Второе рождение Эльгинского проекта
- 31 мая 2021
- /
- Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток», № 05–06 (166) от 31 мая 2021 года
Компания «А-Проперти» приступила к развитию угольного месторождения на Эльге (Якутия) в апреле 2020 года. И всего за год удалось достичь впечатляющих результатов в реализации этого масштабного проекта. Это касается и непосредственно добычи сырья, и инфраструктурных направлений, и кадровой составляющей, и социальной сферы. Но обо всём по порядку.
Системное развитие
Весной 2020 года «А-Проперти» приняла программу развития, согласно которой к 2023 году объём добычи угля в районе Эльгинского угольного месторождения возрастёт с 5 до 45 млн тонн ежегодно, а производство концентрата достигнет 30 млн тонн в год. Как следствие, провозная способность железнодорожной ветки Эльга — Улак будет увеличена до 30 млн тонн в год. Кроме того, в рамках реализации проекта запланировано создание около 20 тысяч новых рабочих мест. А объём инвестиций должен составить около 130 млрд руб.
И вот что показательно. Новый этап развития Эльгинского месторождения стартовал, как уже и было сказано, в апреле 2020 года. А уже в ноябре объём добычи и отгрузки угля был увеличен до 1 млн тонн в месяц, что составляет 12 млн тонн в годовом исчислении. Всего за 2020 год на месторождении было добыто 7 млн тонн угля. Это стало рекордным объёмом за всю историю разработки Эльги.
Ещё момент… За первый квартал 2021 года на месторождении было добыто 3 млн тонн угля, что на 230% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такое увеличение объёмов добычи стало для отрасли рекордом. Эльгинский проект занял первое место по этому показателю среди всех угольных компаний России. Но динамичное развитие продолжается. И в апреле 2021 года объём добычи на Эльге достиг 1,5 млн тонн угля в месяц, что составляет 18 млн тонн в годовом исчислении.
Инфраструктура — это важно
Кроме того, в настоящее время идёт серьёзная реконструкция собственной железнодорожной инфраструктуры. Уже сейчас провозная способность линии Эльга — Улак составляет 1,5 млн тонн в месяц, а к октябрю 2021 года она достигнет 2 млн тонн.
Также стоит отметить, что ЭУК активно наращивает и обновляет парк техники для увеличения объёмов добычи. Характерный пример: в 2021 году компания заключила контракты на поставку экскаваторов и бульдозеров почти на 18 млрд руб., а с момента прихода новой управленческой команды на обновление парка техники было направлено порядка 27 млрд руб.
Подчеркнём ещё раз — по итогам 2021 года добыча на месторождении увеличится до 18 млн тонн. Именно для достижения этого показателя в настоящее время идёт обновление парка техники, а также расширение провозной способности собственной железнодорожной магистрали Эльга — Улак. Здесь уже прослеживается серьёзная динамика. В апреле 2021 года провозная способность частной железнодорожной линии Эльга — Улак, которая соединяет Эльгинское месторождение высококачественных коксующихся углей с БАМом, выросла до 1,5 млн тонн в месяц. По сравнению с апрелем 2020 года, когда эта цифра составляла около 330 тысяч тонн в месяц, произошло увеличение провозной способности более чем в 4,5 раза. К октябрю 2021 года мощность дороги достигнет 2 млн тонн в месяц, что эквивалентно 24 млн тонн в годовом выражении. После завершения очередного этапа развития инфраструктуры Эльгинского угольного комплекса в 2022 году провозная способность железнодорожной линии достигнет 30 млн тонн в год, что эквивалентно отгрузке 2,5 млн тонн в месяц.
В начале марта по ветке Эльга — Улак были запущены новые тяжеловесные составы, каждый из которых перевозит по 7100 тонн (увеличение провозной способности на 25%). Техническое переоснащение требует обновления и расширения штата сотрудников дороги, поэтому Эльгинский проект ищет квалифицированных специалистов, имеющих образование и опыт в этой сфере. Такие люди сейчас очень востребованы на Эльге. Более того, один из приоритетов социальной политики — это поддержка молодёжи. Поэтому при поиске местных кадров компания зачастую сотрудничает с учебными заведениями, привлекает выпускников колледжей (например, БАмИЖТа — филиала ДВГУПСа), а также ведёт совместную работу с региональными центрами занятости населения.
Техника и технологии
В 2020 году Эльгинский проект и УЗТМ-КАРТЭКС (машиностроительный дивизион Газпромбанка) подписали контракт на поставку угледобывающей компании 15 электрических карьерных экскаваторов. ЭКГ-18Р. Сумма сделки составила около 9 млрд руб.
И об этой современной горной технике стоит сказать отдельно. ЭКГ-18Р, оснащённый ковшом ёмкостью 18 м2, — серийный экскаватор, хорошо зарекомендовавший себя на угольных месторождениях за счёт высокой производительности и низкой себестоимости добычи полезных ископаемых. Электрические экскаваторы ЭКГ-18Р не наносят ущерба экологии, отличаются низким удельным расходом электроэнергии и более высокой энергоэффективностью.
К изготовлению машин производитель экскаваторов приступил весной 2020 года. И завершил работы в рекордные сроки. В марте 2021 года УЗТМ-КАРТЭКС приступил к поставке трёх первых экскаваторов класса ЭКГ-18Р в рамках реализации программы развития Эльгинского угольного комплекса (ЭУК). Первая платформа с новым оборудованием поступила на предприятие уже в середине апреля 2021 года. И прибывшие на месторождение ЭКГ-18Р будут введены в промышленную эксплуатацию в июле текущего года.
Но перечень техники на Эльге планируется постоянно расширять. В апреле 2021 года Эльгинский проект заключил очередной ряд контрактов на поставку новой техники для разработки месторождения. Партнёрами производителя высококачественных коксующихся углей стали белорусский БелАЗ и немецкая компания LIEBHERR. Поставки начнутся в июне текущего года. Сумма указанных контрактов составила почти 18 млрд руб.
БелАЗ поставит на Эльгинское месторождение 93 самосвала грузоподъёмностью от 90 до 220 тонн на сумму в 15,3 млрд руб. По договору с LIEBHERR на месторождение будет поставлено 15 экскаваторов с ёмкостью ковша 6—7 м3, 12 бульдозеров класса 50—70 тонн (2,3 млрд руб.) для добычных забоев и 3 грейдера (166 млн руб.) для обслуживания технологических дорог внутри разреза. Новая техника начнёт работать на Эльге сразу после монтажа и пусконаладочных работ.
Также произошли большие изменения по количеству техники, работающей на Эльгинском месторождении. В 2021 году (по сравнению с январем — апрелем 2020 года) количество экскаваторов увеличилось в 14 раз, с 6 до 86 машин, погрузчиков — в 6 раз, с 5 до 30 машин, автосамосвалов — в 5,5 раза, с 37 до 202 машин. Бульдозеров — в 8,6 раза, с 5 до 43 машин, буровых станков — в 4,6 раза, с 3 до 14 единиц.
Таким образом, за год, прошедший с момента прихода новой управленческой команды, произошло широкое обновление парка техники Эльгинского месторождения на сумму почти в 27 млрд руб.
О кадровой политике
Сегодня Эльгинский проект активно обновляет кадровую политику. С приходом нового инвестора приоритетами бизнеса стали социальная ответственность и развитие кадрового потенциала. Летом 2020 года руководство Эльгинского проекта полностью погасило сохранившуюся от прежнего собственника задолженность в размере около 41 млн руб. перед 1020 работниками.
В долгосрочной перспективе HR-подразделение компании ориентируется на глобальный план по созданию рабочих мест для обеспечения развития Эльгинского проекта. Прежде всего, поиск кадров связан с вводом в строй новых обогатительных мощностей и развитием собственной железнодорожной ветки Эльга — Улак. К 2023 году планируемая численность персонала достигнет примерно 20 тысяч человек. Именно такое число сотрудников необходимо для обеспечения нормального функционирования всех производственных процессов Эльгинского комплекса. Это более двух тысяч человек из числа собственного персонала ООО «Эльгауголь», а также сотрудники привлечённых подрядных организаций.
В связи с наращиванием производственных мощностей в рамках реализации амбициозной стратегии развития в настоящее время крайне актуальными вакансиями на Эльгинском месторождении являются: маркшейдеры, квалифицированный персонал по ремонту и обслуживанию электрического оборудования и электромеханические специалисты. Для обслуживания железнодорожной ветки чаще всего компания ищет монтёров путей, составителей поездов, дежурных по станциям и разъездам, электромехаников СЦБ и связи (сигнализация, централизация, блокировка и связь), а также локомотивные бригады (машинист и помощник машиниста тепловоза).
Важно отметить, что приоритет при привлечении новых кадров отдаётся местным трудовым ресурсам из Республики Саха (Якутия). Привлечение из других регионов будет осуществляться с учётом наименьшей удалённости региона, доступности логистики, наличия уникальной квалификации, которая может отсутствовать на местном рынке труда. При привлечении кадров из субъектов РФ упор делается на те регионы, с которыми компания конкурирует в уровне заработной платы и которые перенасыщены трудовыми ресурсами. Это, в первую очередь, центральная часть России. А основная ставка делается на вахтовых сотрудников в связи с удалённым расположением производственной площадки.
«Социалка» — это важно
Для создания привлекательных для новых сотрудников условий работы Эльгинский проект увеличил вахтовую надбавку до 750 руб. в сутки, также принята новая система льгот для сотрудников. Сегодня социальный пакет для каждого человека, работающего в структуре Эльгинского проекта, включает в себя компенсацию затрат на приобретение санаторно-курортных или туристических путевок один раз в год в сумме до 50 тыс. руб. или один раз в два года в сумме до 100 тыс. руб., а также оплату проезда до места проведения отпуска и обратно. Компания гарантирует сотрудникам компенсацию прохождения платного медицинского обследования, а также компенсацию затрат на посещение физкультурно-оздоровительных секций, спортивных залов и бассейнов. Материальная помощь оказывается семьям с детьми. Для работников предусмотрены единоразовые выплаты при рождении ребенка, возмещается стоимость оплаты детских садов.
В компании действует собственная программа привлечения молодых специалистов к работе в Эльгинском проекте. В структуре Эльгинского комплекса была создана современная программа кадрового резерва, направленная на рост и продвижение сотрудников. Кроме того, сегодня сотрудники могут пройти курсы повышения квалификации за счёт компании. Сейчас программа работает в онлайн-режиме из-за противоэпидемических мер, которые действуют в Республике Саха (Якутия). Наши сотрудники участвуют в вебинарах и тренингах, что уже положительно сказывается на результатах их работы. В ближайшей перспективе планируется перевод программы обучения в очный режим.
Серьёзное внимание на Эльге уделяется и условиям труда работников компании. И уже в ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию вахтового посёлка, в котором будут проживать около 1500 человек. На территории посёлка расположатся социальные центры, столовая, здания медпункта и административно-бытового корпуса. В настоящий момент здесь активно обновляется инфраструктура. Введена в эксплуатацию новая котельная, построены новые канализационно-очистные сооружения — сейчас идёт подготовка к пусконаладочным работам.
Решение о проектировании нового жилого посёлка было принято в соответствии с программой развития ЭУК. Более того, в феврале 2021 года Эльгинский проект и КБ «Стрелка» договорились о совместной работе над созданием мастер-плана будущего жилого посёлка. В этот проект будут вовлечены специалисты, имеющие опыт работы в городах с суровым климатом — Архангельске, Мурманске, Магадане, а также в городе Свободном в Амурской области.
Таким образом, можно констатировать — сейчас Эльгинский проект переживает второе рождение. Что уже ознаменовалось динамичным поступательным развитием. И это — бесспорный факт.
Дмитрий МАРТЫНЕНКО