Реклама

Обзор прессы РФ

У черты полярного круга

  • 01 мая 2012
  • /
  • Направление ДВ, №4 (32), май 2012 года

До тех пор, пока государство будет принимать меры по обустройству отдалённых северных территорий и давать реальную надежду на повышение уровня жизни, пока в арктических посёлках будут жить и работать люди, пока будут подавать тепло котельные и работать предприятия, российский Север будет оставаться местом, где богатства нетронутой заповедной территории превращаются в капитал страны.

   На краю северо–востока Евразии, где Якутия соприкасается с Магаданской областью, расположен Верхнеколымский улус. Здесь природа поражает суровой красотой, здесь недра одаривают углём, россыпным золотом и полудрагоценными камнями. От того, насколько эффективно и целесо­образно осваивается это минерально–сырьевое богатство района, напрямую зависит состояние его экономики. Понятно, что в условиях теснейшей взаимосвязи всех составляющих жизнедеятельности района стратегические решения необходимо принимать в комплексе.
— В 2010 году к нам приезжали представители республиканского правительства и Президент Республики Саха Егор Борисов, — рассказывает глава Верхнеколымского улуса Александр Михайлов. — Тогда и была принята стратегия, на основе которой идёт дальнейшее развитие Верхнеколымского улуса. Отправной точкой для этого развития остаются ключевые для района отрасли — горная и угольная промышленность.
   За последний период времени в Верхнеколымском улусе наметился существенный прогресс в уровне жизни населения. Связан он с развитием одного из крупнейших в районе предприятий — ЗАО «Зырянский угольный разрез». Предприятие уверенно наращивает объёмы добычи, что, в свою очередь, даёт новые возможности для развития Колымской судоходной компании.

В зоне ответственности

   Зырянский угольный разрез — одно из немногих в стране предприятий, ведущих добычу угля открытым способом в условиях Крайнего Севера, буквально в нескольких десятках километров от черты Полярного круга. Как показали итоги прошлого года, сплочённый коллектив численностью менее 200 человек выполняет свою работу с максимальной эффективностью.
— В рамках государственного заказа мы обеспечиваем топливом все населённые пункты северной группы районов Республики Саха, не давая замёрзнуть посёлкам, расположенным здесь и на самом стыке Якутии с Магаданской областью и Чукотским автономным округом. Наше предприятие выполняло и дополнительную форсированную отгрузку угля по навигации для района Хатанги полуострова Таймыр. Обеспечить жизнедеятельность посёлков — это значит обеспечить жизнедеятельность предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых, золота, жизнедеятельность северных морских портов и, по сути, обеспечить само присутствие этих населённых пунктов на северных территориях нашей страны.
   Ещё несколько лет назад экономическая ситуация на предприятии была более чем нестабильной, менялись собственники. Момент прихода нового собственника — ЗАО «Колмарпроект» — стал для Зырянского угольного разреза переломным. Управленческая политика компании с первых шагов была направлена на серьёзное техническое перевооружение угледобывающего производства и существенные кадровые перестановки. Всего за полтора года Зырянский угольный разрез вышел на принципиально новый уровень развития, появились и новые перспективы.
— Промышленные объёмы запасов угля составляют около шести миллионов тонн только по одному нашему пласту. Рядом расположены ещё три пласта, а в непосредственной близости предполагается присутствие ещё нескольких месторождений, которые в ближайшее время будут доразведаны и вовлечены в освоение, — говорит управляющий директор ЗАО «Зырянский угольный разрез» Олег Климович.

 

— Олег Юрьевич, каковы объёмы добычи на сегодняшний день?
— В прошлом году на предприятии был поставлен абсолютный рекорд добычи угля за последние десять лет. В 2011 году мы добыли 243 тысячи тонн угля. План этого года — 245 тысяч тонн, ну а в перспективе, с учётом нового освоения, в ближайшие пять лет планируется выход на показатели 350–400 тысяч тонн угля в год. Наши специалисты профессионально и мотивационно готовы к современному ритму работы, готовы полностью выкладываться для общего дела. На сегодняшний день уже добыто порядка 150 тысяч тонн угля. В общей сложности к поставке готово более 220 тысяч тонн топлива.

 

— Ответственное отношение людей к своему делу — одна из главных причин повышения эффективности труда, какие ещё причины Вы видите?
— Это завершение полного технического перевооружения, которое мы начали. Уже закуплены новые экскаваторы, в процессе доставки находится новый тяжёлый грейдер, приобретаем новый тяжёлый бульдозер. Новые технические решения, принятые за последний год, помогли нам выйти на ритмичный стиль работы, достичь баланса, уверенно смотреть на план проведения проектно–изыскательских работ в 2012–2015 годах. Работы будут выполняться в два этапа. Первый этап должен обеспечить возможность обогащения углей с использованием современных установок пневмосепараторного типа. Новое качество угля позволит выйти на мировой рынок, есть все основания ожидать, что реакция рынка на наш уголь будет положительной. Второй этап — строительство обогатительной фабрики мокрого способа обогащения, где запущенная на первом этапе пневмосепараторная установка будет использоваться для предварительной подготовки материала, что в комплексе обеспечит высокое качество обогащённых углей.

 

— Какие механизмы планируется задействовать для реализации этого проекта?
— Строительство фабрики исключительно за счёт собственных средств — это практически непосильное финансовое бремя. Без участия государства справиться с этой задачей сложно. Поэтому сейчас разрабатывается соответствующая инвестиционная программа, направленная на реализацию этого проекта в рамках государственно–частного партнёрства. Строительство фабрики означает не только выход разреза на принципиально новые объёмы добычи, но и решает государственную задачу по созданию дополнительных рабочих мест.

 

— Экспортные поставки угля с Зырянского разреза — ещё одна возможность развития района, очевидно, и она трудноосуществима без помощи государства?
— Именно так, и правительство республики это понимает. Уголь Зырянского разреза по своим характеристикам уникален. Это редкий вид угля, который наиболее ценится металлургами. Сегодня ведутся переговоры с предприятиями стран АТР. Заинтересованные лица уже запросили небольшие объёмы углей для проведения экспертизы в химических лабораториях. Есть первые положительные результаты. Работа над развитием экспортных поставок в страны АТР началась ещё в 2011 году. Тогда был заключён первый договор с китайскими партнёрами, которым в навигацию 2012 года будет отправлена из Верхнеколымского улуса республики через Северный морской путь первая партия мелкофракционного каменного угля для нужд металлургических предприятий КНР. Предполагается, что к 2018 году объём экспорта этому заказчику возрастёт до 500 тысяч тонн угля.

 

— Каким образом уголь будет доставляться до потребителя?
— Сдерживающим фактором пока остаётся сложная транспортная цепочка. От Зырянки до устья Колымы транспортировать уголь можно только мелкосидящим речным флотом. Кроме Колымской судоходной компании других перевозчиков на Колыме нет. Судьба проекта теперь зависит от того, успеют ли речники подготовить дополнительные суда и плавсостав, закупить топливо и другие ресурсы, необходимые для выполнения всего фронта работ. Далее необходимо будет наладить перевалку груза на морские суда, а затем обеспечить их проводку по восточному участку Северного морского пути. Всего в этой цепочке предполагается задействовать четыре воднотранспортные компании Якутии и Певекский морской порт. Арктическая навигация быстротечна, «якутские» этапы операции придётся согласовывать с графиком завоза стратегических грузов на север республики, поэтому организация процесса должна быть безупречной.
   Все участники процесса понимают, что активное освоение сырьевых богатств Севера возможно лишь при решении этого главного вопроса — трудностей транспортировки. Покупатель и перевозчик заинтересованы в больших объёмах, а для этого необходимо обеспечить хороший уровень навигационного обслуживания реки Колымы. Необходимо, чтобы государство приняло участие в помощи местным судоходным компаниям. Сегодня мы видим, что требуется принять решения по созданию долевых или субсидиарных проектов. Всё это обсуждаемо и при грамотном подходе вполне выполнимо.

 

— Каким образом экспортная цена останется конкурентоспособной?
— Правительство Якутии уже дало поручение Государственному комитету по ценовой политике, Министерству транспорта и дорожного хозяйства республики установить сквозной транспортный тариф для речных и морских перевозок, погрузо–разгрузочных работ и для перевалки каменного угля в портах. Также оно намерено обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта о выделении дополнительного финансирования на обеспечение увеличенных габаритов и глубин на лимитирующих участках реки Колыма и перевода судоходной обстановки на реке Колыма в освещаемый режим. В целом дополнительную работу, а значит, и доходы, получат угледобытчики, предприятия водного транспорта и арктические порты. Пополнятся бюджеты северных муниципалитетов. Наконец, экспорт угля оживит судоходство в самом сложном и малолюдном восточном секторе Арктики.

Во взаимосвязи

  ЗАО «Зырянский угольный разрез» активно занимается социальными вопросами, оказывая поддержку Верхнеколымскому улусу, помогает образовательным учреждениям, спонсирует праздничные и спортивные мероприятия, рассматривает возможность финансовой помощи в проектировании и строительстве будущего культурно–спортивного комплекса. Другой проект, реализация которого важна для развития горной и угольной промышленности, для обеспечения электроэнергией посёлков Зырянка, Верхнеколымск и села Нелемное, — строительство мини–ТЭЦ.
— Этот проект заморожен, но он необходим региону, — говорит Олег Климович. — Основное количество оборудования разреза работает на электроприводе, и мы заинтересованы в том, чтобы строительство мини–ТЭЦ возобновилось.
   Исторически сложилось, что Зырянский угольный разрез — одно из основных звеньев экономической цепочки в районе. От его эффективной деятельности зависит развитие других предприятий Верхнеколымского улуса.
— Задача этого года — выполнить транспортировку всего объёма угля до конца мая, — говорит глава района Александр Михайлов. — И если в прошлом году отправка угля продолжалась до октября, то сегодня уже нет сомнений, что предприятие успеет выполнить намеченный объём ещё в первом полугодии, разгрузив таким образом автомобильную дорогу Угольное — Зырянка, и мы сможем начать её ремонт.
   Пока работа ведётся точечно, но с разработкой и воплощением в жизнь государственных программ по обеспечению транспортной доступности уровень жизни Верхнеколымского улуса станет существенно более качественным.
 
Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

NEDRADV, 12 февраля 2025 года

Доля российских продуктов составляет 25–27%.

Маркетинг от Тимченко // 5 февраля 2025 года

Поставщики поделились опытом международного партнерства в эпоху перемен.

NEDRADV, 4 февраля 2025 года

С начала 2025 года золото уже прибавило в цене почти 5% на фоне ослабления доллара США, заявлений Дональда Трампа о необходимости снижения ставки ФРС и турбулентности в техсекторе США, после сообщений об успехах китайского AI-стартапа DeepSeek.

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), январь 2025 года

В последнее время в рекламных кампаниях всё большую популярность приобретают роуд-шоу — мероприятия, на которых предприятия-производители, дистрибьюторы демонстрируют продукцию или услуги в удобном для целевой аудитории месте. В конце сентября роуд-шоу техники Shantui организовала в Москве компания «ТехСтройКонтракт», крупнейший поставщик спецтехники из КНР и Южной Кореи. «ТехСтройКонтракт» работает на рынке с 1998 года и является эксклюзивным партнёром компании Shandong Shantui Construction Mac...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

На протяжении последних лет одна из наиболее актуальных проблем горнодобывающих предприятий страны — отсутствие у молодёжи интереса к рабочим специальностям и, как следствие, дефицит кадров. Сегодня молодые люди предпочитают выбирать профессии, связанные с цифровизацией и IT-технологиями. Многие компании, учитывая современные тенденции, внедряют передовые цифровые технологии. К примеру, ООО «Эльгауголь» успешно объединило горную отрасль и IT, проведя максимальную цифровизацию производства. Важна...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Добывающие предприятия страны ежегодно отчисляют налоги в бюджеты всех уровней. Однако на этом ответственность недропользователей не заканчивается. Компании регулярно выделяют значительные средства на лесовосстановление, восполнение биоресурсов и многое другое. Кроме того, на эти процессы уходит большое количество времени и сил золотодобытчиков. О том, как, несмотря на многочисленные препятствия и обязательства, вести работу честно и добросовестно, говорим с генеральным директором ЗАО «Витимгеоп...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Дефицит кадров — главная проблема, с которой сталкиваются почти все российские предприятия, особенно горнопромышленные, где требуются квалифицированные сотрудники. Однако есть компании, в которые люди приходят по принципу «друг (знакомый, родственник, земляк, сосед) рассказывал, что здесь хорошие условия и для работы, и для отдыха. И зарплаты высокие, и всё остальное на уровне». Именно к такой категории работодателей, исповедующих по-настоящему справедливые старательские принципы, относится ЗДП ...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, золотодобыча по-прежнему является важнейшей отраслью экономики многих стран, в том числе и России. По итогам 2023 года она заняла второе место в рейтинге стран-производителей драгоценного металла (322 тонны), уступив лишь Китаю (378 тонн). Но у Российской Федерации есть реальный шанс выйти в лидеры современной мировой золотодобычи. Этот шанс связан с освоением месторождения Сухой Лог, которым занимается одна из крупнейших в мире и крупнейшая в...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

О проблемах в золотодобыче мы рассказываем регулярно. Можно сказать, что это стало ключевой темой и журнала «Наш регион — Дальний Восток», и отраслевого портала NEDRADV. Но самое интересное заключается в том, что, если бы не узкие места в отечественном законодательстве, государство получало бы гораздо больше стратегически важных природных ресурсов. Как и денег в виде налоговых отчислений. Обо всём этом — в интервью с директором по операционной работе АО «Ксеньевский прииск» Вячеславом КОМЛЕВЫМ.

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Генеральному директору ООО «АРКТИК КАПИТАЛ» Матвею ЕВСЕЕВУ исполнилось 60 лет. Можно точно сказать: в Якутии этого человека знают практически все, потому что вряд ли в течение новейшей истории кто-то из местного бизнеса сделал для республики больше, нежели он. Это не громкие слова, не дань уважения, а констатация факта. Причём сам Евсеев наверняка не согласится с такой оценкой — Матвей Николаевич в принципе не склонен к каким-то громким фразам или пафосу. Он — человек рациональных действий, прич...

Новости аукционов