ГПБ и «Бамтоннельстрой-Мост» объединились для строительства Восточного полигона
- 09 сентября 2022
РЖД на первом этапе не готово принять их помощь.
9 сентября 2022 года, NEDRADV. Консорциум Газпромбанка и «Бамтоннельстрой-Мост» («БТС-Мост») Руслана Байсарова подал концессионную инициативу для участия в расширении Восточного полигона. Об этом рассказал первый вице-президент — начальник департамента инфраструктурных проектов и государственно-частного партнерства Газпромбанка Павел Бруссер. На первом этапе финансовые вложения составят около 550 млрд рублей.
Напомним, о создании консорциума стало известно еще в июне. На тот момент озвучивалась общая сумма инвестиций порядка 1,5 трлн рублей. По оценке РЖД, примерная стоимость расширения провозной способности Восточного полигона до 240 млн тонн составляет 2,55 трлн рублей. При этом данная сумма не включает строительство второго Северомуйского тоннеля, стоимость которого определена в размере порядка 200 млрд рублей.
Инициатива подана в отношении сложных инфраструктурных объектов с наиболее длительными сроками строительства. Как уточнил «Коммерсанту» зампред совета директоров «БТС-Моста» Никита Сатюков, заявка касается «так называемых бутылочных горлышек, которые нужно срочно начинать расширять». На данный момент Газпромбанк потребовал от правительства ускорить утверждение источников и схемы финансирования.
Однако РЖД настроено не так оптимистично и считает, что концессионная схема подходит только для новых проектов. По словам заместителя гендиректора ОАО РЖД Андрея Макарова, концессию на действующей инфраструктуре будет сложнее окупить: «… это линия, которая уже находится у нас на балансе, это линия общего пользования, которая предполагает движение грузовых и пассажирских поездов, она по определению дороже, то есть менее окупаема с точки зрения своих финансовых параметров».
Взамен представители РЖД предлагают подключить консорциум на третьем этапе реконструкции БАМа, который предполагает расширение перевалочной мощности дороги на 240 млн тонн.
Справка
Проект модернизации Восточного полигона предполагает строительство или реконструкцию Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур. Это позволит нарастить пропускную способность БАМа и Транссиба до 280 млн тонн грузов к 2035 году, что превосходит параметры, которые заложены АО «РЖД» в третий этап развития Восточного полигона. Актуальность проекта обусловлена переориентацией российского экспорта и необходимостью формирования нового центра мирового развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализация проекта позволит нарастить экспорт в страны АТР на 8,3 трлн рублей и увеличить добычу полезных ископаемых к 2025 году на 220 млн тонн. При этом прирост выручки добывающей отрасли составит 550 млрд рублей.