— В ФЗ «О недрах» есть один нюанс, связанный как раз со схемой взаимоотношений чиновников и участников рынка. Обратим внимание на статью 20 этого нормативного акта, которая определяет «Основания для прекращения прав пользования недрами». Так вот в этой статье есть некий хитрый пункт, который гласит, что у владельца могут отобрать лицензию, если наблюдается «нарушение пользователем недр существенных условий лицензии». А что это такое? О каких «существенных» условиях идет речь? И чем «существенные» нарушения отличаются от «несущественных»? Об этом в законе — ни слова. Но получается, что решение этого вопроса отдано на откуп конкретным чиновникам. Ведь понятно, что если чиновник захочет найти какие-то недоработки у недропользователя, он их обязательно найдет. Найдет и поместит в разряд «существенных». И возразить ему будет нечего.
Общее мнение
В России существуют, видимо, всего два закона, вызывающие неприязнь и у бизнесменов, и у чиновников. Это, во-первых, ФЗ-94, а во-вторых как раз ФЗ «О недрах». Тут, как ни странно, бизнес и власть (по крайней мере, муниципальные и региональные административные структуры) друг с другом полностью солидарны. Причем, вот что интересно. Именно чиновники говорят об излишних административных барьерах, которые создает отраслевое законодательство. И они же (как и представители бизнес-сообщества) озвучивают еще одну ключевую проблему отрасли — истощение минерально-сырьевой базы. Вот какой комментарий получили мы у начальника департамента природных ресурсов Владимира МИТЬКИНА:
— В новой редакции закона о недрах обязательно должно быть учтено то обстоятельство, что минерально-сырьевая база иссякает, разведанных запасов все меньше, а пополнения нет. И сейчас система аукционов работает не на решение этой проблемы, а на ее усугубления. По сути, она приводит к формированию искусственной конкуренции, спарринга. Если на участок подана всего одна заявка, то почему надо отказывать единственному заявителю? Мы предлагаем, в таких случаях, продавать лицензию за сумму стартового платежа и одного аукционного шага. К примеру, стартовая цена — 2 миллиона рублей, а стартовый шаг — 200 тысяч. Значит, стоимость лицензии должна быть определена в размере 2 миллионов 200 тысяч рублей. Но это лишь малая часть больших проблем. Надо вносить и другие изменения в законодательную базу. Мы, магаданцы, не раз поднимали острые вопросы и в этом нас поддерживают практически все коллеги-дальневосточники. Первый момент — излишняя централизация лицензирования. На наш взгляд, необходимо передать право формирования перечня участков, содержащих небольшие запасы золота, в ведение территориальных структур Роснедр. Потому что сейчас заявки формируются в регионах, а утверждаются в Москве. И на все соответствующие согласования уходит до двух лет, хотя этот временной промежуток можно сократить до полугода. Второй момент — отработка техногенных золотых россыпей. По нашим подсчетам общий объем этих россыпей на территории Магаданской области составляет около полутора миллиардов кубических метров. И по нашему мнению
, требуется упростить процедуры приобретения прав на разработку техногенных россыпей. То есть, перевести сделки в заявочный режим на бесконкурсной основе.
Стоит отметить — Владимир МИТЬКИН прекрасно владеет сутью вопроса. По крайней мере, то же самое, но другими словами, нам говорили и сами недропользователи. Например, проблема истощения минерально-сырьевой базы была и остается для отрасли ключевой. Все серьезные месторождения появились на свет еще в советские годы. А потом здесь образовался полный застой. И сейчас вряд ли кто-то станет вести поисковую деятельность, поскольку это, во-первых, слишком дорого, а во-вторых крайне рисково с точки зрения успеха. Есть и третий, может быть, самый главный момент. Интерес потенциальных поисковиков НЕ ПОДКРЕПЛЕН ЗАКОНОДАТЕЛЬНО. Даже если кто-то найдет богатейший природный запасник того же золота, он не сможет его осваивать. В конечном итоге, месторождение выставят на аукцион, в котором поисковик будет участвовать в общем порядке. Его преференции в ФЗ «О недрах» не прописаны. Да и вряд ли будут прописаны, поскольку речь идет о системе юниорного бизнеса, которая у нас в стране не отработана. Что делать? А вопрос пока остается открытым. И очевидно одно — ситуацию нужно выравнивать именно на законодательном уровне. Не случайно один из наиболее авторитетных участников рынка — генеральный директор ОАО «Магадангеология» Александр АЛЕКСЕЕНКО прокомментировал ситуацию емко и предметно:
— Сейчас даже руководители крупных добывающих компаний федерального уровня открыто говорят — мол, все наши объекты мы уже отрабатываем, а новых остается все меньше и меньше. И как тут быть это большой вопрос. По сути, варианта всего два — вести системную поисковую работу за государственный счет, как это было в СССР, либо создавать законодательную основу для юниорного бизнеса и предоставлять ему серьезную свободу, как это делается, например, в Канаде. Рассчитывать, что такую работу возьмут на себя крупные недропользователи не приходится, поскольку речь идет о крайне рисковом сегменте рынка. Тут «процент успеха» вряд ли превышает пятипроцентную планку. Так
что быстрой отдачи, а соответственно, и ярко выраженного интереса здесь нет и не предвидится. Но на сегодняшний день у нас пытаются найти какой-то средний (между советским и канадским) вариант. И я даже не знаю, что из всего этого получится.
Шлейф проблем
Кстати, об истощении запасов и вообще о геологии. Многие недропользователи в один голос говорят, что приобретая лицензии они, по сути, покупают кота в мешке. И если в бумагах написано, что на территории того или иного участка есть, например, две тонны золота, то не факт, что такая картина соответствует действительности. Тем ни менее, спрос на лицензии остается достаточно высоким. Прежде всего, из-за высокой стоимости золота. И даже падение цены на желтый металл в апреле особой паники на рынке не вызвало. Другое дело, для чего нужны лицензии? Вопрос к нашей теме (то есть, к законодательству) вроде бы прямого отношения не имеет. А на самом деле — еще как имеет. Мы, в разное время, разговаривали чуть-ли не со всеми руководителями отраслевых компаний Якутии, Колымы, Камчатки, Хабаровского края и других регионов. И все они солидарны в одном — непрозрачность ФЗ «О недрах» и забюрократизированность отраслевого законодательства создают основу для коррупции. В итоге, лицензии получают не те, кто в течение десятилетий добывает золото, создает в регионе рабочие места, платит налоги в бюджеты всех уровней, поддерживает социальную политику в своих районах и так далее. Именно такие дальневосточные недропользователи нередко остаются за бортом аукционов. А лицензии зачастую за весьма скромные суммы приобретают московские бизнесмены, которым участки недр нужны
исключительно для повышения собственной капитализации. По принципу — в бумаге написано 2 тонны золота? Написано. И мне все равно, есть оно там или нет, я желтый металл добывать из своей Москвы в ту же Магаданскую область все равно не поеду. Но зато активы моей компании стали дороже ровно на стоимость тех же 2 тонн золота. Доходит до поразительных вещей. Руководитель одного из магаданских золотодобывающих предприятий (фамилию не называем по понятным причинам) рассказал, что в свое время он пытался участвовать в аукционе на право приобретения весьма дорогостоящей лицензии. Сам он планировал торговаться в пределах 330 — 350 миллионов рублей. Но до торгов бизнесмена не допустили со стандартной формулировкой — мол, неправильно заполнены заявочные документы. В итоге аукцион выиграла московская фирма. И цена вопроса в этом случае составила всего 44 миллиона. В итоге региональный бизнес не получил работу, а бюджет потерял минимум 300 миллионов рублей. Такие вот сложились правила
игры на отраслевом рынке. Причем, когда пару лет назад редакция бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» обратилась с журналистским запросам в Роснедра (мол, почему от аукционов «отсекают» дальневосточных участников?), то ответ был изумительным.
Чиновники «разделили озабоченность недропользователей» (так и было написано в ответе. - Ред.) но сослались...правильно, на несовершенство ФЗ «О недрах». Видимо, этот закон натурально «достал» всех. Не случайно в тот же период, рассказывая о ситуации в отрасли, председатель производственного кооператива «Артель старателей «Новая» из Якутии Анатолий ТАРНАВСКИЙ (его предприятие отстраняли от аукционов в общей сложности 12 раз) эмоционально заметил:
— Мы не раз обращались с заявлениями и в Генпрокуратуру, и в антимонопольный комитет, и в правительство РФ, и даже в администрацию президента России. Однако отовсюду нам приходили формальные отписки, мол, чиновники поступили в соответствии с законам о недрах и регламентом. Видимо, все у нас в стране действует по принципу: ворон ворону глаз не выклюет.
Не только золото
Проблемы, связанные с законодательством в сфере недропользования касаются не только золотодобычи, но и всех без исключения полезных ископаемых. Даже если речь идет о песчаных карьерах — и тут есть свои сложности. Причем, серьезные. Конкретный пример — ФЗ-364 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ», принятый Госдумой еще в ноябре 2011 года. По мнению директора департамента недропользования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Татьяны РЕЧКИНОЙ тут есть свои подводные камни в виде статьи 2.3 (Участки недр местного значения). С одной стороны, подготовка и утверждение перечней этих участков относится к компетенции региональных органов исполнительной власти. С другой — весь этот процесс нужно согласовывать с федеральным центром. По этому поводу Роснедра разработали целое положение (официально он называется порядок) где прописали все соответствующие нюансы. Ну а теперь — прямая речь г-жи РЕЧКИНОЙ:
— На наш взгляд порядок содержит избыточное количество согласований с федеральными органами власти. Во-первых, необходимо в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ получить информацию об отсутствии или наличии на указанных участках недр особо охраняемых природных территорий федерального значения. Во-вторых, направить перечень в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию, где он рассматривается в течение 20 дней. Затем территориальный орган передает перечень, включая информацию, полученнную в Министерстве природных ресурсов и экологии в Федеральное агентство по недропользованию, где он также рассматривается 20 дней. Учитывая отдаленность нашей территории, на пересылку документов (дважды в Москву и обратно) уходит около двух — двух с половиной месяцев. Таким образом, на согласование перечней требуется около полугода. Поэтому, по нашему мнению, установленный порядок является очередным административным барьером при оформлении лицензий на право пользования участками местного значения.
Что делать?
Так каким образом нужно менять ситуацию, связанную с ФЗ «О недрах»? Первый вариант – внести в этот закон серьезные поправки. Вот что предлагает, в этой связи, генеральный директор ОАО «Сусуманзолото» Сергей СИМОНЕНКО:
— Прежде всего, необходимо на законодательном уровне упростить процедуру подготовки заявочных документов. И наконец уйти от бумажных носителей. Мы все-таки живем в 21 веке и собирать тонны никому не нужных бумаг это анахронизм. Помимо этого в ФЗ «О недрах» требуется внести поправку об отнесении техногенных золотоносных россыпей к участкам недр местного значения. Причем, было бы целесообразно предоставить право распоряжения этими участками непосредственно субъектам Российской Федерации, точнее территориальным органам исполнительной власти. Также было бы логично предоставлять в пользование техногенные россыпи без пр
оведения аукционов и конкурсов. Просто на основании решений региональных органов власти. Помимо этого нужно определить порядок разработки техногенных золотоносных россыпей на условиях предпринимательского риска, без затрат на разведку, подсчета запасов и учета этих запасов на государственном балансе. Ну и, конечно же, надо установить нулевую ставку по налогу на добычу золота, извлекаемого из техногенных россыпей.
А вот мнение президента Межрегиональной ассоциации недропользователей, члена Общественного совета при Минвостокразвития РФ Олега КУЗНЕЦОВА:
— Главное предложение недропользователей для новой редакции ФЗ «О недрах» — обязательное формирование полного пакета разрешительных документов на стадии проведения аукциона (конкурса) при предоставлении прав пользования недрами. Это договоры аренды
лесного (земельного) участка, договоры водопользования и так далее. В пакете документов должны определяться все виды и размеры платежей на попутное природопользование. Это позволит приступить к освоению месторождения сразу после получения лицензии, а не через два года, как это сложилось на практике. В выигрыше будут и государство, и недропользователи, и инвесторы. Проще говоря, предприниматели сэкономят время и деньги и смогут планировать свою деятельность (в том числе и в вопросах вопросах подготовки кадров), бюджет получит своевременные поступления, а инвесторам будут гарантированы условия возврата вложенных средств. Свою позицию озвучил заместитель начальника отдела лицензирования, экономики и бухгалтерского учета администрации Приморского края Анатолий СОЛОМЕННЫЙ:
— Я думаю, что уже нет смысла вносить поправки в ФЗ «О недрах». Нужно готовить и принимать новый закон. С тех пор, как еще в 1992 году этот нормативный акт подписал президент РФ Борис ЕЛЬЦИН, в него столько раз вносили изменения и уточнения, что он уже распух до невозможности. Там содержится великое множество откровенных несоответствий другим подзаконным актам и положениям. Например, положении о лицензировании было утверждено Верховным советом РФ в том же 1992 году. Оно действует и сегодня. Но те статьи, которые вносились в закон уже в наше время, идет вразрез с установками положения. И таких несостыковок очень много.
Добавим от себя. Есть среди участников рынка и еще одно предложение по изменению ситуации в лучшую сторону. Речь идет о принятии абсолютно нового нормативного акта. Вот как выразил эту мысль главный геолог ГУГГП «Якутскгеология» Артур УЗЮНКОЯН:
— Никакие регламенты и постановления не могут подменить собой закон. Вот почему мы с нетерпением ждем принятия Кодекса о недрах. Необходимость в этом документе назрела давно. И это — хороший вариант решения проблемы.
Александр МАТВЕЕВ