Реклама

Обзор прессы РФ

Триллион для Приморья: как России не потерять Дальний Восток

  • 29 апреля 2015
  • /
  • Росбизнесконсалтинг (РБК), 28 апреля 2015 года

Россия снова и снова пытается развивать регионы старыми инструментами вроде ОЭЗ — а они не работают. Чтобы дальневосточная экономика рванула вперед, нужны иностранные деньги и новые принципы управления территориями.

Резервации для бизнеса

  О «повороте на Восток», «рывке к Великому океану» и «евразийской направленности» России в последнее время говорится очень много. Однако пока слова о «развитии», «подъеме» и «возрождении» Восточной Сибири и Дальнего Востока остаются только словами. Регион рассматривается отчасти как важный геополитический плацдарм, отчасти как место добычи углеводородов и транзитная территория для их экспорта. А в результате, с одной стороны, мы стремимся «застолбить» там свое присутствие и с другой — категорически не готовы к глубокому вовлечению в регион азиатских инвесторов.

Что в итоге? Огромные инвестиции в Приморский край в преддверии саммита АТЭС в 2012 году и потом обвальное их падение почти на 60%, которое оставило региональные власти один на один с этими «белыми слонами». Масштабная стройка на космодроме Восточный, который, по расчетам автора, обойдется более чем в 80 ежегодных платежей за Байконур и вокруг которого возбуждаются все новые уголовные дела. Гигантский проект «Газпрома» по строительству «Силы Сибири» с неочевидной ресурсной базой и не слишком ясной экономикой поставок. Реального же развития территории пока не происходит.
  Логика правительства заключается в том, что Дальнему Востоку нужны в первую очередь российские (и преимущественно бюджетные) деньги. Важнейшими инструментами считаются налоговый и таможенный режимы. В 2000-е годы в России были очень популярны свободные экономические зоны — их было зарегистрировано более 20. И каков результат? Если в Китае в СЭЗ производилось до 15% ВВП, то в России, по доступным мне оценкам, менее 0,2%. Почему? Прежде всего потому, что главная проблема для нашего бизнеса не налоги, а администрирование. В последние годы стали говорить о «территориях опережающего развития» и фактически повторять то же самое, снижая налоги и обещая резидентам специальных зон инфраструктуру за счет государства.
  Вряд ли все эти меры достигнут результата, и по одной простой причине. На протяжении многих лет государство последовательно подавляло отечественный бизнес, относясь к нему почти как к классовому врагу. В таких условиях все эти свободные зоны скорее напоминают резервации, чем территории, на которых будет создано пространство свободы.

Формально — прорыв, на деле — как всегда

  Подтверждением тому выступает недавно поступивший в Государственную думу проект закона о «Свободном порте Владивостока». Это уникальный пример бюрократического творчества, в котором указание президента о создании свободного порта «поженили» со всеми прежними нормативными актами об ОЭЗ. Формально можно говорить о «прорыве»: в проекте сказано о том, что «часть территории» свободного порта действительно будет свободной — экстерриториальной в таможенном отношении. Но только часть, только участки, непосредственно прилежащие к порту и транспортным путям. Все остальное будет выстроено по принципам неработающих ОЭЗ. И основное содержание закона — финансовые льготы, описание порядка обретения статуса резидента, характера организации проверок и механизма управления зоной. В общем, все как всегда. «Восточный вектор» нам так не проложить. Нужны новый закон и новые принципы.

  По различным подсчетам, для доведения уровня экономического развития ДВФО до показателей Центральной России могут понадобиться инвестиции в сумме более 1 трлн долларов — 75% ВВП России. Средства такого масштаба сейчас могут быть получены только из-за рубежа. А это значит, что нужно ориентироваться не на Ильинку, а на финансовые институты Японии, Кореи, Гонконга. Китайские инвесторы тоже могут быть важны — но во всех случаях те, кто принесет свои капиталы, должны понимать, что они вкладываются в российский Дальний Восток как в составную часть единой тихоокеанской экономики, а не как в «ворота в Россию», за которыми, даже если они широко открыты, не всегда обнаруживается заманчивая перспектива.
  В этом контексте идея свободного порта выглядит крайне привлекательной, но только в том случае, если, во-первых, порт и окружающая его территория будут по-настоящему свободными и, во-вторых, окажутся интегрированными в тихоокеанскую экономику технологически, а в континентальную российскую — экономически.

Нужно строить с нуля

  Что я имею в виду? К сожалению, в России практически не удается создать современные производства, в том числе и в транспортном секторе. Никакая модернизация делу тут не поможет. Нужны новые, «с нуля» построенные объекты. На Дальнем Востоке таким мог бы стать новый порт, максимально приближенный к границе с Китаем, который был бы соединен с КНР транспортным коридором. Это позволит грузить на морские суда продукцию, выработанную в Маньчжурии — большом регионе Китая, не имеющем выхода к морю. С другой стороны, товары из Японии, США, Филиппин могли бы беспрепятственно следовать в Китай. Если учесть, что ВРП северных китайских провинций приближается к 900 млрд долларов, оборот такого порта мог бы составить до половины шанхайского (то есть 250–350 млн т в год). И это дало бы значительную прибавку к ВРП Приморского края (в 2013 году он составлял 576 млрд руб., или около 18 млрд долларов).

  Следующим шагом могла бы стать индустриальная зона, развивающаяся в рамках того же свободного порта. На территории в 100–200 кв. км, которая сейчас практически не заселена, могли бы быть созданы сборочные производства. Но не такие, как в Калининграде, с прицелом на российский рынок, а те, что, используя российское сырье, корейскую рабочую силу и, например, японские и американские технологии, ориентировались бы на рынки азиатских стран. Задача в том, чтобы «затащить» в Россию новые производства. Территория зоны должна быть экстерриториальной; здесь не должны взиматься таможенные пошлины и НДС; должны действовать не устаревшие российские техрегламенты, а стандарты всех стран, инвесторы которых обеспечивают более 10% накопленных в границах кластера капиталовложений.
  Не нужно бояться иностранных инвесторов и их собственности на любые построенные ими объекты, включая пресловутые причальные стенки или взлетно-посадочные полосы. Если что-то построено на ранее не освоенных территориях, если созданы новые производственные мощности, они никогда не будут демонтированы. Через 30–40 лет режим «свободного порта» окончит свой срок и все это останется в России. Главный риск сейчас — это не риск «хозяйственной оккупации», а риск неразвития.
Чтобы реализовать такую стратегию, нужно выработать и принять иную версию закона о свободном порте. И прежде всего кардинально изменить структуру управления этой территорией. На ней должны действовать все российские правовые нормы, не касающиеся экономической деятельности, присутствовать чиновники пограничных, миграционных, эпидемиологических служб. Однако в то же время управлять свободным портом может специальное акционерное общество, которое действовало бы не от имени Российской Федерации, а на основе международного соглашения между Россией и странами-инвесторами. Этот международный характер управляющей компании — единственная возможная гарантия того, что условия и принципы функционирования зоны не будут изменены (как это случалось со свободной экономической зоной в Калининградской области или со специальными игорными зонами в Ростове-на-Дону). Во всех остальных функциях роль бюрократии также должна быть серьезно ограничена.

Наша Аляска

  Сегодня Россия переживает экономический кризис. Такое время — лучший момент для апробации новых организационных форм и новых управленческих решений. И сегодня правительству нужно смелее прокладывать восточный вектор. Начать нужно со свободного порта, затем распространить опыт экспортно ориентированных зон на другие районы Дальнего Востока. Мы могли бы копировать китайский опыт, только российским конкурентным преимуществом было бы дешевое сырье, а не дешевая рабочая сила.

  Потом стоит допустить иностранных инвесторов к добыче полезных ископаемых, строительству углеводородопроводов и энергетических объектов и, наконец, реализовать всеобъемлющую стратегию развития восточной части страны по образу и подобию того, как развивались Аляска и Канада. Когда российские инвесторы — причем не госкорпорации, а частники — увидят те возможности, которые создали в регионе иностранные компании, они не останутся в стороне.
Призыв создать во Владивостоке свободный порт был одной из самых содержательных идей, высказанных президентом в прошлогоднем послании Федеральному собранию. Сегодня нужно не допустить, чтобы и это предложение, пройдя через бюрократические кабинеты, превратилось в пустышку, как это часто у нас случается.

 

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

NEDRADV, 16 апреля 2025 года

Обзор подготовлен руководителем Юридической компании «Vakulenko Consulting», экспертом Общества экспертов России по недропользованию Алексеем Вакуленко, к.ю.н.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

Одним из главных условий стратегии роста горнодобывающего предприятия является наличие богатой ресурсной базы. Именно этот критерий позволяет увеличивать масштаб бизнеса и переходить на другой уровень развития. Для ПАО «Селигдар», российского полиметаллического холдинга, владеющего добывающими и производственными активами в республиках Якутия и Бурятия, Иркутской и Оренбургской областях, Алтайском и Хабаровском краях и на Чукотке, развитие минерально-сырьевой базы — одно из приоритетных направле...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, золотодобыча по-прежнему является важнейшей отраслью экономики многих стран, в том числе и России. По итогам 2023 года она заняла второе место в рейтинге стран-производителей драгоценного металла (322 тонны), уступив лишь Китаю (378 тонн). Но у Российской Федерации есть реальный шанс выйти в лидеры современной мировой золотодобычи. Этот шанс связан с освоением месторождения Сухой Лог, которым занимается одна из крупнейших в мире и крупнейшая в...

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

Мы не раз рассказывали о проблемах в золотодобыче — начиная от особо защитных участков леса (ОЗУ) и заканчивая отсутствием необходимых данных в открытых источниках. И вот «появился свет в конце тоннеля» — с 1 января в России должна была заработать федеральная геоинформационная система (ФГИС) лесного комплекса, что упорядочило бы профильный документооборот. Однако всё запуталось ещё больше. Это и стало темой нашего интервью с директором ООО «Старательская артель «Сириус» Евгением БЫЛКОВЫМ.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

ГНПП «Аэрогеофизика», ведущее российское предприятие в сфере выполнения аэрогеофизических съёмок широкого назначения, обладает всем спектром современных аппаратно-программных средств.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

В 2025 году федеральный проект «Геология: возрождение легенды» переходит ко второму этапу, который будет реализовываться на территории субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с целью ускоренного воспроизводства минерально-сырьевой базы полезных ископаемых, преимущественно высоколиквидных и дефицитных стратегических видов. Работы будут проводиться на 74 объектах. Общая стоимость работ — 41 миллиард рублей.

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Численность коллектива Амурского гидрометаллургического комбината компании «Полиметалл» перешагнула тысячный рубеж. Каждый из этой тысячи — «штучный», незаменимый на своём месте профессионал. Приоритетом при трудоустройстве на предприятие всегда пользовались жители Хабаровского края, однако специфика производства предполагает и привлечение специалистов со всей территории России и даже из-за рубежа.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

В начале второго месяца весны в нашей стране традиционно отмечают День геолога. Время для праздника выбрано неслучайно — в апреле люди особой породы, сильные духом, готовятся к длительным полевым работам и экспедициям. Профессия геолога — это и романтика, и беспрестанная жажда поиска чего-то необычного, и стремление познавать новое. Геолог должен быть любознательным, настойчивым, выносливым, уметь выходить из сложных ситуаций. Ведь даже из самой простой и рутинной работы складывается результат, ...

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

Истощение запасов полезных ископаемых — одна из основных проблем. Причём не только в сфере недропользования, но и в государстве в целом. И вот тут-то возникает показательная ситуация. Золотодобытчики достаточно успешно запасы приращивают, в том числе в рамках поисковых проектов. Однако начать добычу металла они зачастую не могут. Почему? Об этом — в интервью с руководителем артели старателей «Восток-1» (Амурская область) Романом Ломакиным.

NEDRADV, 31 марта 2025 года

Разъяснения по вопросам использования отходов недропользования для целей рекультивации земельных участков и ликвидации горных выработок, а также их раздельному хранению дает руководитель юридической компании «Vakulenko Consulting» Алексей Вакуленко.

Новости аукционов