Техника и технологии

SHANTUI TEH160: Гибридный карьерный самосвал для России

  • 14 августа 2025
  • /
  • «Наш регион — Дальний Восток» № 3 (195), август 2025 года
  • Реклама. ООО «СТРОЙИМПОРТТЕХНИКА», ИНН 4401126431, erid: 2VfnxxFfEfa

В июне 2025 года российские горнодобывающие предприятия получили доступ к новому гибридному карьерному самосвалу Shantui TEH160. Модель уже успешно зарекомендовала себя в международных проектах. Она сочетает в себе электромеханическую трансмиссию для гибридного самосвала нового поколения и проверенную надёжность классических конструкций. Технологический симбиоз позволяет Shantui TEH160 сократить эксплуатационные расходы при работе в тяжёлых условиях, сохранив грузоподъёмность на уровне аналогов с ДВС.

Технические характеристики и конструктивные особенности

Конструктивные особенности TEH160 — гибридная схема, включающая два дизельных двигателя Weichai WP17 общей мощностью 1132 кВт (1540 л.с.), генератор переменного тока, блок аккумуляторных батарей, электрические тяговые двигатели мощностью 552 кВт каждый. Использование аккумуляторных батарей (АКБ) существенно повышает суммарную мощность привода, которая достигает 1432 кВт (1948 л.с.). Работа в гибридном режиме обеспечивает лучшие тяговые характеристики, чем у аналогов-конкурентов, работающих только в дизельном режиме.

Рама самосвала имеет коробчатую сварно-литую конструкцию с рёбрами жёсткости из высокопрочной стали марки Q690E с пределом текучести до 690 МПа, с литыми деталями в нагруженных узлах, с высоким запасом прочности по отношению к расчётным нагрузкам. Расчётное время жизни рамы с учётом тяжёлых нагрузок составляет 10 лет.

Особого внимания заслуживает кузов самосвала объёмом 60 м³ (без шапки) и 78 м³ (с шапкой SAE ½), изготовленный из стали NM400 (аналог Hardox® 400) с толщиной листов от 10 до 20 мм в зависимости от местоположения. По требованию заказчика возможна футеровка кузова, а также установка увеличенного кузова для перевозки угля.

Гибридная система привода

Система синхронного управления работой двух двигателей подразумевает последовательный запуск ДВС, после выхода которого на стабильный режим (~30 сек.) происходит запуск генераторов. Обработка сигналов акселератора и тормоза для обеспечения полного соответствия сигналов, полученных от ECU (электронные блоки управления) двух двигателей, обеспечивает одинаковую частоту вращения двух двигателей.

Грузоподъемность и масса
Грузоподъёмность 138 тонн (максимальная в классе 130-тонных машин)
Полная масса  248 тонн
Эксплуатационная масса 110 тонн

Компоненты системы электрического привода

  1. Двигатели внутреннего сгорания Weichai WP17 мощностью 566 кВт (2 шт.), объёмом 16,72 литра каждый, экологический стандарт Tier III. Двигатель Weichai WP17: V-образный, электронное управление, защита двигателя от превышения максимально допустимой частоты вращения коленвала, аварийный выключатель с уровня стояния, системой блокировки работы двигателя при низком уровне и низком давлении моторного масла в системе.
  2. Для каждого силового агрегата ТЕН160 применяется шеститочечная демпфирующая установка на раме, которая эффективно снижает вибрацию и нагрузку на раму. Обеспечиваются две стадии очистки воздуха для ДВС, быстрый доступ для замены фильтров с «палубы» самосвала. Данный двигатель хорошо зарекомендовал себя на российском рынке, в том числе и за счёт небольшого расхода топлива, низкой стоимости владения двигателей (цена расходных и запасных частей).
  3. Зимняя комплектация позволяет осуществлять пуск до -55 °С (включает предпусковой подогреватель типа Webasto, воздухозаборную нагревательную решётку для запуска при температуре ниже -15 °С, стартовые аккумуляторы повышенной ёмкости для запуска в северных условиях, утепление отсека стартовых аккумуляторов).
  4. Генераторы переменного тока ТЕH160-TW560 (2 шт.), трёхфазные синхронные с бесщёточным возбуждением, номинальное напряжение 1140 VAC, мощность каждого 562 kVA, с воздушным охлаждением (осевая самовентиляция), производитель CRRC Dalian/«Далянь Цзиньдин».
  5. Электродвигатели переменного тока (производитель «Далянь Цзиньдин»), модель ТЕН160-YP552 × 2 шт., номинальная мощность каждого 552 кВт, мощность каждого мотор-колеса 512 кВт. Номинальный крутящий момент — 5868 Н-м. максимальный пусковой — 15402 Н-м.
  6. Тормозные резисторы с воздушным охлаждением, поглощают избыточную энергию для обеспечения безопасного торможения машины. 
  7. Литиево-марганцевые аккумуляторы общей мощностью 300 кВт и ёмкостью 120 кВт·ч, обеспечивают высокую скорость заряда, рекуперацию энергии при спуске и торможении. Возможна установка дополнительных блоков аккумуляторных батарей (для эксплуатации на затяжных уклонах).

Преимущества гибридной системы привода

Система привода самосвала Shantui TEH160 работает по схеме «переменный ток — постоянный ток — переменный ток». Применяемый гибридный привод с двумя двигателями и тяговым аккумулятором обеспечивает энергосбережение при работе во всех режимах: снижение расхода топлива на всех участках трассы.

По результатам работы в Куньмине клиент отметил, что расходы топлива TEH160 грузоподъёмностью 138 тонн сопоставимы с расходами топлива жёсткорамного двухосного карьерного самосвала грузоподъёмностью 90 тонн с простым механическим приводом.

Особенно заметное преимущество гибридная модель показывает при движении на уклонах. При сопротивлении движению 8% Shantui TEH160 в режиме дизель + аккумулятор развивает скорость 20 км/ч, в то время как дизельный самосвал без гибридного привода — 18 км/ч.

Адаптация к российским условиям

Для эксплуатации в северных регионах России Shantui TEH160 оснащается специальным комплектом, включающим:

  • предпусковой подогреватель типа Webasto, воздухозаборную нагревательную решетку для запуска при температуре ниже -15 °C;
  • стартовые аккумуляторы повышенной ёмкости;
  • утепление отсека стартовых аккумуляторов, двойное остекление кабины с электрическим обогревом зеркал;
  • автономный обогреватель кабины;
  • тяговые аккумуляторы размещены в теплоизолированном отсеке с трёхслойной изоляцией и системой терморегуляции, что обеспечивает их стабильную работу даже при экстремально низких температурах.

Опыт эксплуатации

Показательным примером эффективности самосвала является его работа на карьере компании Yunnan Haulian Zinc & Indium Stock Co., Ltd. За 30 рабочих дней (488 часов) самосвал перевёз 49,48 тыс. м³ горной массы (среднее расстояние перевозки — 2803 м).

Расход топлива в режиме гибридного привода составил 61-70 л/ч против 68—80 л/ч в режиме привода только от дизельного двигателя. Экономия топлива на данном объекте составила до 15%.

Комфорт и безопасность оператора

Кабина самосвала соответствует стандартам FOPS и ROPS и оснащена всем необходимым для продуктивной работы оператора: сиденьем на пневмоподвеске с трёхточечным ремнем безопасности, кондиционером с климат-контролем, многофункциональным экраном с полным контролем параметров машины, системой видеонаблюдения 360°, исключающей слепые зоны. Уровень шума кабины менее 78 дБ.

Дополнительные опции

Самосвал может быть дополнительно оснащён:

  • системой контроля давления и температуры в крупногабаритных шинах;
  • системой пожаротушения (Ansul или российские аналоги);
  • системой предупреждения / блокировки при подъезде к ЛЭП;
  • бортовой системой взвешивания с функцией ограничения перегруза;
  • 7-компонентными дисками Keimax;
  • шинами по выбору заказчика.

Производство и поставка основных агрегатов самосвала на завод-изготовитель осуществляются из дружественных стран, что исключает срыв складской программы.

Гибридный карьерный самосвал Shantui TEH160 представляет собой современное технологическое решение, обеспечивающее оптимальное сочетание производительности, экономичности и надёжности. Внедрение данной техники на российских горнодобывающих предприятиях позволит значительно снизить эксплуатационные затраты при сохранении высокой производительности, что особенно актуально в условиях растущих требований к эффективности горных работ и экологическим показателям карьерной техники.

Shantui TEH160 может стать важным элементом технического перевооружения горнодобывающей отрасли России в 2025 году. Эти самосвалы уже доступны для предзаказа. Эксплуатация TEH160 началась уже в июле 2025 года в России, на молибденовом карьере в Хакасии. Данный самосвал будет представлен на выставке «Уголь Кузбасса».

Также Shantui планирует начать поставки нового гибридного самосвала TEH260 грузоподъёмностью 220 тонн на территорию Российской Федерации во втором-третьем кварталах 2025 года. До конца года компания «СтройИмпортТехника» предоставляет специальные условия поставок.

Подробности можно уточнить на сайте www.shantui-sit.ru или по телефону 8 800 700 33 86.

Подготовила АНАСТАСИЯ СЕМЁНОВА

Тел. 8 800 700 03 30

info@shantui-sit.ru

Сайт: shantui-sit.ru

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

NEDRADV // 12 ноября 2025 года

С середины августа до второй декады октября цены на золото прибавили 32% и достигли исторических максимумов на уровне $4 380 за унцию. В дальнейшем мы стали свидетелями коррекции (-11%, до $3 900 за унцию), в результате которой цена на золото за последний месяц осталась практически без изменений — на уровне около $4 000 за унцию.

NEDRADV // 11 ноября 2025 года

Компания в два раза увеличивает мощность открытой добычи на месторождении.

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

Этим летом в Усть-Майском районе Якутии был фактически закрыт посёлок Звёздочка, где вот уже много лет базируется известная артель старателей «Дражник». Нет здесь теперь ни школы, ни детского сада, поэтому местные жители вместе с детьми покидают свой населённый пункт. Ну а что делать, если ресурсоснабжающая организация больше не станет подавать сюда тепловую энергию? Между тем недропользователи не только продолжают работать, но и вкладывают сотни миллионов рублей в социальную инфраструктуру свое...

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

В Москве состоялся масштабный форум, который более двадцати лет собирает недропользователей, представителей бизнеса и государственных структур. Несмотря на долгую историю, «МАЙНЕКС Россия» по-прежнему остаётся площадкой для дискуссий и обсуждений острых вопросов.

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

На Всероссийском форуме россыпников в Хабаровске много говорилось о проблемах. Но, пожалуй, наиболее живой интерес вызвал доклад заместителя председателя Союза старателей России, председателя АС «Восток» Николая ЮДАКОВА. Документ готовился давно, с учётом мнения всего старательского сообщества под руководством Виктора ТАРАКАНОВСКОГО. В нём прозвучали не только проблемы, но и были профессионально сформулированы предложения по их решению. А после форума корреспонденты журнала «Наш регион — Дальн...

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

Холдинг «Селигдар» вырос из небольшой артели, которая 50 лет назад начала разрабатывать россыпи на одноимённой реке в Якутии. Её название пошло от местного слова «сэли», на языке северных народов означающего «мамонт». Это животное символизирует мощь земли, создало, согласно легендам, равнины и горы. Это воплощение силы, выносливости и мудрости. Аналогия напрашивается сама собой: за 50 лет «Селигдар» превратился из «мамонтёнка» в мощную, не останавливающуюся в своём развитии компанию. Сегодня она...

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

Основной профиль деятельности компании «Геотехнологии» — разработка новейших приборов и программ, а также методов и технологий геофизических, аэросъёмочных и инженерных исследований. О преимуществах и перспективах применения комплекса ЭКВАТОР для геологоразведочных работ мы рассказывали на страницах журнала. В данной статье на конкретном примере покажем результаты аэрогеофизических исследований, выполненных комплексом ЭКВАТОР. Вертолётная электроразведочная система ЭКВАТОР является примером удач...

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

Во время командировки в Якутию мы встречались с руководителями многих золотодобывающих компаний. Но картина была бы неполной без мнения отраслевых чиновников. Поэтому мы публикуем интервью с министром промышленности и геологии РС (Я) Максимом ТЕРЕЩЕНКО.

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

В Хабаровске 18–19 августа прошел Всероссийский форум «Россыпное золото России: пути развития, регулирование, технологии». Итогами важного для золотодобытчиков мероприятия поделились председатель организационного комитета форума Сергей ДАВЫДОВ и директор группы компаний «МАЙНЕКС» Наталия ТАРАСОВА.

«Наш регион — Дальний Восток» № 4 (196), октябрь 2025 года

Не так давно среднее содержание драгметалла в россыпях в Усть-Майском районе превышало три грамма на тонну. Сегодня богатые месторождения, что называется, выбрали, и «лёгкого» золота почти не осталось. «Нелёгкое» находится в сложных геологических условиях, скрыто толщами породы, вскрывать которые — непростая задача. За её решение намерено взяться входящее в группу «РИК» ООО «Янзолото». Предприятие планирует начать подземную отработку месторождений Ручей Средний Оночолох и Уот Юрях. Обе россыпи з...

Новости аукционов