Реклама

Обзор прессы РФ

Экономика дальнего следования

  • 02 марта 2015
  • /
  • ГЛОБУС, № 1 (35), март 2015 года

Российский Дальний Восток сегодня — одна из самых перспективных территорий в плане экономического развития всей страны. огромные запасы полезных ископаемых и исторически сложившаяся сырьевая направленность делают дальневосточный округ объектом пристального внимания федеральных властей, отечественных и зарубежных инвесторов. однако множество нерешенных вопросов, в том числе на уровне законодательства, мешает более быстрому и эффективному развитию региона. Какие проекты в горной отрасли будут реализованы на Дальнем Востоке в ближайшее время? И какие проблемы являются самыми острыми для региона? На эти и другие вопросы журнала «Глобус: бизнес и геология» отвечает врио директора СВКНИИ ДВО РАН, член-корреспондент РАН, профессор, доктор геолого-минералогических наук Николай Анатольевич Горячев.

— Николай Анатольевич, какие реализованные за последние годы на Дальнем Востоке проекты можно назвать наиболее значимыми для развития региона?

— Для нашего региона особенное значение имеет реализация проекта особой экономической зоны и начало работ по нефтегазовому проекту освоения Примагаданского шельфа Охотского моря.

— Насколько полно удалось реализовать идею создания более благоприятного климата для развития Дальневосточного региона: налоговые преференции, льготы, субсидии и т. д.?

— В Магаданской области созданы максимально адекватные условия для инвестирования — на уровне региона и государства. Но общий положительный тренд в области освоения минерально-сырьевой базы сталкивается с недостаточной проработанностью закона о недрах и всего пакета подзаконных актов. Эти недоработки практически делают невозможным участие иностранных юниорских компаний в горном бизнесе России. Кроме того, наблюдается нежелание правительства страны создавать подобные компании и в отечественной геологии. Это, по сути, сводит на нет положительное действие преференций в этой сфере. Получается, что одной рукой государство приглашает, а другой — отталкивает.

— Какие ТОР (территории опережающего экономического развития) появятся в ДФО в ближайшее время? Какой эффект от их создания может получить экономика региона?

— Планируется организовать на Дальнем Востоке около десяти ТОР первой очереди. Однако их разнокалиберность может нивелировать весь эффект от их создания. Если ТОР — это территория, то зачем тогда создавать ТОР-предприятия?

— Какие шаги уже предприняты в направлении развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, без которой, как известно, говорить об экономическом развитии региона в целом бессмысленно? Какие вопросы требуют скорейшего решения? Что планируется сделать в ближайшее время и за счет каких источников?

— Государство вкладывает большие средства в строительство и реконструкцию дорог, морских портов и аэропортов. Планируется строить дороги из Магаданской области в Чукотский округ, строятся ЛЭП, в том числе и межрегиональные. Но, на мой взгляд, наши крупные корпорации не спешат принимать участие в этом процессе. И просят деньги из национальных фондов только в своих интересах. Если так будет продолжаться и дальше, то все усилия государства будут потрачены зря! Еще одна проблема — кадры.

— Как сегодня можно охарактеризовать положение дел в горной отрасли региона, которая является базой его экономики? Насколько изменилась ситуация за последнее десятилетие? Какие положительные моменты можно отметить и какие вопросы по-прежнему остаются нерешенными или решаются слишком медленно?

— Горная отрасль Дальнего Востока работает стабильно, несмотря на все потрясения, связанные с переработкой металлов и снижением мировой цены на золото.  По итогам 2014 года прирост добычи золота составил более чем две тонны по сравнению с прошлым годом. И такой же высокий, как в 2013-м, уровень добычи серебра: более 900 тонн. Если говорить о последнем десятилетии развития горной отрасли региона, то наблюдается медленный рост. Остается много нерешенных вопросов: дороговизна кредитов, несовершенство процессов лицензирования, неразвитость энергетической (при наличии избытка электроэнергии в Магаданской области и дефицита на Чукотке) и транспортной инфраструктуры. Еще одна проблема: несмотря на рапорты об увеличении прогнозных ресурсов разных категорий, серьезных открытий новых объектов «с нуля» не происходит. Все, что сегодня вводится в эксплуатацию, — это переоцененные известные объекты из славного геологического прошлого. Такая ситуация создаст определенную напряженность в планировании освоения ресурсов уже в ближайшем будущем.

— Какие крупные проекты в добывающей отрасли запущены в 2014 году? Старта каких проектов стоит ожидать в следующем году?

— К сожалению, на данный момент запланированный запуск двух крупных объектов срывается. Фактически перенесен на 2015 год или даже на более поздний срок. Это проект «Полюс-Золота» по освоению Наталкинского месторождения золота. В соответствии с лицензионным соглашением он должен был быть запущен еще в 2009 году. Но воз и доныне там, что является демонстрацией успешности работы менеджмента компании по повышению имиджа на мировом рынке и профессионального провала компании в целом в регионе.

   Возникает вопрос: если новая переоценка запасов этого месторождения реальна и достоверна, то что же было до того? Пиар для биржи?

    Сложившаяся ситуация с очередным переносом срока запуска на целых два года на фоне фактически идущей добычи (происходит складирование руды), на мой взгляд, просто свидетельствует о нежелании компании запускать объект. Или, к сожалению, о слабости предприятия.

    Второй проект — рудник Павлик — тоже движется с техническими задержками. Но здесь имеется очень хорошая перспектива запуска объекта в первой половине 2015 года в промышленную эксплуатацию.

    Активно работает компания «Полиметалл», которая запустила в работу Майское месторождение на Чукотке. Там же развивает сейчас свой бизнес «Кинросс-ДВ», осваивая месторождение Купол и недавно запущенное в отработку месторождение Двойное.

— Какие из совместных экономических проектов России и Китая действительно способны стать двигателем дальневосточного локомотива развития российской экономики?

— Сложно сказать. В нашем регионе китайские компании пока только начали вести пионерные работы по золоту, серебру, сурьме и полиметаллам. Жизнь покажет.

— Эксперты высказывают опасения, что Дальний Восток рискует превратиться в чисто сырьевой придаток стран АТР, в первую очередь — Китая. Насколько российская и китайская стороны заинтересованы в организации новых перерабатывающих производств в ДФО? Какие мощности по переработке и в каких сферах планируется создавать с привлечением инвестиций из КНР?

— Во-первых, к сожалению, мы и так позиционируем себя как сырьевая держава, так что опасения понятны.

    Во-вторых, пример Австралии как подобной сырьевой страны показывает, что можно четко сочетать добычу с переработкой руды в том же Китае с прибылью.

    Золото-сурьмяные и медные концентраты вывозятся в Китай для извлечения металлов. И никто не говорит об Австралии как сырьевом придатке Китая, поскольку такой подход требует развития горной отрасли, с одной стороны, а с другой — нужна грамотная политика внутри страны, нацеленная на развитие других отраслей.

    В-третьих, переработка руд и концентратов — экологически и энергетически (хотя для ДВФО это не проблема) непростая вещь и требует очень высоких затрат. Так что я особой проблемы в этом не вижу. Другое дело — создание высокотехнологичных производств, и это надо приветствовать.

— В программе развития Дальнего Востока на ближайшее десятилетие явно прослеживаются экспортные приоритеты. Предполагается ли реализация крупных проектов, которые будут работать на внутренний, российский рынок?

— Надеюсь, что так и произойдет, но пока этого не вижу. Прежде всего, полагаю, надо развивать то, что уже есть: самолетостроение, судостроение, строительство (в том числе транспортное), фармацевтику и прочее.

— Каким образом планируется решать проблему кадрового обеспечения масштабных дальневосточных проектов? Будет ли привлекаться иностранная рабочая сила и на каких условиях?

— Это интересный вопрос. Кадровая проблема в регионе сейчас самая острая. И вахтой ее не решишь, потому что упал престиж инженерных знаний. Государство это уже заметило. Не случайно совместно с ОНФ в конце мая 2014 года было проведено специальное совещание во Владивостоке, посвященное проблемам инженерного образования. Боюсь, как бы не оказалось поздно. Сейчас в ДВФО действуют два федеральных университета, которые выпускают явно недостаточно специалистов горного профиля: горных инженеров -геологов, маркшейдеров, горняков, металлургов. Этого мало даже для поддержания работы горной отрасли, не говоря уже о ее развитии. И требуются серьезные совместные усилия федеральных и региональных властей, горного бизнеса (крупного, среднего и малого), РАН и федеральных научных структур для развития инженерного и технического образования. В иностранной рабочей силе явной необходимости, на мой взгляд, нет.

— Решение каких вопросов сегодня является жизненной необходимостью и обязательным условием дальнейшего развития региона?

— Это кадры, инфраструктура и совершенствование горно-геологического законодательства. Крайне необходимо введение в оборот юниорских компаний. Пора решить вопрос с «техногенкой». Это позволит встряхнуть стагнирующую ситуацию с реальным приростом запасов и появлением новых объектов.

Беседовал Виктор Смотрихин

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов