Реклама

Бизнес «под надзором»

  • 15 июля 2019
  • /
  • Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток», 07(147), июль 2019 года

Горнопромышленный комплекс Забайкалья испытывает множество проблем. Большая часть их связана с надзорными органами, которые нередко подвергают недропользователей настоящему прессингу. Это уже приводит к тому, что в регионе закрываются крупные проекты, как это было, например, с Апрелково. В результате бюджеты остаются без поступлений, государство — без золота, а местные жители — без работы. Об отраслевых бедах мы побеседовали с генеральным директором одной из успешных золотодобывающих компаний ООО «Газимур» Михаилом ТИТОВЫМ.

Такой подход

— Михаил Викторович, как вы оцениваете ситуацию с деятельностью надзорных органов, курирующих горнопромышленный комплекс, которая сложилась в Забайкалье?
— Ничего хорошего сказать не могу. Со стороны многих федеральных надзорных органов — Ростехнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, а также налоговых и других — мы нередко наблюдаем настоящий прессинг в отношении недропользователей. Причём если о плановых проверках мы уведомлены заранее и, соответственно, готовим документацию, выделяем отдельного специалиста для работы с проверяющими, то внеплановые проверки проходят совершенно не вовремя (видимо, в расчёте на эффект неожиданности), и в результате мы испытываем достаточно сильное давление. И, как правило, внеплановым проверкам подвергаются успешные предприятия, работающие в открытом правовом формате.
Тех же, кто в «тени» (мы их зовём «черными старателями»), добывающих золото нелегально, никто особо не трогает. Это и понятно: чтобы с ними бороться, необходим комплекс мер. Жулики это понимают и фактически посмеиваются над легальными предприятиями. Да, «чёрных старателей» нужно искать. А нас что искать — вот наши офисы, промышленные площадки, вот руководители — приходи и проверяй. И ведь проверяют и просят у нас понимания. Мол, мы их (инспекторов) должны понять: если не будет выписан штраф, то его не поймёт руководство, накажет прокуратура или будет поставлена под сомнение их профпригодность. А кто нас будет понимать? Ведь тем, кто реально работает — открытым  предприятиям, — любое ведомство всегда может вынести замечания с различной степенью ответственности. Таким образом, предприятия горнопромышленного сектора несут риск дополнительной фискальной нагрузки, причём ненормированного объёма, т.е. скрытого налога (ов).
— Но ведь высшие федеральные руководители, тот же председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ, не раз призывали надзорщиков сократить количество проверок, мол, это «кошмарит» бизнес.
— Наши чиновники — люди креативные... Внеплановые проверки, количество которых возросло, не попадают в статистику правительственного контроля. Внеплановые — другая статистика. Им, видимо, и подвергаются, подчеркну ещё раз, в первую очередь добросовестные участники рынка: те, кто добывает для государства золото, платит большие налоги в бюджеты всех уровней, создаёт рабочие места, участвует в реализации различных социальных проектов. Именно мы и находимся, фигурально выражаясь, «под надзором». При этом чиновники забывают, что они не за проверки зарплату получают, а за иную работу, а именно за пресечение деятельности недобросовестных участников отрасли или действительно грубо нарушающих нормы закона предприятий. А вот эта работа не выполняется.
— Что имеется в виду?
— Задам встречный вопрос: мои коллеги, руководители горнопромышленных компаний Забайкалья, рассказывали вам о ситуации с переводами земель из одной категории в другую?
— Не просто рассказывали, а складывается впечатление, что от, мягко говоря, нерасторопности в этом вопросе забайкальских чиновников страдает большинство горняков.
— Это соответствует действительности. Например, могу точно сказать: если кому-то к 2020 году необходимо перевести земли нераспределённого фонда или земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, то он уже опоздал и может планировать программу лишь 2021 года. А это, как вы понимаете, крайне актуально для недропользователей, которые располагают лицензионными правами, рабочим проектом с экспертизой, горным отводом, планом развития горных работ, квотой на поставку металла на текущий год, а вопрос земель, точнее их оформление, рушит все производственные программы предприятия.
— Так долго?
— Это ещё не срок. Но дело в другом. Наши чиновники получили произвольное право манипулировать регламентными сроками процедур оформления документации и, соответственно, выхода соответствующих постановлений департаментов региона. Аргументируют перегруженностью, нехваткой специалистов или очередными грядущими отпусками, и к этому мы тоже должны «отнестись с пониманием». Проблематично обстоит дело с особо защитными участками леса (ОЗУ), со многими водными объектами, с землями лесничеств. Более того, во многих департаментах сотрудники просто боятся принимать решения по спорным, но находящимся в их компетенции вопросам, размышляя, что при сегодняшней ситуации неизвестно, как аукнется положительное для бизнеса решение. Поэтому им проще сказать «нет» и ничего не сделать, чем «да» и за что-то отвечать перед федералами.
— А дело не в коррупции?
— Нет. Могу сказать, что ни один из многочисленных чиновников, проверявших нашу компанию или принимавших какие-то решения по нашим нарушениям, даже не намекнул на взятку. И я знаю природу этой честности.
— И какова она?
— Сейчас чиновники живут стабильно. У них неплохие зарплаты, хорошие премии, различные бонусы, нормированный рабочий день, стабильный отпуск, приличные пенсии. Зачем им рисковать, требуя взятки? У них, во всяком случае на этом жизненно-карьерном этапе, всё уже хорошо сложилось, если, конечно, они будут чётко демонстрировать показатели по итогам контроля и, как следствие, пополнение бюджета.

О кадровом голоде

— А что вы можете сказать о компетентности сотрудников надзорных органов?
— Зачастую к нам и нашим коллегам приходят инспекторы, едва окончившие вузы и сразу попавшие на госслужбу. У них нет никакого производственного опыта, но молодые специалисты чётко знают свой «параграф» и норму контроля, поэтому почти в любой ситуации найдут возможность для санкций.
— С чем связан такой кадровый голод?
— Видимо, с двумя обстоятельствами. Во-первых, опытные специалисты постепенно стареют и уходят на пенсию. Ну а во-вторых, в реальный сектор экономики, где реально нужно работать, бывшие студенты не идут, а идут на госслужбу, учитывая все ожидаемые преференции, важное удостоверение в кармане и рассчитывая на карьеру.
— В каких надзорных структурах, на ваш взгляд, ещё сохранились профессионалы?
— В каждой федеральной службе сохранились профи, которые работали на производстве, — мы их образно называем людьми из «окоп». Такие, пожалуй, есть только в Ростехнадзоре, Росприроднадзоре. Там, конечно, тоже наблюдается дефицит кадров, но профессионалы ещё остались.

Нет понимания

— Мы знаем, что именно в Забайкалье суммы штрафов, которые накладывают на недропользоваталей, просто зашкаливают. Это правда?
— За всю отрасль сказать, конечно, не могу, но все те, с кем мы активно общаемся и взаимоконсультируемся, высказываются о сверхконтроле как о фактически сложившейся системе. Сотрудники надзорных органов фактически не задумываются о последствиях давления на бизнес. Мы ведь не можем закладывать штрафы в себестоимость  продукции. Соответственно, если нас штрафуют, мы вынуждены на бюджет штрафов уменьшать финансирование производственных, как минимум текущих задач. Та же история и с крайне медленным переводом земель из одной категории в другую. Если процесс затянули, значит, уменьшаются показатели по добыче, бюджеты различных уровней не получат доходной части. И, как следствие, потеря рабочих мест.
— Что можете сказать о налоговых органах Забайкалья?
— В нашем крае налоговая применяет устойчивую практику доначислений: по НДПИ, по НДС, по налогу на прибыль. В качестве аргументации в акте проверки, а впоследствии и в судебном процессе приводится судебная практика различных судов — нам почему-то «везёт» на прецеденты с Северного Кавказа или Южного федерального округа. Это так называемая налоговая преюдиция. Причём такое понятие, как презумпция невиновности налогоплательщика, давно потеряла актуальность и не рассматривается. 
— Есть ли у бизнеса возможность доказывать свою правоту в судах?
— В судах различной юрисдикции обжаловать приходится многое. Основной, конечно, арбитражный суд. Важно решение суда первой инстанции. Сегодняшние реалии таковы, что в спорах государства и бизнеса бизнес, как правило, уступает. Потеря состязательности в судебном процессе наблюдается уже последние 3—5 лет.
— И к чему всё это может привести?
— Режим штрафной экономики и маловероятной возможности оспорить санкции в судебном процессе ни к чему хорошему не приведёт. Первое и, пожалуй, главное — это потеря интереса потенциальных серьёзных инвесторов, профессионалов к региону, стране в целом.

Александр МАТВЕЕВ

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов