Горный сервис

Локомотивное депо: работа в режиме завода

  • 05 сентября 2023
  • /
  • «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (185), август 2023 года

Мы не раз рассказывали об акционерной компании «Железные дороги Якутии»: о том, как предприятие наращивает объёмы различных перевозок, о планах и перспективах, о кадровой составляющей… Но во время нашей недавней командировки мы побывали в локомотивном депо ЖДЯ и своими глазами увидели, как якутские железнодорожники ведут системную модернизацию и насколько высок здесь производственный потенциал. Так что можно констатировать: в ЖДЯ в состоянии решить техническую задачу любого уровня сложности. Но обо всём по порядку.

Внутри депоНа месте

Нашим гидом в локомотивном депо стал заместитель генерального директора по локомотивному комплексу АК «ЖДЯ» Шухрат ТАШПУЛАТОВ. Начать экскурсию он предложил с цеха ТО-4. Вот как наш собеседник рассказал о том, какие работы здесь проводятся:

— В ТО-4 мы производим выкатку и обточку колёсных пар локомотивов. Могу отметить, что это крайне важные работы. Ещё не так давно соответствующий ремонт производился в Уссурийске и Тынде. Представляете: где Алдан, а где Уссурийск? Скажу больше: наши локомотивы ещё и по четыре месяца в очереди в Тынде стояли, ждали, когда специалисты смогут их отремонтировать. Причём по схеме стопроцентной предоплаты. Мало того, что мы в это время денег не зарабатывали, так ещё и серьёзные расходы несли. В результате руководство ЖДЯ приняло решение приобрести станок для обточки колёсных пар. Ну а после монтажа такой производственной линии у нас появились дополнительные технические возможности. Сейчас мы можем без проблем восстанавливать профиль катания колёс до необходимых характеристик.

Отметим, АК «ЖДЯ» этими возможностями воспользовалась в полной мере. В локомотивном депо ежегодно производится не менее двухсот обточек и более ста выкаток колёсных пар. Всё это позволило компании сэкономить серьёзные финансовые средства. Но и это ещё не всё. Вновь приведём выдержку из интервью с Шухратом Ташпулатовым:

— В настоящее время мы сами проводим текущие ремонты тяговых двигателей, для чего закупили новый скатоопускной станок. Эти работы уже стали для наших специалистов вполне привычным делом, хотя приступили мы к ним относительно недавно — меньше года назад. Но процесс, что называется, пошёл. На сегодняшний день отремонтировали порядка ста двигателей.

И вновь хотелось бы внести редакционную ремарку. На техническое перевооружение цеха АК «ЖДЯ» затратила порядка 50 миллионов рублей. Но на модернизацию в компании средств не жалеют. Причём во всех технических подразделениях.

Дорогие работы

Между тем мы переместились в другой цех. Даже на первый взгляд видно: он новый, недавно построенный. Шухрат Ташпулатов подтвердил наши наблюдения:

— Да, цех новый, он был сдан в эксплуатацию в июне текущего года. Здесь мы проводим ремонт колёсных пар вагонов и локомотивов. Плюс ко всему у нас теперь и собственная лаборатория функционирует. Да, пришлось приобрести довольно много нового оборудования, причём дорогого — на техническое перевооружение только этого цеха было направлено порядка 500 миллионов рублей. Но затраты обязательно себя оправдают, ведь и сам ремонт колёсных пар — процесс затратный. Раньше нам приходилось платить за него деньги профильным предприятиям в Уссурийске или Уфе. Сейчас же всё делаем сами, на месте, на собственных станках, большинство которых снабжено числовым программным управлением. Так что переоборудовалось наше предприятие полностью. Конечно, это приводит к экономии и времени, и средств.

Также заместитель гендиректора рассказал нам, что ремонт колёсных пар не просто высокотехнологичен — он ещё и жёстко регулируется в нормативном плане. Ведь всё, что связано с неразрушающим контролем, требует аттестации. Причём в нескольких инстанциях, включая Федеральное агентство железнодорожного транспорта. После этого предприятие получает собственное клеймо, которое ставится на каждую отремонтированную колёсную пару, чтобы  в случае каких-то ЧП (не дай бог, конечно) можно было проверить, где именно проводился ремонт.

Учились не зря

А ещё для выполнения ремонтов требуется переобучить специалистов. Шухрат Ташпулатов акцентировал внимание и на этом:

— Процесс обучения включает в себя несколько уровней. Впрочем, иначе и нельзя: неразрушающий контроль, дефектоскопия — процессы крайне серьёзные. Поэтому, пока строился и оснащался цех — а на это ушло около трёх лет — наши сотрудники учились новым видам работ.

Как выясняется, учились не зря. Всего за два месяца в новом цехе уже отремонтировано около двухсот колёсных пар. И не только вагонных, но и локомотивных, что гораздо сложнее, ведь если вагонное колесо цельное, то в колесе локомотивном много различных элементов, включая шестерни и бандаж. Стоит также отметить, что ремонт колёсных пар подразумевает выполнение самых разных технических условий. В частности, температурных режимов, поскольку некоторые ответственные узлы (например, буксовый) могут работать лишь в + 20…-22 градуса по Цельсию. Кроме того, локомотивные колёса при ремонтах должны нагреваться. Так что производство в депо ЖДЯ энергозатратное.

Но, подчеркнём ещё раз, здесь затраты себя полностью оправдывают. Ремонтные работы в депо АК «ЖДЯ» можно, без преувеличения, назвать комплексными. По сути, колёсные пары восстанавливаются полностью. То есть речь идёт даже не о ремонтах, а о полноценном производстве.

Всё предусмотрено

Также мы побывали в цехе, где отстаиваются тепловозы между рейсами. Зимы в Якутии холодные, и для того, чтобы избежать затрат в виде дополнительного расхода топлива, было построено новое производственное помещение. Здесь одновременно могут находиться до 18 секций тепловозов. Средняя температура поддерживается в режиме +27 градусов по Цельсию.

Кроме того, в депо есть цех по текущим ремонтам и техническому обслуживанию. Это, кстати, самое старое здание на территории — когда-то в нём помещалось… всё депо. Но функционал здесь остался прежним. Шухрат Ташпулатов объяснил, что по существующим нормативам локомотивы должны через каждые 48 часов или 72 часа проходить техобслуживание. Это, разумеется, связано с вопросами безопасности. На предприятии такие виды работ проводятся не только в современных, но и комфортных условиях.

Есть здесь и помещения для дежурного по депо и других сотрудников, а также для проведения плановых медицинских осмотров. Словом, есть всё, что нужно для нормальной работы и комфортного отдыха в перерывах.     

Предусмотрено на перспективу  

В депо нам также показали, где будет располагаться ещё один цех. Точнее, новое производство. Вот как рассказал об этом Шухрат Ташпулатов:

— Вы видели, как мы проводим текущий ремонт тяговых двигателей. Но нам этого уже недостаточно, поэтому было принято решение двигаться в сторону капитальных ремонтов. Помещение уже есть, будем устанавливать соответствующее оборудование. Кстати, это довольно сложный процесс, поскольку наши технологические линии просто так не купишь — их необходимо заказывать индивидуально на станкостроительных заводах. И каждый станок по-своему уникален. Особенно если говорить о капитальных ремонтах тяговых двигателей.

В новом цехе предусмотрено два основных помещения. Во-первых, это грязная зона, где будет производиться разборка двигателей. А во-вторых, зона ремонтов, где двигатели будут полностью восстанавливаться. Полностью, я это подчёркиваю, как на заводе, включая испытания. Но это, опять-таки, для компании актуально во всех отношениях. АК «Железные дороги Якутии» стремится к максимальной технологичности. Для нас важно непосредственно на месте производить ремонты всех механизмов. И это, как я уже не раз отмечал, вопрос экономической целесообразности. В настоящее время для выполнения тех же капитальных ремонтов тяговых двигателей мы вынуждены отправлять их на профильное предприятие в Красноярск. А это существенные затраты, плюс время, которое мы теряем. Поэтому речь и идёт о восстановлении тяговых двигателей собственными силами и на своём оборудовании.

Это позволит нам выйти на более высокий производственный уровень.  

Высшее — среднее

Ну и, конечно же, мы не могли не спросить у Шухрата Ташпулатова о ситуации с кадрами. Он ответил довольно подробно:

— Проблемы с кадрами были, есть и будут, хотя наше депо находится ещё в лучшем положении, чем многие предприятия, — средний возраст наших специалистов составляет 30 лет. Молодой коллектив — по-другому и не скажешь. Но профессиональных сотрудников, конечно же, не хватает. Увы, молодёжь в своём большинстве не спешит работать на производстве — вроде как непрестижно. Также многие выпускники школ стремятся всеми силами получить хоть какое-то, но высшее образование. И зря, между прочим. У некоторых наших рабочих, окончивших техникумы, зарплата раза в два выше, нежели у ИТР. Более того, мы поддерживаем престиж рабочей профессии. И дорожим своими людьми. Да, достойное отношение к людям — одно из преимуществ АК «ЖДЯ». Неслучайно эта компания является одним из самых привлекательных работодателей региона.

Во-первых, зарплаты здесь достойные и выплачивают их строго вовремя. Кроме того, каждый работающий обеспечен полным соцпакетом. Во-вторых, в отличие от подавляющего большинства предприятий в АК «ЖДЯ» предоставляют сотрудникам служебное жильё.

В-третьих, все сотрудники обеспечены медицинским обслуживанием в ведомственной поликлинике.

В-четвёртых, члены профсоюза (а их в компании подавляющее большинство) могут бесплатно посещать бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы.

И это далеко не полный перечень бонусов, предусмотренных на предприятии, не говоря уж о том, что с учётом технологичности работать в АК «ЖДЯ» ещё и престижно. Во всех отношениях. И модернизация в локомотивном депо — яркое тому подтверждение.

Поезда пойдут на север?

После экскурсии в локомотивное депо мы встретились с генеральным директором АО АК «Железные дороги Якутии» Василием ШИМОХИНЫМ и задали ему несколько вопросов.

— Василий Владимирович, системная модернизация — это часть политики вашей компании?

— Можно и так сказать. АК «ЖДЯ» — компания молодая. А молодости свойственна амбициозность. Это касается всех направлений, в том числе и технических. Также нелишне отметить: для получения прибыли требуется минимизировать расходы и при этом повышать качество работ. Вот как раз модернизация и позволяет добиваться достижения таких целей. Как вы убедились, сейчас мы полностью восстанавливаем ряд комплектующих. Более того, расширяем перечень профильных работ. Соответственно, средства, которые мы раньше платили сторонним организациям, остаются у нас и идут на развитие различных проектов.

— Понятно, что вы работаете в высокотехнологичном сегменте. А готовы ли выйти на какой-то новый уровень?

— Что вы имеете в виду?

— Например, может ли АК «ЖДЯ» стать проектировщиком и генеральным подрядчиком при строительстве железной дороги Якутск — Магадан, если всё-таки будет принято соответствующее решение?

— Если на то будет государственная воля — вполне. Тем более что мы уже имеем опыт реализации таких проектов. Я имею в виду строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск. И со своими задачами мы справились в полном объёме. Что же касается магистрали на Магадан, то сейчас этот вопрос прибрёл особое звучание. Ранее я не раз говорил о социально-экономическом и промышленном преимуществе проекта. Но есть и ещё один момент. Как вы знаете, фактически решён вопрос о строительстве железной дороги из Якутска через Амурскую область до пограничного перехода Джалинда — Мохэ. И появляется возможность не только встроить транспортную систему российского Севера в единую транспортную сеть России, но выйти, таким образом, на международные рынки. С учётом известных событий это крайне актуальный вопрос. И для Севера, и для всей России.

Александр Матвеев

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов