Отрасль в цифрах и фактах

Стоп-сигнал  для недропользователей

  • 01 апреля 2012
  • /
  • Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток», № 4 (71), апрель 2012 года

Богатый своими природными ресурсами Дальний Восток еще долго будет одним из главных сырьевых запасников государства. Если, конечно, наша страна не потеряет эту территорию. А такая опасность есть, ведь условия жизни и условия работы в этом регионе несопоставимо тяжелее, чем в европейской части России. При этом доходы местных производственных компаний постоянно снижаются. Снижаются за счет диких транспортных и энергетических тарифов, за счет более чем высоких цен на горючее, за счет беспредельной стоимости продовольственной корзины. Все это, конечно, не способствует развитию Дальнего Востока. В том числе и рынка недропользования. И это еще мягко сказано. Вот что думают по этому поводу эксперты бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток».

«ВМЕСТО ПЛАНОВОЙ  ЭКОНОМИКИ МЫ ПОЛУЧИЛИ  ЭКОНОМИКУ ПЛАНОЧНУЮ»

Вот как комментирует ситуацию президент Российского геологического общества, экс-председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор ОРЛОВ:
— В свое время наша страна стала уходить от плановой экономики. И вместо этого она получила экономику планочную. То есть нам приходится, как в спорте, постоянно разбегаться, набирать высоту и перепрыгивать через установленные кем-то планки и рейки. Вместо того, чтобы работать в соответствии с нормальным, дифференцированным законодательством. Кстати, нормативная проблема для России — одна из самых острых. У нас всю страну причесали одной гребенкой. Но ведь для нашего государства это неприемлемый подход. Условия ведения бизнеса везде разные. Это в маленькой Швейцарии могут быть одинаковые требования ко всем участникам рынка. А для огромной России такой подход по меньшей мере странный. Я сейчас говорю не только о недропользователях, но и обо всех, кто занят в реальном секторе. Ну, согласитесь — условия ведения бизнеса в Подмосковье и в Магаданской области здорово различаются. В первом случае имеется развитая инфраструктура, во втором — инфраструктурный вакуум. Это касается, главным образом, объектов энергетики и логистики. Что мы сейчас наблюдаем в большинстве северных регионов? Бездорожье и изолированные энергосистемы. И при этом — огромные, безлюдные пространства плюс жесткие климатические условия. Да и вообще, расходы промышленников на Дальнем Востоке не в пример выше, чем затраты их коллег в европейской части России. Это касается и различных тарифов, и цен на топливо, и стоимости других товаров. Между тем в налоговом отношении подход ко всем одинаковый. И руководитель колымского предприятия платит в бюджеты столько же, сколько директор подмосковной фирмы. Где справедливость? Где логика? Их нет. Вот она, первая проблема. Это — несовершенные экономические механизмы. И налоговое законодательство, и вся экономическая модель в России должны быть дифференцированными. Они должны отражать реальное положение вещей. Они должны учитывать баланс доходов и расходов, в конце концов. 
   Я хочу, чтобы меня правильно поняли. И налоговую модель, и вообще всю российскую экономику требуется снабжать нормальными механизмами. И все это нужно предельно четко, предельно прозрачно закреплять в законодательстве. Пока об этом приходится только мечтать. И те же льготы получают в основном госкомпании. Роснефть, Газпром — вот кому государство обеспечивает режим наибольшего благоприятствования. Но ведь это неправильно! Или вот вам пример. Я знаю, что у многих недропользователей есть претензии к порядку распределения лицензий на месторождения. Причем вполне обоснованные претензии. По принципу — чиновники требуют от участников рынка собирать слишком большие пакеты никому не нужных бумаг. И могут без объяснения причин отстранить компанию от участия в конкурсе. Но я не стал бы огульно обвинять в этом лишь Роснедра, хотя вина конкретных чиновников здесь также присутствует. Просто нормативная база, касающаяся недропользования, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Мягко говоря! Хотя все должно быть по-другому. Мировой опыт показывает — принцип распределения лицензий в России должен быть не аукционным, а заявочным. Такая схема уже давно применяется в большинстве развитых стран. Но и здесь нельзя абсолютно точно копировать чью-то модель. Необходимо учитывать местную специфику. К примеру, на Камчатке или на Колыме работает компания, которая вот уже несколько десятилетий добывает золото в своем районе. И жизнь людей в окрестных населенных пунктах всецело завязана на это предприятие. Значит, такая структура должна обладать первоочередным правом на освоение ближайших месторождений. Этот приоритет, опять же, необходимо закреплять в нашем законодательстве. Ведь недра должны служить народу. Конкретным людям, а не только государственной машине. Иначе социальные конфликты неизбежны. А все мы заинтересованы в цивилизованном развитии нашей с вами богатой, замечательной страны. 
 

«О ЮНИОРСКОМ БИЗНЕСЕ В РОССИИ МЫ МОЖЕМ ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ»

Генеральный директор ОАО «Магадангеология» Александр АЛЕКСЕЕНКО обозначил комплекс отраслевых проблем:
— Во всем мире чрезвычайно развит юниорский бизнес. Это когда специализированные геологические компании оформляют лицензии на малоисследованные участки, проводят комплекс профильных работ, а после этого продают лицензионные документы недропользователям. От такого формата выигрывают все. Например, государство получает более полную картину того, что происходит с залежами полезных ископаемых. Где появилось новое месторождение? Каковы его запасы? Какие существуют перспективы его освоения? На все эти вопросы ответят сотрудники геологических предприятий. А ведь это — задача государственной важности. Власти должны знать, какими природными ископаемыми располагает наша страна. Причем в этом случае бюджетные средства на геологоразведку практически не тратятся. Участники рынка сами, за свой счет производят все работы. Второй момент. При нормальном юниорском бизнесе выиграют и недропользователи, ведь на сегодняшний день они за большие деньги покупают лицензии и не имеют полного представления, сколько же золота есть в недрах. Там может быть, в равной степени, и сто килограммов, и тонна. По сути, золотопромышленники покупают кота в мешке. Если же лицензии будут продавать геологоразведочные предприятия, то ситуация кардинально изменится. Речь пойдет о досконально изученных участках недр. Наконец, третье. При использовании юниорских схем колоссальную пользу получат и геологи. Именно геологоразведочные компании смогут, за счет продажи лицензий, наращивать свой технический, технологический, кадровый, управленческий потенциал. То есть проигравших здесь вообще не будет. По сути, в игру вступят цивилизованные рыночные механизмы, когда ситуация зависит не от каких-то искусственных регуляторов, а от мировой конъюнктуры на те или иные металлы. Впрочем, можно приводить и контрдоводы. Мол, появятся проблемы налогообложения или возникнут недоразумения с доступом к информации. Но давайте говорить прямо, юниорский бизнес — это либерализация. И это — самый эффективный путь развития. Пока же ситуация развивается в другой плоскости. В геологоразведочной отрасли наблюдается отсутствие внятных, четко прописанных правил. Нет и цивилизованной государственной системы изучения недр. Наблюдаются серьезные недоработки с распределением государственного заказа. В последнем случае можно приводить множество примеров, но, честно говоря, уже не хочется. О пресловутом ФЗ-94 сказано столько, что лишний раз поднимать эту тему просто бессмысленно. То есть в геологоразведке, да и в недропользовании, мы наблюдаем шлейф проблем. И при сегодняшнем формате экономики дальше ситуация будет развиваться все хуже, хуже и хуже. Не хочу показаться пессимистом, но единственный разумный путь развития — это системная либерализация. Иного просто не дано. Не стоит изобретать велосипед, поскольку он уже давно изобретен. Это касается и нашей отрасли, и других экономических направлений. 
 

«НЕОБХОДИМ ЗАКОН ОБ ОСОБОМ СТАТУСЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

Депутат Магаданской областной думы, председатель совета директоров ОАО «Сусуманзолото» Владимир ХРИСТОВ считает, что проблему Дальнего Востока нельзя решать в локальном формате, тут необходим комплексный подход:
— По моему глубокому убеждению, необходимо принимать не просто государственную программу, а федеральный закон об особом статусе Дальнего Востока. Разумеется, этот нормативный акт должен быть тщательно просчитан. Чтобы пользу получили именно участники реального сектора экономики, а не те, кто хочет просто уйти от налогов. Но в любом случае закон необходим. И он должен определять налоговые и иные льготы для дальневосточных производителей. Могу привести конкретный пример. Золотодобывающее предприятие, работающее на Севере, не может стабильно развиваться, если его минерально-сырьевая база не рассчитана минимум на 10-летний срок. Особенно это относится к крупным производственным структурам, которые владеют большим количеством горного оборудования и землеройной техники, поскольку именно сроки амортизации драг, оборудования и другой техники колеблются в пределах 7–15 лет. Но никакая государственная программа не дает стабильности. Да и речь идет не о каких-то финансовых вливаниях, а о возможности работать на перспективу. Поэтому для комплексного освоения Дальневосточного федерального округа необходим закон, где будут расписаны все нормативные параметры. Условия ведения бизнеса с нашим климатом, с нашим бездорожьем, с нашими расходами несопоставимы с общероссийскими параметрами. Работать на Дальнем Востоке с каждым годом становится все труднее. И власть должна это учитывать. Иначе Россия может потерять свои земли на Дальнем Востоке. А наши потомки нам этого не простят.
 

«ПОСМОТРИМ, КАКОЕ У НАС БУДЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Председатель Комитета Государственной думы РФ по делам Севера и Дальнего Востока Николай ХАРИТОНОВ рассказал нашему корреспонденту, чего ждут от власти российские политики:
— И недропользователи, и аграрии, и дорожные строители, и пенсионеры — все зависят от решений действующей федеральной власти. Особенно это касается Дальнего Востока, который пока не может обойтись без серьезной программы развития. А такая программа должна быть подкреплена реальными деньгами. Бюджетными ассигнованиями, если говорить конкретно. Поэтому мы, депутаты, сейчас с нетерпением ждем дня инаугурации президента РФ Владимира ПУТИНА. Ведь именно эта дата и станет отправной точкой в формировании нового правительства. Возможно, оно будет коалиционным, то есть какие-то министерские кресла достанутся представителям оппозиционных партий. Хотя говорить об этом пока рано. Подождем седьмого мая. Но мы, в Комитете по делам Севера и Дальнего Востока, в любом случае ожидаем изменения ситуации. Если Владимир Путин начнет реализовывать хотя бы часть того, что он изложил в своих газетных статьях, — позитив появится. В том числе и для дальневосточников. Я уже не раз говорил, в том числе и корреспондентам вашей газеты, — региону крайне необходима тщательно просчитанная, взвешенная программа развития. Где будут прописаны все налоговые и иные льготы для тех, кто живет и работает в сложнейших экономических, климатических и географических условиях. Это касается и недропользователей, поскольку Дальневосточный федеральный округ чрезвычайно богат природными ресурсами. С инициативой принять эту программу может выступить и население. Собрать необходимое число подписей и довести свои требования до представителей федеральных органов власти. Но тут есть один нюанс. Можно принять отличную программу, которая будет соответствовать всем чаяниям дальневосточников. Однако если какой-то документ не подкреплен финансами, то в любом случае получится филькина грамота. Исполнять эту программу никто не станет. Ее изначально нужно наполнять реальными деньгами. Вот почему мы и ждем формирования нового правительства. Кто возглавит Минрегионразвития? Какая политика будет действовать в отношении отдаленных территорий? Станет ли федеральная власть ближе к своему народу? На все эти вопросы мы получим ответы уже в начале мая. Но моя позиция по отношению к Дальнему Востоку остается неизменной. Жить здесь должно быть выгодно. Выгодно всем людям, всем слоям населения. Выгодно и недропользователям, и аграриям, и оленеводам, и дорожникам, и строителям, и студентам, и пенсионерам… Всем без исключения. Пока же экономическая ситуация в этом богатейшем регионе остается очень сложной. Речь идет и о диких энергетических, а также транспортных тарифах, и о запредельных ценах на ГСМ, и о высокой стоимости продуктов и товаров первой необходимости. И удивительно богатый своими природными ресурсами Дальний Восток вынужден получать подачки с барского стола. Повторюсь еще раз — этому региону нужна тщательно просчитанная государственная программа. И главным инвестором в этом плане должно стать государство. Конечно, мы будем серьезно заниматься этой проблемой. Могу сказать — в Комитет по делам Севера и Дальнего Востока входят представители разных парламентских партий. Но в своем стремлении работать на благо дальневосточников мы едины. У нас здесь нет никаких политических разногласий. И это хорошо. Мы готовы сотрудничать со всеми, кому небезразлична судьба Дальнего Востока. 
 

«КОМУ-ТО ВЫГОДНЫ ЭТИ ДИКИЕ ПРАВИЛА»

Генеральный директор ООО «Полевая» Николай ДЕРЕЖЕНЕЦ отметил сразу несколько отраслевых бед:
— Начну с подготовки к аукционам, на которых разыгрываются лицензии. Первым делом чиновники из Роснедр требуют от недропользователей собирать кипы никому не нужных бумаг. Я, конечно, понимаю — так уж выстроено наше законодательство. Но, с другой стороны, доходит до дикостей. К примеру, когда я претендовал на одно из месторождений, от меня потребовали предоставить документы о кредитовании в банке. Честно говоря, я был поражен — при чем тут банк? А если я вообще не кредитуюсь и мне хватает своих оборотных средств? Я что, не имею права участвовать в аукционе? А почему? Где написано, что правом на лицензии обладают только банковские заемщики? И таких никому не нужных бумаг требуется собирать целые кипы. Второй момент — непрозрачность месторождений. Некоторые из них то появляются на аукционах, то вдруг куда-то с этих аукционов исчезают. И кто их выиграл — понять невозможно. Да и сами разыгрываемые участки сложно назвать однозначно перспективным активом. Многие из них изучены слабо. И непонятно, сколько там вообще есть золота. А ведь деньги за лицензии мы платим сразу, и деньги немалые. Но все это — лишь верхушка айсберга. Гораздо хуже, что все вопросы лицензионного характера решаются исключительно в Москве. И выгоду от такого подхода получает лишь федеральный бюджет. Мы не раз выходили на наши власти с инициативой — если запасы на каком-то месторождении не превышают одну тонну золота, то в этом случае было бы целесообразно проводить конкурсы в регионе. Но наши предложения остаются без ответа. А страдает местный бизнес. Поймите, я не могу конкурировать с крупными федеральными компаниями. Обороты у меня не слишком значительные. Я живу в режиме реальной экономики. И что получается? На столичных аукционах побеждает тот, кто предложил за лицензию больше денег. Но где сконцентрированы все основные финансовые потоки? Правильно, в столице. В руках нескольких крупных корпораций. Как я могу с ними конкурировать? Они не ограничены в своих финансовых возможностях. Я же считаю каждый рубль. А теперь — главное. Для чего нужна лицензия мне? Отвечаю — чтобы добывать золото, платить людям зарплату, выплачивать налоги в бюджеты всех уровней, помогать своему району в решении социальных проблем. А моим богатым конкурентам лицензии необходимы для повышения стоимости активов. Неважно, сколько золота есть в недрах на самом деле. Написано пять тонн, значит, пять тонн. И стоимость акций этой структуры повышается на сумму, эквивалентную этим самым пяти тоннам металла. После этого предприятие, имеющее на балансе такие вот лицензии, легко продается по весьма высокой стоимости. Так делается серьезный бизнес. Но я-то не собираюсь продавать свою компанию. Я хочу спокойно работать и приносить пользу своему региону, своей стране. Поймите, я пришел в золотодобычу четыре десятилетия назад. Меня с Магаданской областью связывает вся моя жизнь. Для меня эта территория — гораздо больше, чем просто недра. И мне очень обидно, когда местный бизнес вытесняют из региона. Вытесняют большими деньгами, вытесняют плохими законами, вытесняют абсолютно непрозрачными правилами игры. И ведь кому-то выгодны эти дикие правила. Ну ладно, мы все бросим и уедем с Дальнего Востока в более благополучные регионы страны. А кто от этого получит пользу? Государство? Сомневаюсь, ведь коль скоро наши дальневосточные края и области превратятся в безлюдную пустыню, Россия просто потеряет эту территорию. Вахтовым методом Дальний Восток освоить нельзя. Это аксиома. И для развития нашего региона требуется государственная воля. Налоги нужно не увозить в Москву, а оставлять здесь. Оставлять в дальневосточных городах и районах. Вот тогда жить и работать в Дальневосточном федеральном округе станет выгодно. А значит, выгоду получит вся страна. Ведь Дальний Восток не просто сырьевая территория, а форпост государства в АТР. И этим все сказано. 
Подготовил Александр МАТВЕЕВ
 
Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов