредставление указанных документов более трёх месяцев по истечении установленных сроков является индикатором риска и основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий владельцев ОПО.
Также Росприроднадзор может потребовать от собственника ОПО уплатить компенсационный платеж, который выплачивается добровольно, либо по решению суда.
При этом уплата компенсационного платежа, включая его взыскание по решению суда, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, владеющих ОПО, от обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде в результате аварии на таком объекте.
Если лицо в течение двух месяцев после получения требования об уплате компенсационного платежа представило в Росприроднадзор план мероприятий и иные документы, то оно освобождается от обязанности такой оплаты.
Методика расчета размера компенсационного платежа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2023 № 2135. Причем такой размер, в зависимости от масштабов бизнеса, может исчисляться миллиардами рублей.
В случае неисполнения акционерным обществом решения суда об уплате Компенсационного платежа такое общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, а в случае, если такое решение принято, не вправе выплачивать объявленные дивиденды до исполнения судебного решения.
Все средства, получаемые государством по таким искам, являются «окрашенными» и направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации ОПО.
Инструмент взыскания компенсационного платежа еще нов для Росприроднадзора. В базе судебных дел отсутствуют споры о взыскании компенсационных платежей или нарушении запрета на выплату акционерными обществами дивидендов по акциям.
При этом можно прогнозировать, что в ближайшее время такие иски могут появятся в большом количестве.
Алексей Вакуленко, управляющий партнер юридической компании Vakulenko сonsulting, к.ю.н., член Общества экспертов России по недропользованию
av@goldenlawyer.ru