Расширение линейки карьерных самосвалов БЕЛАЗ г/п 90 тонн. Экономические преимущества данных моделей.
- 06 августа 2019
- /
- NEDRADV, 06 августа 2019 года
Серия БЕЛАЗ-7558, относительно недавно появившаяся в модельном ряду техники ОАО «БЕЛАЗ», войдет в историю как серия первых в мире самосвалов грузоподъемностью 90 тонн с электромеханической трансмиссией.
По сравнению с привычной гидромеханической передачей электромеханическая трансмиссия (ЭТМ) обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики, большую производительность при перевозках и снижение стоимости содержания. 90-тонные самосвалы «БЕЛАЗ» с электромеханической трансмиссией – это совокупность успешного конструкторского опыта специалистов ОАО «БЕЛАЗ» в создании самосвалов предыдущих поколений и ряда инновационных решений.
Благодаря сочетанию инновационных технических решений, хороших потребительских качеств и доступным цен 90-тонники БЕЛАЗ достаточно быстро завоевали популярность у горняков. Более чем 10-летний опыт эксплуатации машин показал, что использование самосвалов этого класса позволило горнякам наиболее эффективно применить возможности экскаваторного парка и значительно снизить эксплуатационные затраты, повысить производительность при перевозках в любом технологическом цикле добычи полезных ископаемых открытым способом, как на угольных разрезах, так и на золотодобывающих приисках. Сегодня более 200 самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 успешно работают в карьерах Узбекистана, Вьетнама, Казахстана, Южно-Африканской Республики, Монголии. Однако самыми крупными покупателями машин остаются горнодобывающие предприятия Российской Федерации.
История изготовления самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 началась в 2012 году, в середине которого в экспериментальном цехе предприятия был собран первый опытный образец машины, получивший индекс БЕЛАЗ-75580. К концу 2012 года предприятие выпустила его модификацию, с приводом российского завода «Электросила» (филиала ОАО «Силовые машины») и двигателем CUMMINS QST 30-C. В настоящее время самосвал изготавливается под индексом БЕЛАЗ-75581 и до сих пор, безусловно, остается флагманом серии. Первые поставки самосвала начались в 2013 году. Так, в конце июля 2013 года шасси №3 БЕЛАЗ-75581 пополнило парк транспортной компании «Регион-42» (Кемеровская область Российской Федерации).
Горняки сразу отметили, что новый самосвал надежен, экономичен и эффективен: он отлично справляется с нагрузкой при работе на уклоне до 20%, так как электродвигатели позволяют работать всей трансмиссии без пробуксовок, а электродинамическое торможение в генераторном режиме на спусках обеспечивает противоскольжение колес. Соотношение мощности дизеля (в 1050 л.с.) и скорости («максималка» – 60 км/ч) в самосвале близко к идеальному.
По сравнению с традиционными автомобилями, имеющими гидромеханическую передачу (ГМП), самосвал БЕЛАЗ имеет следующие преимущества:
- бесступенчатая трансмиссия плавно изменяет тяговое усилие, что значительно облегчает рабочий процесс водителя;
- естественный износ сведен к минимуму благодаря использованию в трансмиссии меньшего количества технологических узлов и компонентов c узлами трения.
- техническое обслуживание карьерного самосвала упростилось, а объемы работ значительно уменьшились;
- внедрение инновационных разработок позволило снизить затраты на смазочные материалы;
- ресурс редуктор-колес обеспечен на весь срок службы самосвала за счет максимальной унификации с редукторной частью серийных 130-тонных самосвалов БЕЛАЗ;
- плавный ход самосвала за счет «фирменной» подвески «БЕЛАЗ» – минимальные динамические нагрузки на водителя и узлы машины;
- эргономичное, удобное, безопасное и комфортное рабочее место оператора оснащено по последнему слову техники. Информационная панель ярко и наглядно демонстрирует основные показатели работы самосвала. Кроме того, в базу машины включены опции, значительно облегчающие труд водителя, такие как отопительно-кондиционерный блок, система видеообзора и другие;
- ресурс работы двигателя увеличен за счет отсутствия переходных процессов переключения передач и, как следствие, отсутствия ударных нагрузок на двигатель внутреннего сгорания.
В процессе эксплуатации самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 определились следующие экономические преимущества данных моделей:
- экономия при техническом обслуживании достигает 38%;
- общий расход топлива при аналогичной грузоподъемности снижается до 15%;
- электродинамический тормоз позволяет исключить регулярные операции ТО И ТР рабочих тормозных механизмов;
- еще одна особенность этой модели — появление нового комплекса «экскаватор – к/с БЕЛАЗ», производительность которого может конкурировать с моделью БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 110–136 тонн;
- большим плюсом машины являются ее габаритные размеры, что сказывается на экономии средств при разработке месторождений. 90-тонники можно вполне использовать в карьерах, предназначенных для самосвалов грузоподъемностью 55 тонн. А благодаря работе с экскаваторами и погрузчиками, объем ковша которых составляет 8-18м3, машину с погрузочной техникой можно достаточно быстро перемещать в места добычи.
Хорошо зарекомендовал себя БЕЛАЗ-75581 и по итогам эксплуатации в сложных условиях Крайнего Севера на Нюрбинском горно-обогатительном комбинате компании АК «Алроса». Специалистами научно-технического центра ОАО «БЕЛАЗ» специально для потребителей, работающих в районах с холодным климатом, был разработан самосвал в северном исполнении, которое позволяет эксплуатировать машину в температурном режиме от – 50°C до +60°C. Эта модель, помимо прочего, включает в себя предпусковой подогреватель жидкости двигателя, боковые шторы для теплоизоляции двигателя, утеплитель капота, кабину с дополнительным отопителем и стеклопакетами, подогреватель шкафа управления. Все это помогает создать комфортные условия труда для водителей и облегчает эксплуатацию самосвалов в северных широтах.
В декабре 2018 года ПАО «Севералмаз» (дочерняя компания АЛРОСА) приобрело партию карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75581 грузоподъемностью 90 тонн. С января 2019 года самосвалы работают на алмазном месторождении им. М. В. Ломоносова в Архангельской области.
«Новые белорусские карьерные машины ничем не уступают иностранным аналогам, а в чем-то даже превосходят их. Так, главным отличием БЕЛАЗ-75581 от уже работающих на месторождении самосвалов такого же класса грузоподъемности является наличие электромеханической трансмиссии», – отметил Константин Бондыч, начальник автобазы Ломоносовского горно-обогатительного комбината.
В настоящее время машины, работающие на предприятиях Российской Федерации, на практике доказывают свою надежность, что подтверждается их высоким коэффициентом технической готовности (далее – КТГ). По Вахрушевской автобазе КТГ на 90-тонники составил 0,93, по Коршуновскому ГОКу – 0,95, по ООО «Транссибуголь» – 0,93, по ООО «Угли Кузбасса» – 0,92, по УК АО «Кузбассразрезуголь» – 0,95.
В феврале 2019 года ОАО «БЕЛАЗ» расширило географию стран, эксплуатирующих 90-тонные машины, – два самосвала БЕЛАЗ-75581 отправились на латиноамериканский континент в адрес чилийской компании Minera Tres Valles.
Один из отправленных 90-тонников будет представлен на выставочном стенде БЕЛАЗа на одной из главных площадок в центральном и южном регионах Латинской Америки – выставке EXPONOR, которая пройдет в городе Антофагаста, Чили в конце мая 2019 года.
ОАО «БЕЛАЗ» ведет активные работы по расширению модельного ряда карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 за счет внедрения новых технических решений, комплектации машин двигателями и электроприводами ведущих мировых производителей, в зависимости от предпочтений заказчика.
Так, в начале 2015 года серия БЕЛАЗ-7558 пополнилась новой моделью БЕЛАЗ-75583 с двигателем фирмы «Cummins» КТА 38-С, установленным на шасси самосвала в соответствии с техническими требованиями покупателя.
В октябре 2015 года машина была отправлена для работы в карьерах ООО «Регион 42» (Россия), где сегодня успешно трудится. Также как и его собрат по серии, БЕЛАЗ-75583 имеет высокую производительность. Эксплуатационники по достоинству оценили преимущества новой машины.
В 2017 году ОАО «БЕЛАЗ» выпустило очередную модификацию самосвала – БЕЛАЗ-75585, на которой установлена новая трансмиссия переменного тока производства российского электротехнического концерна «Русэлпром».
В июне 2018 года машина была ярко представлена на одной из крупнейших выставок технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг» в городе Новокузнецке.
В первый же день форума официальный дилер в этом регионе Российской Федерации — компания «БЕЛАЗ-24» и ООО «СТК» подписали договор на поставку выставочного образца машины. Самосвал прямо с выставки отправился к своему владельцу.
Период с 2018 по 2019 год стал по-настоящему прорывным в области разработки серии БЕЛАЗ-7558 – сказались не только популярность машин на рынке, но и увеличение количества разработчиков электромеханических трансмиссий для 90-тонников БЕЛАЗ.
Первый тяговый привод для белорусской машины был разработан российской компанией «Электросила», а сегодня ряд крупных российских концернов разрабатывают этот узел исключительно для самосвалов серии БЕЛАЗ-7558. Среди них: концерн «РУСЭЛПРОМ» (г. Сафоново), «ПТФК «ЗТЭО» (г.Набережные Челны), ООО «Сибэлектропривод» (г.Новосибирск). В 2019 году свои услуги предложила компания «General Electric».
Сегодня Белорусский автозавод предлагает новые модификации самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 в следующей комплектации:
БЕЛАЗ-75585-05 – с двигателем Cummins QST30-C, 1200 л.с., с трансмиссией концерна «РУСЭЛПРОМ» КТЭО-90 (г. Сафоново). Также самосвал имеет новые двухступенчатые цилиндры опрокидывающего механизма, что сократит время разгрузки платформы.
БЕЛАЗ-75589 – с двигателем Weichai 12M33 (Китай), 1068 л.с. (785 кВт), трансмиссией концерна «РУСЭЛПРОМ» КТЭО-90 (г. Сафоново).
БЕЛАЗ-7558С – с двигателем Cummins QST30-C, 1050 л.с., трансмиссией «ПТФК «ЗТЭО» КТЭО Б-90, которая включает в себя генератор, шкаф с жидкостным охлаждением и 2 вентильно-индукторных двигателя, (г. Набережные Челны).
Применение вентильно-индукторного тягового электропривода привода в составе карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558С позволяет:
- повысить среднетехническую скорость карьерного самосвала без увеличения мощности дизельного двигателя;
- сохранить высокое значение КПД тягового электродвигателя, близкого к номинальному (для крупных машин 97-98%), в часто встречающихся режимах работы с неполной нагрузкой на валу;
- достичь высокого быстродействия за счет малой инерционности безобмоточного ротора;
- достичь простоты конструкции магнитопроводов статора, ротора и катушечных обмоток двигателя, не имеющих пересекающихся лобовых частей, обеспечивает высокую технологичность, повышенные надежность, долговечность и ремонтопригодность (достаточно заменить одну катушку, вышедшую из строя).
В 2019 году перечень машин пополнится следующими модификациями:
БЕЛАЗ-7558D – с двигателем Cummins QST30-C, 1050 л.с., трансмиссией КТЭП-90 производства ООО «Сибэлектропривод» (г. Новосибирск), шкафом управления трансмиссией и двумя электродвигателями совместного производства «Сибэлектропривод» и «Skoda».
БЕЛАЗ-75584 – с двигателем MTU 16V2000, 1200 л.с., трансмиссией концерна «РУСЭЛПРОМ» КТЭО-90 ( г. Сафоново).
БЕЛАЗ-7558F – с двигателем Cummins QST30-C (США), 1050 л.с. (PN441), трансмиссией GE100AC.
В ближайшей перспективе модельный ряд 90-тонников может пополниться новым поколением карьерных самосвалов с альтернативными источниками энергии. Основная цель разработки этих машин - получение более экологически безопасной техники, позволяющей клиентам предприятия экономить свои средства:
БЕЛАЗ -7558E – самосвал на аккумуляторных батареях – блоки батарей будут расположены вместо двигателя, топливного бака, системы охлаждения двигателя.
БЕЛАЗ-7558G – дизель-троллейвозное исполнение карьерного самосвала.
В рамках программы постоянного совершенствования и модернизации систем и узлов серийной техники с учетом потребностей клиентов, удовлетворяя запросы партнеров на технику с низкой себестоимостью эксплуатации и высокими технико-экономическими показателями, специалисты ОАО «БЕЛАЗ» постоянно работают над совершенствованием и обновлением модельного ряда выпускаемой продукции.
По вопросам приобретения продукции обращайтесь к официальному представителю ОАО «БЕЛАЗ»
в Российской Федерации — АО «Горнопромышленная финансовая компания».
Адрес: 107078, г. Москва, Докучаев пер., д. 3, стр. 1,8
Телефон: (800) 777–15-60
E-mail: info@gpfk.ru
Сайт: www.gpfk.ru