Реклама

Обзор прессы РФ

Аметистовый ГОК заработал, впереди новые цели

  • 23 ноября 2015
  • /
  • Вестник Камчатки, ноябрь 2015 года, выпуск 33–34 «АМЕТИСТОВЫЙ ГОК»

25 сентября 2015 года на севере Камчатского края был введён в эксплуатацию Аметистовый ГОК. В публикуемом ниже интервью Виктор Радько рассказал редакции журнала «Горный вестник Камчатки» о том, что ещё предстоит сделать для успешной работы комбината, а также о планах на ближайшее будущее.

— Виктор Васильевич, поздравляю вас с замечательным успехом — вводом в эксплуатацию Аметистового ГОКа! Вам выпала почётная, но очень непростая доля — завершать строительство Аметистового ГОКа. Это всегда сложный этап, особенно на крупных объектах. Что было самым трудным в этот период?
— Я бы сказал, что всё было трудным. Но особо можно отметить проблемы, возникшие в связи с изменением проекта на строительство ГОКа. Дело в том, что первоначально предусматривалось строительство ЗИФ (золотоизвлекательной фабрики) производительностью 400 тыс. тонн руды в год. Но в процессе строительства (ещё до назначения меня руководителем) было принято решение об увеличении мощности фабрики в 1,5 раза, до 600 тыс. тонн. Поэтому пришлось переделывать практически всё.
Основная сложность заключалась в том, что готового проекта на фабрику увеличенной мощности не было. Пришлось строить и проектировать одновременно, то есть всё делалось «с листа». Но трудности этим не ограничивались. Для строительства более мощной фабрики требовались, соответственно, и дополнительные расходные материалы (бетон, металл, ГСМ) другое оборудование и т. д. Всё это надо было найти, приобрести и вовремя доставить на место. Как следствие, существенно возросли объёмы грузоперевозок.
  Учитывая сложную логистику на севере Корякии, предопределённую, прежде всего, кратковременным действием автозимника, для завоза грузов пришлось привлечь даже вертолёты Ми-26. Конечно, это привело и к значительному удорожанию проекта, и к задержке строительства.
   Изменение первоначального проекта повлекло за собой также проблему и с генподрядчиком. Генподрядчик «Геострой» отказался работать по «большому» проекту, у него не хватало мощностей на возросшие объёмы. Поэтому пришлось задействовать «кучу» других подрядчиков. Регулирование отношений между ними, то есть функции генподрядчика, мы были вынуждены взять на себя. Ведь на каждый объект ГОКа была своя документация, и все эти проекты в процессе работы надо было состыковывать между собой. Делать это было колоссально сложно — у нас не было штата соответствующих работников. Вообще, на таких крупных объектах обязательно должен быть генподрядчик.
  Но благодаря тому, что мы пригласили ряд высокопрофессиональных специалистов, которые месяцами находились на объекте — я им очень признателен за самоотверженную работу, в целом с проблемой нам удалось справиться. Особенно хочется отметить большой вклад директора по строительству Сафонова Александра Капитоновича, который по полгода не выезжал с месторождения.
— 25 сентября была введена в строй 1-ю очередь Аметистового ГОКа. Что ещё предстоит достроить и когда объект будет готов полностью?
— Вторая очередь Аметистового ГОКа предполагает существенный прирост объёмов добычи руды и, соответственно, увеличение производства драгоценных металлов. Мощности введённой недавно в эксплуатацию ЗИФ позволяют перерабатывать необходимые объёмы руды. Сейчас на фабрике уже заканчиваются пусконаладочные работы, и вскоре она будет полностью готова работать с проектной производительностью (600 тыс. тонн руды в год). Но для того, чтобы обеспечить фабрику рудой в достаточном количестве, требуется значительно увеличить число работающих и дополнительно приобрести горное оборудование, технику, автотранспорт и т. д.
  Поэтому вторая очередь предусматривает, прежде всего, строительство новых общежитий и всей инфраструктуры (столовая, банно-прачечный комбинат и т. д.), связанной с комфортным размещением и проживанием большего количества людей. Сейчас построены 3 общежития примерно на 300 мест, в которые не все вмещаются. В связи с этим часть работников проживает во временных сооружениях.
   Наша задача на ближайшее время — создать всем работникам удобные условия не только для производительного труда, но и для полноценного отдыха. Кроме этого, необходимо достроить ряд производственных и складских объектов. Например, надо обязательно увеличить ёмкость склада ГСМ до 18 тыс. куб. м, чтобы иметь возможность хранить топливо в объёме, достаточном для работы весь период бездорожья, то есть от зимника до зимника.
  Окончание строительства всех объектов, приобретение дополнительного оборудования и техники, а также выполнение других сопутствующих мероприятий позволит увеличить количество карьеров, начать подземную разработку месторождения и, соответственно, задействовать Аметистовый ГОК на полную мощность. Это планируется сделать уже в следующем году.
— Есть ли проблемы с технологией извлечения драгметаллов из руды Аметистового месторождения?
— Нет. Она практически полностью идентична технологии, применяемой для руд месторождений Центральной Камчатки (Агинское, Золотое и др.). Уже первые месяцы работы фабрики показали хорошую извлекаемость драгметаллов из руды — свыше 93%. Планируем довести её до 95%, как на Агинской ЗИФ.
— Сколько человек работает на Аметистовом ГОКе? Обеспечены ли они всем необходимым? Как осуществляется смена вахт?
— В данное время работает порядка 600 человек, из них примерно 400 — собственно работники ГОКа, остальные — это персонал подрядных организаций, занятый на пусконаладочных и строительных работах. На месторождении есть всё необходимое для нормального проживания: столовая, баня, фельдшерский пункт, телевидение, мобильная связь, Интернет и т. д. После полного завершения строительства жилищно-бытового комплекса вся социальная инфраструктура (общежитие, столовая, банно-прачечный комбинат и т. д.) будет сведена под одну крышу.
  Смена вахт на Аметистовом месторождении очень сложная, мы вынуждены использовать две схемы доставки людей: первая — чартерным самолётом из аэропорта «Елизово» до аэропорта «Тиличики», дальше — вертолётом до Аметистового ГОКа. Этот вариант является для нас более предпочтительным, но возникают проблемы со стыковкой бортов в Тиличиках, так как местные вертолёты бывают задействованы на других маршрутах. В связи с этим вылеты самолёта часто откладываются на неопределённое время. Поэтому мы используем и второй вариант — везём людей в Козыревск или Анавгай на автобусе, а оттуда — вертолётом до месторождения.
Соответственно, такими же маршрутами вывозим людей и обратно.
— В августе этого года правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока приняла решение о выделении на льготных условиях займа из федерального бюджета на проектирование и строительство дорог на Аметистовое и Бараньевское месторождения. В какой стадии находится реализация этого решения по дороге на Аметистовый ГОК?
— Ничего нам на самом деле не выделили. Да, теоретически есть такая возможность получить федеральные деньги по линии Минвостокразвития. Но для этого сначала необходимо сделать за счёт собственных средств проектно-сметную документацию (ПСД) стоимостью не менее 300 млн рублей. Только при наличии ПСД нас могут допустить к участию в соответствующем конкурсе. При этом, гарантии, что нам выделят 3 млрд рублей (столько примерно будет стоить строительство дороги), никакой нет.
  Более того, этот проект будет обязан пройти государственную экспертизу, а значит, он должен отвечать всем требованиям соответствующих СНиПов. Но вы представляете, что такое построить дорогу в тундре в соответствии со СНиПами? Она обойдётся едва ли не дороже самого Аметистового ГОКа. Только мостов нужно построить два десятка. На один лишь мост через реку Вывенка потребуются огромные средства. И это для того, чтобы через него могли проехать, условно говоря, 2 машины в сутки. Очевидно, что смысла в строительстве такой дороги нет.
  Наверно, это будет не по-хозяйски. По моему мнению, надо удлинять время действия существующего зимника, чтобы мы могли его эксплуатировать не 3 месяца как сейчас, а 5 месяцев в году. Чтобы начинать завоз грузов в декабре, как только замёрзнет бухта, и как только наморозим р. Вывенку, и заканчивать в апреле. А летом для завоза «экстренных» грузов и свежих продуктов (овощи, фрукты и др.) можно использовать вездеходы «Витязь», а также вертолёты. Рабочий персонал ГОКа в любом случае будем доставлять туда и обратно только воздушным путём.
   Поэтому мы приняли следующее решение: заключаем договор на инженерно-геологические изыскания, и приступаем к проектированию согласно ВСН зимника продлённого действия. За те 300 млн рублей, которые могли потратить только на проектирование дороги, мы сможем построить почти весь зимник продлённого действия.
— А как обстоят дела с дорогой на Бараньевское месторождение?
— Здесь ситуация совсем другая. Дорогу на Бараньевское месторождение можно сделать с соблюдением всех правил и требований. Протяжённость дороги всего 50 км, и в отличие от севера Камчатки там нет тундры и нет мерзлоты. Строительство этой дороги будет значительно дешевле. Сейчас мы проводим изыскательские работы и готовим необходимые материалы для составления проектно-сметной документации. Есть надежда, что мы сможем подать её на федеральное финансирование.
Вообще мы работаем с фондом по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, в котором нет безвозмездных федеральных денег. Но этот фонд может давать на развитие инфраструктуры займы (кредиты) на льготных условиях — под 10–11%. Мы попробуем взять такие займы и на строительство зимника на Аметистовый ГОК, и на проектирование дороги на Бараньевское месторождение.
— За счёт каких средств осуществляется завершение строительства Аметистового ГОКа? Берёте ли вы на эти цели банковские кредиты?
— В последнее время банки фактически кредиты не дают. В связи со сложной экономической ситуацией они не хотят рисковать. Правда, предлагают брать под 20% с лишним, но кому нужны такие кредиты? Поэтому строительство Аметистового ГОКа мы ведём, в основном, за счёт прямого акционерного финансирования. Кроме этого, сейчас хорошо работают предприятия центрального узла, и мы имеем надёжный финансовый поток. Это даёт возможность частично погашать ранее
взятые кредиты на строительство Аметистового ГОКа. Ну, а благодаря тому, что уже пошёл металл с Аметистового месторождения, в скором времени нам будет значительно легче решать свои финансовые вопросы. Как в части завершения строительства инфраструктурных объектов, так и в части приобретения основных средств.
— Сколько уже затрачено средств на Аметистовый ГОК и сколько примерно потребуется для полного завершения строительства?
— Расходы на Аметистовый ГОК, включая непосредственно его строительство, составили уже более 13 млрд. рублей. На завершение всех работ потребуется ещё 3–4 млрд рублей. Таким образом, общие затраты на создание комбината составят порядка 16–17 млрд рублей.
— Сколько вы ожидаете получить рудного золота в 2015 году, в том числе с Аметистового месторождения?
— В этом году мы планируем произвести порядка 2 300 кг золота, в том числе месторождения центрального узла (Агинское Золотое, Кунгурцевское и др.) должны дать примерно 1 900 кг, а Аметистовое — 400 кг.
— Виктор Васильевич, вы уже 2 года работаете на Камчатке. За это время вам удалось в корне переломить ситуацию на вверенных вам объектах. Предприятия работают стабильно, выполняются планы. За счёт чего вы добились позитивных результатов?
— Действительно, когда я приступил к работе, положение на предприятиях, работающих на месторождениях центрального узла, было тяжёлое. Планы по производству металла и другим показателям не выполнялись, ходили разговоры о закрытии Агинского ГОКа, соответственно и настроение у людей было подавленное, многие увольнялись с работы, дисциплина не соблюдалась. Поскольку я работаю директором с 1985 года, для меня нет больших секретов, как наладить работу. Везде примерно всё одинаково. Первой моей задачей было убедить людей в том, что мы можем развиваться и работать с прибылью, что Агой всё не заканчивается, что у нас хорошие перспективы — есть другие месторождения, расположенные рядом: Золотое, Кунгурцевское и т. д. Только ввод в эксплуатацию Бараньевского месторождения позволит работать Агинской ЗИФ ещё 12–15 лет. Но одними словами нельзя было поднять настроение людям и заставить их изменить отношение к работе. Надо было обязательно наладить производство, а для этого, безусловно, необходим грамотный инженерный подход к организации всех работ.
   Вот, например, в прежнее время Агинская ЗИФ работала буквально «с колёс». На складе запас руды был не более чем на полмесяца. Как можно было приготовить из этой руды хорошую шихту, если приходилось направлять в переработку практически всё подряд, чтобы не стояла фабрика? Сейчас же на складе находится более 30 тыс. тонн руды из разных месторождений. Соответственно, из такого большого количества руды уже несложно сделать шихту необходимого качества, обеспечивающую стабильное и оптимальное извлечение драгметалла. Так, шаг за шагом на всех этапах удалось постепенно отладить производственный процесс.
  В результате стали регулярно выполняться планы, выросла зарплата, выплачиваются премии. Как следствие, резко снизилась текучесть кадров, раньше она доходила до 70%, сейчас составляет 16–17%. В следующем году планируем проиндексировать работникам заработную плату. В целом же, несмотря на наличие множества проблем, предприятия сейчас работают слаженно и ритмично, растёт производство драгметаллов, и мы с уверенностью и оптимизмом смотрим в будущее.
— Года полтора назад в своём первом интервью вы говорили, что вас направили сюда как антикризисного управляющего, поскольку предприятия, входящие в АО «Золото Камчатки», в то время работали неудовлетворительно. За два прошедших года вам удалось выправить ситуацию: предприятия, разрабатывающие месторождения Центральной Камчатки, стабильно работают, осенью введён в эксплуатацию Аметистовый ГОК. То есть, с поставленной задачей вы успешно справились. Каковы ваши дальнейшие планы? Не собираетесь уезжать с Камчатки?
— Нет, я совсем не считаю, что все дела, которые от меня здесь зависят, уже сделаны. Например, надо обязательно достроить вторую очередь Аметистового ГОК и вывести его на проектную мощность. Это очень важная задача. А потом, вы знаете, когда идёшь по дороге, всегда встречаешь что-то новое. И появляются новые цели. Вот сейчас, например, предстоит выполнить большой комплекс мероприятий, чтобы приступить к освоению Бараньевского месторождения. Кроме этого, есть очень любопытный для меня объект — месторождение Кумроч. Так что, уезжать с Камчатки я пока не собираюсь. Здесь мне интересно жить и работать, интересно выполнять поставленные задачи и видеть результаты своего труда.
— Виктор Васильевич, спасибо за обстоятельные ответы.
Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов