Новости законодателей

Юрист рассказал об отказах Роснедр в установлении факта открытия месторождения

  • 23 сентября 2022

Статья подготовлена партнёром Юридической компании «Шаповалов Петров» и автором книги «Настольная книга недропользователя» Алексеем Вакуленко, к.ю.н.

В настоящее время участились случаи отказов Роснедр и их территориальных органов в выдаче недропользователям свидетельств об установлении факта открытия месторождений полезных ископаемых. В основном это касается компаний, которые получили поисковые лицензии по заявительному принципу на россыпное золото, поставили запасы на государственный баланс и рассчитывали получить указанное свидетельство.

Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, выдачи свидетельства об установлении факта его открытия (далее — Порядок) регламентирован приказом Минприроды России и Роснедр от 26.10.2021 № 796/19.

Порядок даёт возможность получить свидетельство о праве первооткрывательства в случае:

  • проведения геологического изучения на основании лицензий на поиск и оценку полезных ископаемых;
  • выявления в ходе геологического изучения нового объекта, запасы которого квалифицированы по категории и С1 и С2, а для объектов твердых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, — по категории С2;
  • наличия заключения ГКЗ (ТКЗ) о постановке запасов на госбаланс и о том, что такие запасы имеют самостоятельное промышленное значение и не были ранее учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Заявка подаётся в течение 90 календарных дней с даты постановки ГКЗ (ТКЗ) запасов полезных ископаемых на государственный баланс.

При этом в выдаче свидетельства может быть отказано:

  • в случае проведения работ по геологическому изучению недр в отношении геологического объекта, на котором осуществлялась добыча полезных ископаемых;
  • в отношении геологического объекта, образовавшегося в результате разработки месторождений полезных ископаемых (техногенный объект) (п. 3 Порядка).

Порядком предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр (утв. приказом Минприроды России и Роснедр от 28.10.2021 № 802/20) предусмотрено, что в регионах ДФО, Иркутской области и Арктической зоны предусмотрена возможность получения поисковых лицензий по объектам с прогнозными ресурсами. Аналогичные положения были предусмотрены в старом порядке, утверждённом приказом Минприроды России от 10.11.2016 № 583.

Наличие прогнозных ресурсов на заявляемой площади может говорить о том, что на ней уже проводились какие-либо работы по геологическому изучению, либо она когда-то в прошлом отрабатывалась.

Руководствуясь указанным выше Порядком, большое количество недропользователей в ДФО получило поисковые лицензии на площади с прогнозными ресурсами и поставило разведанные запасы на государственный баланс.

Для того, чтобы подать заявление об установлении факта открытия месторождения, такие добывающие компании исключили из границ открываемого объекта участки, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых, или которые образовались в результате разработки месторождений полезных ископаемых.

После подачи заявок в Роснедра или его территориальные органы, от них стали поступать отказы в установлении факта открытия месторождения.

В своих отказах Роснедра ссылаются на п. 3 Порядка и указывают, что:

… в случаях, когда открываемое месторождение представлено частично природными (целиковыми) участками, и частично участками, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых, и (или) которые образовались в результате разработки месторождений полезных ископаемых, исключение последних из границ открываемого месторождения не свидетельствует о соответствии месторождения требованиям абз. 1 п. 3 Порядка, поскольку участок недр, представленный в вышеуказанной конфигурации, является единым геологическим объектом — одним месторождением, в отношении которого утверждены запасы полезных ископаемых.

Фактически такие отказы делают невозможным получение недропользователями свидетельств о первооткрывательстве и приобретения ими в последующем совмещённых лицензий по открытым объектам в приоритетном заявительном порядке.

По истечении 90 календарных дней с даты постановки ГКЗ (ТКЗ) запасов на государственный баланс такое право в принципе теряется.

То есть, получается, что добывающие компании, вложившие миллионы в геологическое изучение лицензионных площадей, попросту дарят государству полученную геологическую информацию, которая через 3 (5) лет становится общедоступной. При этом не получая ничего взамен.

На этом фоне сложно говорить о развитии юниорного бизнеса в России и стимулировании увеличения минерально-сырьевой базы за счёт частных инвестиций.

Также «отрезание» куска площади с прогнозными ресурсами, которые могут быть весьма незначительны при подаче заявки на получение поисковых лицензий, не будет соответствовать принципу рационального пользования недрами, так как маловероятно, что кто-то захочет брать по аукциону участок с прогнозными ресурсами, например, 10-15 кг россыпного золота, которые могут еще и не подтвердиться.

В этой связи целесообразно внести изменения в п. 3 Порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых.

Например, можно предоставить возможность выдавать свидетельство о первооткрывательстве в отношении объектов, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых с прогнозными ресурсами до определённого количества.  

Также необходимо на законодательном уровне определить понятие «техногенный объект», которое до сих пор отсутствует в регламентирующих нормативных правовых актах. Техногенный объект может образоваться, но техногенных прогнозных ресурсов может не быть или они могут быть незначительными.

Соответственно, инвестиционная привлекательность получения права на геологическое изучение отдельного такого объекта через процедуру аукциона достаточно мала.

Для потенциальных инвесторов более привлекательно изучать техногенный объект вместе с сопредельной площадью, приобретя право на геологическое изучение по заявительному принципу.  

Сейчас это разрешено в отношении площадей, находящихся в ДФО, Иркутской области и Арктической зоне. Но запрет в выдаче свидетельства о первооткрывательстве на месторождения, включающие техногенные объекты, делает невозможным получение совмещённых лицензий по данным объектам по заявительному принципу и сводит к нулю весь инвестиционный интерес.

Можно было бы снять данный запрет, дать возможность выдавать свидетельство о первооткрывательстве в отношении месторождений с техногенными объектами, при условии отсутствии техногенных прогнозных ресурсов или установив нижнюю границу таких прогнозных ресурсов.

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Реклама

Читайте также

Объем размещения составляет 2,5 тонны серебра.

На торги не подано ни одной заявки.

Водные объекты расположены в Селемджинском и Архаринском районах Амурской области.

Кроме того, компания отказалась от выплаты дивидендов по итогам этого года.

Компания планирует провести консервацию действующего месторождения.

Мужчина в течение промсезона незаконно добывал драгметалл, а затем переплавил и продал его.

Проект расширения золотоизвлекательной фабрики в Забайкалье реализует «Мангазея Майнинг».

Также по итогам совещания будут прорабатываться возможности установления скидок на перевозку угля.

Госдума приняла законопроект в первом чтении.

Основной объем обеспечен за счет Эльгинского месторождения и предприятий ГК «Колмар».

IRC владеет проектом освоения железорудных месторождений в Еврейской АО.

Объем инвестиций в проект оценивается в 1 трлн рублей.

За январь-ноябрь погрузка выросла на 3,4%.

Предприятие осваивает Ургальское месторождение в Хабаровском крае.

Российская нефтяная компания заключила крупную сделку с частной компанией.

По мнению аналитиков Авито Работы, рост зарплатных предложений обусловлен развитием отрасли и реализацией крупных инфраструктурных проектов.

В настоящее время на предприятии ведутся пусконаладочные работы и испытания технологической цепочки.

Власти региона отмечают снижение поступлений в бюджет.

Комитет ГД по энергетике выступает против поправок в текущем варианте, отмечая финансовые риски для угольной отрасли.

По мнению Минфина, низкие штрафы позволяют недобросовестным компаниям вести нелегальную деятельность.