Помощники «гигантских машин»
- 10 августа 2021
- /
- NEDRADV, 10 августа 2021 года
Когда человек сталкивается с чем-то необычным, поражающим его прежние представления, в частности с современными машинами, от него можно услышать слова: «Техника на грани фантастики». Такую характеристику вполне можно дать карьерной технике: и по её размерам, и по возможностям, и по объёмам выполняемых работ. Но эта техника кажется необыкновенной, фантастической лишь тем, кто встречается с ней впервые или довольно редко. Для тех же, кто наблюдает её постоянно, это обычный рабочий инструмент, хотя по её стоимости, стоимости выполнения решаемых задач, а значит, и по стоимости простоя (если по какой-то причине он случается) карьерную технику вполне можно назвать фантастической.
Система видеонаблюдения
Но речь пойдёт о другой, не менее удивительной технике, которая помогает в работе «гигантских машин», — о системах, где объединены различные технические решения, а их возможности особенно ярко раскрываются при выполнении комплексных задач. Такие системы оказывают реальную помощь операторам карьерных самосвалов, а также административному персоналу, отвечающему за безопасность работ и экономические показатели предприятия.
Одна из таких систем — система видеонаблюдения. Сегодня люди уже привыкли и к бытовым видеорегистраторам в частных автомобилях, и к более профессиональным системам в общественном или грузовом транспорте. Для карьерной техники тоже существует профессиональное оборудование. Какие же задачи оно помогает решать? Ведение обычных записей с камер на сегодняшний день уже недостаточно, поскольку в результате накапливаются гигабайты непросмотренного архива. К нему обращаются лишь изредка и только в том случае, если известно (хотя бы приблизительно), где, когда, с каким транспортным средством произошёл инцидент, требующий рассмотрения. Если же не известен хотя бы какой-то из критериев (точное время произошедшего инцидента, в поле зрения каких камер он оказался), то оператор вынужден пересматривать видео за неделю, а то и за несколько недель, причём с десятков камер, записи с которых нужно экспортировать с регистраторов, установленных внутри техники. А если регистратор не оборудован каналами передачи 3G/4G, то ко времени экспорта архива добавляется время простоя.
Предлагаемые нами системы помогают отфильтровать и выгрузить архив только выбранных событий.
Один из самых частых типов инцидентов, который влечёт за собой достаточно существенные материальные потери, — это слив топлива. Злоумышленники уже давно выяснили погрешность датчиков уровня топлива (ДУТ) и сливают топливо именно в этих пределах, что отследить довольно сложно. Какое в данном случае может быть решение? Например, при наличии нескольких данных (скорость транспортного средства — 0 км/ч; нахождение в геозоне, где остановка не предусмотрена; открыта крышка топливного бака; изменение показателей ДУТ) на видеоархиве остаётся метка. По ней оператор может довольно быстро найти в архиве данные о том, что происходило за несколько минут до события и в течение определённого времени после него. При этом к нужным событиям можно обращаться как в ручном режиме, так и при помощи моментально сформированных уведомлений (по электронной почте или в мессенджере) в режиме реального времени.
В результате времени на поиск конкретного события и нарушителя уходит в разы меньше, чем обычно, а, следовательно, меньшим будет и простой техники. Кроме того, штраф за общий перерасход топлива может быть уже не коллективным (когда штрафуются все водители), а персональным, и дисциплинированные работники не будут наказаны за чужие нарушения. В результате, как правило, в коллективе повышается общая трудовая дисциплина.
Система контроля и анализа состояния и действий водителя
Вторая система, о которой стоит рассказать, — система контроля и анализа состояния и действий водителя (DSM и ADAS). Какие же задачи она помогает решать?
Это специальное аппаратно-программное расширение системы видеонаблюдения на транспортном средстве, которое анализирует состояние водителя и, что очень важно, помогает избежать аварийных ситуаций, а если они всё-таки случаются, помогает точнее разобраться в причинах произошедшего. Система анализирует следующие изменения в поведении водителя: отвлечение от дороги (поворот головы на достаточно длительное время); наличие телефона в руках и отвлечение на телефонный разговор; засыпание из-за усталости.
Система контроля и анализа состояния и действий водителя должна не отвлекать его во время движения и не создавать помех, а, наоборот, быть ему помощником, и это — самое главное.
При наличии на предприятии диспетчерского пункта необходимо обеспечить диспетчера объективной информацией о текущем состоянии водителя и предусмотреть его действия с целью предотвращения аварийной ситуации.
В случае усталости водителя система помогает ему не заснуть, но если он не справляется со сном, то диспетчер, используя функцию системы «прямая связь с водителем», либо останавливает его на несколько часов для отдыха, либо доводит до объекта, обеспечив максимальную безопасность.
Судя по собранной нами статистике, водители в меньшей степени отвлекаются при минимальной скорости движения (оно и понятно: выполнение манёвров на малой скорости требует постоянной концентрации внимания), но процент нарушений существенно возрастает, когда машина выходит на среднюю для неё скорость движения (например, для грузового транспорта — около 60 км/ч и выше). И это тоже объяснимо: водитель едет в потоке транспорта по предсказуемой трассе с предсказуемыми препятствиями и может ошибочно полагать, что быть стопроцентно внимательным на дороге не обязательно. Именно при таких скоростях водители чаще всего и засыпают за рулём, чему способствуют и монотонный пейзаж за окном на протяжении достаточно длительного времени, и отсутствие обстоятельств, требующих реакции и внимания. Подобная ситуация может сложиться и с карьерной техникой, но с поправкой на её максимальную скорость. То есть во время движения на скорости 5—15 км/ч, на поворотах, у зоны погрузки/разгрузки водитель будет сосредоточен и сфокусирован на своих действиях. Но на определённом протяжённом участке появляется фактор монотонности, отсутствия непредсказуемости, и тогда водитель может отвлечься и даже заснуть. И вот здесь ему на помощь должен прийти диспетчер, который, взаимодействуя с водителем, не даст произойти аварии. А авария с участием столь дорогой и мощной техники, как карьерный самосвал, — это прямые убытки на миллионы рублей, убытки от простоя и, не исключение, такие печальные последствия, как гибель людей.
Почему мы акцентируем внимание именно на этих факторах и режимах работы (с помощью от диспетчера и других)? Потому что, по статистике, минимум 40% водителей поначалу не понимают назначения системы контроля и анализа состояния и действий водителя и считают, что она работает ПРОТИВ них, чтобы постоянно следить за ними, выписывать новые штрафы и т.п. И только после объяснения того, что эта система в первую очередь нужна, чтобы ПРЕДОТВРАЩАТЬ аварии (избегать жертв, материальных потерь, последующего простоя техники), удаётся сформировать отношение к ней именно как к ассистенту, работающему на стороне водителей, либо доказывающему их правоту, либо предотвращающему возможные опасные ситуации. Конечно, всегда есть те, кто остаётся настроенным скептически к этой системе и даже саботирует её работу, но таких абсолютное меньшинство (по нашей статистике, около 10% водителей в крупных автопарках). Но даже если, по их мнению, система в меньшей степени является «защитником» водителя, в случае какого-либо происшествия она помогает точнее восстановить картину нужного события.
Система позиционирования и измерения скорости
Ещё одна система, которая может помочь управляющим объектов в работе карьерной техники, связана с позиционированиеми измерением скорости. Вещь, казалось бы, банальная и стандартная, но хотелось бы сказать не столько о самой функции, сколько о данных, которые можно извлечь из неё.
На предприятиях стараются тщательно распределять нагрузку на транспортные средства, планировать ремонты и обслуживания, исходя из пробега и других технических показателей. Система позиционирования и измерения скорости может помочь в выявлении дополнительного простоя, участков простоя (дольше, чем нужно, длится погрузка или разгрузка; простой на обслуживании в разы больше у одного технического средства, чем у других), в распределении задач и маршрутов между ТС. Все эти данные у предприятия уже есть благодаря оборудованию ТС системами видеонаблюдения с системой геопозиционирования и соответствующим ПО управления и мониторинга. Следует лишь выгрузить нужные данные и по ним сделать выводы о том, кто больше простаивает (среди техники и среди водителей], а кто, наоборот, работает на износ (без простоев и с минимальным временем на техническое обслуживание), и при необходимости перераспределить нагрузку для более эффективной работы машин и людей.
Широкий круг задач
Какие же можно сделать выводы из всего сказанного? Как уже было отмечено в начале статьи, системы видеонаблюдения для карьерной техники решают более широкий круг задач, чем просто мониторинг и запись видео.
Системы безопасности позволяют реализовывать функции контроля и мониторинга движения технического средства в соответствии с заданными маршрутами и расходом топлива, повышать безопасность управления техникой, максимально объективно предоставлять водителю и диспетчеру данные о текущей обстановке, быть помощником водителя в дороге. Системы дают возможность различным подразделениям планировать проведение техобслуживания ТС с учётом оценки его реального состояния, поэтому интеграция систем с качественным видеонаблюдением на карьерной технике играет важную роль и для диспетчера, и для компании,
Система контроля и анализа состояния и действий водителя (DSM и ADAS) при правильной установке, корректной настройке и интеграции с различными системами позволяет снизить до 40% аварийность в АТП, более точечно работать с водителями-нарушителями.
Вполне возможно, что в скором времени водителей карьерной техники заменят беспилотники, но пока этого не случилось, технологии и функционал систем, описанные выше, уже сегодня могут помочь оптимизировать работу технических средств, снизить их простой и аварийность и избежать материальных и человеческих жертв.
Андрей Ливинский