Золотой бизнес

Реклама

«Мы хотим жить на чукотской земле»

  • 28 ноября 2019
  • /
  • Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток», № 12 (151), декабрь 2019 года

Чукотский автономный округ относится к районам Крайнего Севера. На огромной территории округа площадью 721 481 км2 могут легко разместиться два больших многомиллионных государства — таких, к примеру, как Норвегия (385 207 км2) и Финляндия (338 400 км2). Правда, на Чукотке сейчас проживает людей меньше, чем в Гренландии. Но в то же время люди здесь не только живут, но и работают. Более того, на Чукотке реализуются крупные золотопромышленные проекты, дающие экономике России миллиарды рублей в виде налогов. В частности, здесь успешно работает артель старателей «Сияние», чей вклад и в производственный, и в социальный секторы, без преувеличения, очень большой.

Чукотское золото

Но для начала — небольшой экскурс в историю. Золото на Чукотке начали добывать с конца 1950-х годов, когда были открыты богатые месторождения драгметалла, и для их освоения построили крупные горно-обогатительные комбинаты — Билибинский, Полярнинский, Комсомольский, Ленинградский. Пик добычи в этом регионе пришёлся на 1974 год, когда здесь было произведено более 36 тонн россыпного золота. Далее уровень добычи постепенно снижался, и в 1980-е на Чукотке добывали около 20 тонн россыпного золота в год, а в 1990-х произошло резкое падение объёмов золотодобычи — до 5 тонн драгметалла. Именно в это время прекратили своё существование пять горно-обогатительных комбинатов, закончилась государственная поддержка золотодобычи и началась эра рыночной экономики.

Массовый исход населения

Экономический кризис 1990-х годов практически уничтожил горную промышленность Чукотки. Закрылись крупные ГОКи, горняцкие посёлки были ликвидированы, люди массово покидали чукотскую землю. За несколько реформаторских лет население Чукотки уменьшилось в разы. Если точнее, то в 1989 году на территории округа проживали более 150 тысяч человек, а в 2019 году — менее 50 тысяч человек.

Пожалуй, это был для Чукотки самый болезненный и печальный результат гайдаровских реформ. Северяне до сих пор не могут простить правительству массового исхода населения с Севера. При этом существует много мнений по поводу развития северных территорий. Кто-то уверен, что их надо осваивать вахтовым методом, а жить в других, более комфортных местах. Но люди на Чукотке остались. Остались сильные духом и неисправимые романтики, уверенные в том, что на этих территориях нужно жить. И жить достойно.

Эра рыночной золотодобычи

Среди тех, кто остался «охранять» эту территорию, был и Шамиль ГАДЖИЕВ. Конечно, и у него были все возможности уехать в края, где жить гораздо проще. Но есть люди, для которых интересы ставшей родной земли гораздо важнее собственного комфорта. Шамиль Гаджиев принял решение не просто остаться на Чукотке, но и создать здесь своё золотодобывающее предприятие. В 2008 году он зарегистрировал артель «Сияние», оформил лицензию и стал учиться добывать золото.

Про то время, когда все пытались зарабатывать деньги в новых рыночных условиях, сейчас никто не любит вспоминать. Время было трудное, но были силы и уверенность в том, что всё получится.

Первое золото предприятие получило в 2007 году.

Но уже в 2012 году артель «Сияние» за промывочный сезон добыла 181 килограмм золота, а это уже очень серьёзный результат. В 2013 году артель удвоила добычу и намыла 348,5 килограмма, в 2014 году — 352 килограмма, в 2015 году — 419 килограммов, в 2016 году — 420 килограммов, в 2017-м — 472 килограмма.

В 2018 году артель «Сияние» выдала уже 518 килограммов благородного металла и обеспечила 20% от общей добычи россыпного золота в регионе.

Здесь необходимо пояснить, что к 2018 году структура золотодобычи на Чукотке изменилась кардинально и из общего объёма добытого драгметалла — 24,13 тонны — россыпного золота на территории округа было добыто всего 2,58 тонны. Остальное золото в регионе сейчас извлекается из коренных месторождений.

В 2019 году артель «Сияние» планировала добыть 600 килограммов благородного металла, но такого результата добиться не удалось. Впрочем, всё впереди, в этом сомневаться не приходится. Северяне — народ очень упрямый.

250 дней подготовки

Трудно ли добывать золото на Чукотке? Конечно! Для того чтобы работа в промсезон была бесперебойной, к ней необходимо основательно подготовиться. Причём с учётом чукотской поправки на «арктический коэффициент» все базовые затраты можно смело умножать на два. Почему?

Первая чукотская поправка — отсутствие хороших дорог и огромные расстояния. Из чего состоит подготовка к промывочному сезону на Чукотке? Прежде всего, из доставки всего необходимого. Нужно завезти на участки не менее 3000 тонн топлива, продукты питания, новую технику и запасные части для неё. А в апреле уже начинается заезд на участки первой смены вахтовиков, которая в основном состоит из бульдозеристов. Они два месяца будут готовить полигоны к промывке песков.

— Перевозка грузов и людей по Чукотке — дело непростое, — рассказывает Игорь Анатольевич ШУГАР, заместитель директора по безопасности. — Например, в мае или июне начинаются весенние паводки, и дороги перекрываются на две-три недели. В это время никто никуда не едет. Если повезёт и установится хорошая погода, то период с июля по сентябрь можно использовать для перевозок. Если не успели выполнить всё намеченное или, скажем, погода подвела, то нужно ждать зимы, когда замёрзнут реки. В ноябре-декабре по Чукотке тоже стараются не передвигаться — заметает все дороги. И только после Нового года, в феврале, марте и апреле, завозим основные грузы.

Как привезти экскаватор

Ещё более сложное дело — доставить груз на Чукотку. Об этом нам также рассказал Игорь Анатольевич Шугар:

— Чтобы доставить автомобиль, его можно отправить самоходом по зимнику, предварительно загрузив сопутствующими материалами. При этом всю логистику пути необходимо очень хорошо распланировать, так как по зимникам, как я уже говорил, передвигаться лучше всего с февраля по апрель. Но если нужно привезти крупнотоннажную технику, например экскаватор или бульдозер, то дешевле всего такие грузы доставлять морем.

Добавим от себя: на территории Чукотского АО действуют пять федеральных портов Северного морского пути: Анадырь, Певек, Провидения, Беринговский, Эгвекинот.

Певек расположен в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря и является самым северным морским портом России. Навигация здесь открывается 15 июля, но всё зависит от природы — у неё свои законы. Так, в этом году первому судну из Архангельска — сухогрузу Polar King — из-за сложной ледовой обстановки удалось пришвартоваться в Певеке только 25 июля.

Так как артель базируется в центре Чукотки, в Билибинском районе, то удобнее и безопаснее доставлять основные грузы именно из Певека.

Игорь Анатольевич Шугар объясняет, что подъёмно-транспортное оборудование, погрузчики и другое оборудование артель завозит из западных регионов России по Северному морскому пути через Архангельск, а крупнотоннажную технику — экскаваторы и бульдозеры — по морю из Владивостока.

Риски, связанные с доставкой грузов морем, тоже никто не отменял. В этом году артель «Сияние» купила экскаватор во Владивостоке и отправила его по морю до Певека, но сухогруз попал в шторм, и техника стоимостью 11 миллионов рублей пошла ко дну.

Но даже после того, как груз благополучно доставлен и разгружен, его нужно довезти до места назначения, в Билибинский район, а это 650 километров грунтовой дороги, которую постоянно перемывает то в одном, то в другом месте. Поэтому грузы приходится везти, что называется, урывками. Но когда разлива рек нет, то можно управиться за пару недель.

Чукотские 100 процентов

Когда все грузы доставлены, на участки завезены топливо и оборудование, полигоны подготовлены к работе, можно приступать к промывке песков.

Вот здесь необходимо учитывать вторую чукотскую поправку — очень короткий промывочный сезон, который длится не более ста дней. Начинается он в лучшем случае в конце мая или начале июня и длится до первой недели сентября. После этого наступают устойчивые заморозки. Короткий промывочный сезон означает только одно — каждую минуту быстротечного полярного лета нужно использовать максимально эффективно.

Учитывая все чукотские поправки на «арктическую» специфику, добычу золота артель «Сияние» ведёт одновременно на трёх участках, расположенных на территории Билибинского района. В других районах округа артель принципиально не покупает лицензии, поскольку одновременная добыча золота в разных районах Чукотки осложняет управление процессом, а переброска людей и тяжёлой техники на огромные расстояния при полном бездорожье многократно повышает себестоимость добытого грамма золота и сводит любую прибыль практически к нулю.

Поэтому все участки артели «Сияние» расположены по чукотским меркам недалеко друг от друга. Самый дальний находится в 150 километрах от Билибино, в старом горняцком поселке Стародухино. До второго участка добычи, расположенного в пределах Алискеровского золотоносного узла, нужно преодолеть 80 километров. Ближе всего, в 17—20 километрах от Билибино, находится участок на правом притоке реки Кепервеем.

В период промсезона на всех трёх участках работа организована круглосуточно, промывка песков ведётся при помощи 12 промприборов, а на полигонах задействованы в общей сложности около 120 человек.

Из местного населения в артели работают около 20 человек, а большая часть работников приезжает с материка — из Белоруссии, Украины, Киргизии, Белгородской области. При этом основной костяк предприятия сформировался уже давно, люди работают в артели по много лет. А это значит, что живёт артель по давно сформированным старательским принципам: кто хорошо работал — хорошо и заработал.

Мы — люди местные

Базируется артель «Сияние» в городе Билибино, в котором на 1 января 2019 года проживали 5319 человек. Рядом с городом расположена Билибинская АЭС, являющаяся филиалом концерна «Росэнергоатом», из-за чего раньше Билибино называли городом атомщиков. Но с 2019 года АЭС выводят из эксплуатации и строят новый энергоцентр, который к 2021 году должен полностью заместить потребности района в электроэнергии.

В советское время в городе также базировался крупнейший в России Билибинский горно-обогатительный комбинат, который закрылся в 1990-е годы. Сейчас горную отрасль в районе представляют две старательские артели — «Луч» и «Сияние» — и рудник Каральвеем, который разрабатывает одноимённое месторождение золота в 20 километрах от города.

По сути, предприятия горной отрасли взяли на себя роль градообразующих, несмотря на то, что местных жителей там работает совсем немного. Компании являются меценатами и спонсорами всех проводимых в районе культурных мероприятий. Особая роль у артели «Сияние» — она берётся за любую работу, на которую районные власти не могут найти подрядчиков: дороги строит, дома ремонтирует, топливо завозит.

Как рассказал глава Билибинского района Евгений САФОНОВ, артель «Сияние» обслуживает круглогодичную дорогу до села Кепервеем, автозимник Билибино — село Омолон протяжённостью 400 километров. В этом году артель построила две взлётно-посадочные полосы — в сёлах Илирней и Островное, а в 2018-м обслуживала зимник Билибино — Илирней протяжённостью 128 километров. Большой объём работ предприятие выполняет в городе Билибино — недавно артель выиграла конкурс на ремонт здания администрации, а в настоящее время осуществляет снос трёхподъездного пятиэтажного дома. Для проведения всех перечисленных работ у артели имеется необходимая строительная техника: грейдеры, экскаваторы, катки, самосвалы.

Кроме того, в текущем году «Сияние» работает на строительстве нового энергоцентра в Билибино, который в качестве генерального подрядчика строит «Чукотская торговая компания». Артель будет отсыпать площадки под строительство данного объекта.

Несмотря на то что эти проекты не приносят серьёзную прибыль, а зачастую бывают заведомо убыточными, руководство артели не отказывается от работы, имеющей важное значение для живущих здесь людей. Вот что говорит про артель «Сияние» глава Билибинского района Евгений Зиновьевич Сафонов: «Работники артели — местные, у них семьи здесь живут, дети в школу ходят. Вот они и вкладываются в родной район».

Мы хотим здесь жить

К своему городу у Шамиля Гаджиева, руководителя артели «Сияние», отношение очень бережное.

Как-то в интервью нашей газете он сказал с горечью: «Сами понимаете, какой проблемой является отток населения с российского Севера. Особенно обидно, когда уезжает молодёжь. А почему она уезжает? Да в первую очередь потому, что молодым нужна нормальная социальная инфраструктура: дороги, детские сады, спортивные и культурные объекты. Если у людей будет возможность жить на этой территории достойно, никто отсюда не уедет».

Наверное, этот посыл и является движущей силой, которая заставляет Шамиля Гаджиева брать невыгодные подряды, улучшающие городскую среду, вкладывать деньги в строительство спортивных комплексов, спонсировать культурные мероприятия и делать ещё много полезного для горожан, чтобы они сказали: «Мы хотим здесь жить».

В прошлом году две артели, «Сияние» и «Луч», решили совместно преподнести подарок своему городу — построить ледовый дворец «Луч». Строительство ледового катка в Билибино началось в сентябре 2018 года. Общая площадь сооружения составила 2364 м2. Параметры ледовой площадки — 56 метров в длину и 26 метров в ширину. На катке есть тёплые раздевалки, трибуны с посадочными местами на 300 человек.

Объект расположен в центральной части города, недалеко от школы. Предполагается, что зимой там будут проводиться тренировки, хоккейные турниры, массовые катания на коньках, а летом — игры в мини-футбол.

Итоговая стоимость ледового сооружения составила свыше 55 миллионов рублей, из которых более 40 миллионов рублей было инвестировано в строительство старательскими артелями «Луч» и «Сияние».

8 ноября 2019 года в Билибино открылся первый крытый ледовый каток. В честь этого события на новой ледовой арене прошёл турнир по хоккею «Северная шайба», в котором приняли участие четыре команды: хоккейный клуб «Луч» города Билибино, «Угольные Копи» Анадырского района, «Динамо» из Анадыря и окружная юниорская сборная. Спонсоры проекта, артели «Сияние» и «Луч», надеются, что под крышей ледового дворца будет воспитан не один десяток спортсменов.

И тогда жить на чукотской земле станет хоть немного легче.

Алексей ПЕШКОВ

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Реклама

Читайте также

Компания рассматривает возможность строительства предприятия с нуля.

Повышение также коснется подразделения «ЛУКОЙЛа».

Отдельные работы позволят заранее оценить перспективность участка.

При этом аналитики ожидают роста стоимости твердого топлива на фоне увеличения железнодорожных тарифов.

К 2050 году ежегодный объем инвестиций на эти цели вырастет до 4,5 трлн рублей.

Студенты смогут отрабатывать на тренажерах практические навыки, необходимые для будущей профессии.

Предприятию требуются геологи, диспетчеры, машинисты, инженеры

При этом из-за дороговизны логистики ожидается снижение экспорта угля в Китай и Индию.

Наибольший объем обеспечил каменный уголь.

Компания планирует вовлечь в переработку руду с бортов месторождений.

Общая перевалка сократилась до 743 млн тонн.

В свою очередь «Норникель» наращивает поставки палладия и платины для обеспечения потребностей.

Поставки будут проводиться по разовым лицензиям.

Проект реализуется в рамках проекта по сокращению выбросов парниковых газов и углеродного следа.

С начала года погрузка снизилась на 1%.

Компания была единственным участником торгов.

На твердое топливо приходится основной объем отгрузок в регионе.

Месторождения предлагаются к разработке на восемь лет.

При этом выручка недропользователя снизилась при резком сокращении себестоимости продаж.

Начальная стоимость аукциона установлена в размере 15,190 млн рублей.