Наличие «свидетельства о первооткрывательстве» не гарантирует получение совмещенной лицензии
- 17 декабря 2024
- /
- NEDRADV, 17 декабря 2024 года
Обзор подготовлен партнером Юридической компании «Шаповалов Петров», экспертом Общества экспертов России по недропользованию Алексеем Вакуленко, к.ю.н.
В деле № А70-27867/2022 департамент недропользования и экологии Тюменской области отказал обществу в предоставлении права пользования недрами (песок) без аукциона несмотря на то, у него было свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, выданное этим же департаментом. Свой отказ департамент основывал на том, что потребностей в добыче ОПИ в регионе на 2023-2025 гг. нет.
Также госорган в своем отказе сослался на п. 1.7 Порядка предоставления права пользования участком недр местного значения… (утв. постановлением Правительства Тюменской области 18.03.2016 № 93-п), согласно которому решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения принимается с учетом порядка оценки условий комплексного рационального использования и охраны недр, установленного правительством Тюменской области.
Недропользователь обжаловал данный отказ в суде, ссылаясь в том числе на то, что он получал поисковую лицензию до включения в порядок п. 1.7.
Суды трех инстанций отказали обществу в удовлетворении его требований. Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 19.10.2023 по делу № А70-27867/2022 указал следующее:
- отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из правомерности отказа, учитывая, что на момент принятия соответствующего решения в Восточной Территориальной зоне отсутствует потребность в ОПИ (песке);
- разработка месторождения и добыча песка будет сопряжена с вырубкой лесных насаждений, что не рассматривается в качестве рационального использования природных компонентов при условии отсутствия потребности в Восточной Территориальной зоне в добыче песка и наличии иных месторождений;
- свидетельство об установлении факта открытия месторождения не влечет за собой безусловного права выдачи лицензии для разведки и добычи песка, поскольку Закон о недрах, равно как и законодательства субъекта РФ предусматривает предоставление недр в пользование с учетом рационального использования, то есть, в том числе с учетом расчета необходимости добычи ОПИ.
Комментарий эксперта:
По моему мнению, выводы судов по этому делу несут риски, как для компаний, получивших поисковые лицензии, так и для всего юниорного бизнеса и инвестиций в него. Отсутствие гарантий получения совмещенной лицензии после открытия месторождения создает большую неопределенность для участников рынка.
На поиск и оценку могут быть потрачены десятки миллионов рублей, а уполномоченный орган субъекта РФ может просто отказать в предоставлении права пользования недрами на разведку и добычу, потому что в регионе отсутствует потребность в полезном ископаемом. Такой отказ подводится под рациональное использование недр.
В этой ситуации получается, что добывающие компании бесплатно поработали на государство и поставили на государственный баланс ОПИ.