Сахалинский уголь — поддержка для избранных?

  • 10 октября 2016
  • /
  • Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток», №10(119), 10 октября 2016 года

Летом этого года в средствах массовой информация промелькнула любопытная новость — Корпорация развития Сахалинской области уже в ближайшее время выделит «Восточной горнорудной компании» Олега МИСЕВРЫ 920 миллионов рублей. На развитие проекта, связанного с увеличением мощностей Солнцевского угольного разреза и модернизацию порта. Однако самое интересное заключается не в самом факте выделения средств — о государственной поддержке угольных и логистических инициатив г-на Мисевры было известно давно. Показательно другое — изначально речь шла о государственном инвестировании в проект (правда, на возвратной основе, на условиях займа) 2 миллиардов 800 миллионов рублей. И вот теперь эта сумма почему-то снизилась в четыре с лишним раза. Что это? Поэтапный формат финансирования? Или недоверие к промышленным возможностям ВГК? Попробуем разобраться в ситуации.

Что за проект?

Итак, 26 мая 2016 года генеральный директор АО «Корпорация развития Сахалинской области» (49,975 процента акций принадлежит властям Сахалина, а 51,025 — Фонду развития Дальнего Востока) Сергей ХОТОЧКИН и председатель совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания» Олег Мисевра подписали соглашение о сотрудничестве.

Речь в документе шла о конкретном инвестиционном проекте, связанном с увеличением добычи угля на Солнцевском угольном месторождении, со строительством транспортного конвейера протяжённостью 28 километров и с реконструкцией морского терминала Шахтёрск.

Если говорить о наращивании объёмов, то тут всё выглядит более чем глобально. По замыслу авторов проекта, масштабная реконструкция должна привести к ежегодному увеличению добычи угля с 3 миллионов до 10 миллионов тонн. Всё это должно принести большую пользу и бюджетам всех уровней, и населению. Как было заявлено в анонсе, очевидным преимуществом в этом случае является увеличение поступлений от НДС, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.

Плюс ко всему, если проект будет реализован, дополнительные рабочие места получат местные жители. Соответственно, идея автоматически приобретает социальный статус. Так что на бумаге всё выглядит красиво. И не менее красиво выглядят цифры. Общая стоимость столь масштабной модернизации была оценена в 45 с лишним миллиардов рублей. Видимо, задачи у ООО «ВГК» и впрямь грандиозные. Однако нам представляется, что здесь не всё так просто.

Непростая история

И начнём мы с самой компании, которая будет реализовывать проект. Как заявляла в своё время депутат Сахалинской областной думы Светлана ИВАНОВА, структуры Олега Мисевры зарегистрированы… на Кипре. При этом 99 процентов уставного капитала ООО «ВГК» принадлежит кипрской компании «Алтрасо Венчурз ЛТД», а оставшийся процент — ООО «Управляющая компания «Сахалинуголь». Но даже этот скромный процент также оффшорный, поскольку 100 процентов уставного капитала самого «Сахалинугля» принадлежит кипрской «Аэтон коммершал лимитед».

Всё это не домыслы обывателей, а данные ЕГРЮЛ. Так каким образом серьёзная финансовая господдержка проектов ООО «ВГК» (а 2,8 миллиарда рублей — сумма серьёзная) сочетается с заверениями первых лиц страны о «деоффшоризации» отечественной экономики? Пока власти не дают ответа на этот вопрос. Но пойдём дальше.

По мнению многих специалистов, нарастить объём добычи угля с 3 миллионов до 10 миллионов тонн почти нереально. Ведь речь идёт не только о технических и технологических возможностях, но и о сырьевых запасах. И интересно, проводила ли Корпорация Сахалинской области серьёзный аудит имеющейся у компании минерально-сырьевой базы? Или же чиновников устроила информация о запасах в 250 миллионов тонн, размещённая на сайте ООО «ВГК»? Этот вопрос мы также адресуем (в официальном порядке) тем, кто отвечает за ключевые инвестиционные проекты региона.

Теперь о новых рабочих местах, которые якобы появятся на Солнцевском месторождении благодаря системной модернизации. Тут вообще всё на поверхности. О каких рабочих местах можно говорить, коль скоро конвейер по подаче угля может автоматически лишить работы тех же водителей самосвалов и других специалистов, обеспечивающих транспортировку сырья, докеров и судоводителей, осуществляющих рейдовую погрузку судов?

Далее — о будущих поступлениях в областной бюджет. Насколько известно, топ-менеджеры ООО «ВГК» уверены, что налоговая отдача от реализации проекта составит порядка 35 миллиардов. Интересно, а из чего сложилась эта цифра? Из НДС? Так ведь при экспортных поставках угля (а сырьё, добытое ООО «ВГК», идёт в основном на экспорт) налог на добавленную стоимость в казну не поступает. Он, наоборот, возвращается предпринимателю. Так что бюджет тут не приобретает, а, скорее, теряет.

С налогом на прибыль в последние годы у «Восточной горнорудной компании» также были проблемы, ведь ряд проектов предприятия числятся в ряду убыточных. Не случайно в некоторые шахты, принадлежащие структурам Олега Мисевры, например в «Ударновскую», областные власти натурально вбрасывали сотни миллионов рублей. Чтобы погасить долги по зарплате. Поэтому перспективы получения соответствующей отдачи от реализации будущих проектов остаются пока всего лишь перспективами.

Впрочем, есть ещё налог на добычу полезных ископаемых. Но специалисты утверждают: в этом случае налоговая составляющая не превышает 30 рублей за тонну угля. Так что при самом лучшем раскладе поступления будут весьма скромными.

Зато изначальные инвестиции (с прицелом на отдачу) уже скромными не назовёшь. Хотя тут опять-таки есть интересный момент. Напомним, что общая стоимость проекта оценена его авторами в 45 миллиардов рублей. Получается, что если даже принять во внимание государственный заём (2,8 миллиарда), то самому Олегу Мисевре нужно найти «всего» 42,2 миллиарда. Но! Как отмечали СМИ, у некоторых структур этого бизнесмена имеются серьёзные задолженности перед банками и контрагентами. Ничего критичного в этом, конечно, нет, поскольку все крупные игроки рынка пользуются кредитными ресурсами. Да и прочие долги имеются у всех.

Другое дело, когда всё это приобретает системный характер. Например, на сайте арбитражного суда Сахалинской области только в сентябре текущего года опубликовано несколько решений относительно «Сахалинуголь-6» о взыскании долгов. Более того, в октябре будет решаться вопрос о банкротстве ООО «Сахалинуголь-6» (истец — ООО «Углегорсктранс»). И это несмотря на ту, без преувеличения, громадную поддержку, которую ООО «Сахалинуголь-6» оказывали высокопоставленные чиновники.

Наша газета в своё время писала, как экс-губернатор Александр ХОРОШАВИН (теперь находится в СИЗО по обвинению в коррупционных преступлениях) поддержал одну из структур Олега Мисевры — да-да, именно ООО «Сахалинуголь-6» — живыми бюджетными деньгами в общем размере 900 миллионов рублей. Очевидно, между господами Хорошавиным и Мисеврой царило полное взаимопонимание. Особенно если это касалось денег.

В общем, складывается впечатление, что «Сахалинуголь-6» в недалёком будущем либо обанкротят (коль скоро в арбитраже появляются иски такого рода), либо передадут в собственность Сахалинской области. Со всеми долгами и вообще со всеми проблемами. Тем более что руководство компании заявляло, что уже к 2017 году объём добычи угля на этом предприятии дорастёт до 700 тысяч тонн. Но за четыре месяца 2016 года он составил всего 100 тысяч тонн. Так что могут возникнуть сомнения в реальности этого проекта. Как, собственно, и новых промышленных инициатив ООО «ВГК».

Как это было

А причины сомнений вот в чём. Как мы уже и сказали, ООО «ВГК» намерено построить транспортный конвейер для отгрузки угля. В частности, именно под это и выделяются средства Корпорации развития Сахалинской области. Но не стоит забывать — один такой терминал Олег Мисевра уже «построил». Это было почти шесть лет назад. Тогда, в декабре 2010 года, в Хабаровске проходил форум «Единой России». И вот на этом форуме компания «Сахалинуголь» презентовала (в том числе и президенту России Владимиру ПУТИНУ) свой новый проект развития отраслевой инфраструктуры в бухте Изыльметьева.

Речь шла в том числе и о строительстве глубоководного порта с… конвейерной системой подачи угля. Да-да, именно о конвейере. И вот прошло без малого шесть лет. В бухте Изыльметьева нет ни глубоководного порта, ни конвейера. Хотя благодаря этому предложению «Сахалинуголь» и стал победителем в конкурсе на право разрабатывать недра на участке «Южный-2».

Но — не получилось. И, видимо, не факт, что получится на новом объекте. По крайней мере, когда бизнесмен говорит: мы что-то построим в таком-то месте, — ему верят. Но когда после этого он не построил ничего и предлагает реализовать аналогичный проект в другой географической точке, — вот тут-то возникают резонные сомнения. Тем более, когда речь идёт о привлечении бюджетных денег.

Да и вообще, если Олегу Мисевре всё-таки выделят 2,8 миллиарда рублей, где он возьмёт остальные 42 с лишним миллиарда? При имеющихся кредитах и прочих долгах? Вопросы пока остаются без ответа.

Александр МАТВЕЕВ

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов