Реклама

Обзор прессы РФ

Как «Газпром» и «Роснефть» лишили Россию шельфовых технологий

  • 03 августа 2015
  • /
  • «Новая газета», 28 июля 2015 года

  Российские аналитики, эксперты и депутаты уверяют нас, что санкции России не страшны, а даже, наоборот, полезны — в нашем победном движении к импортозамещению и прогрессу. Они правы: cанкции действительно не страшны, потому что очень многих вещей мы лишили себя сами, еще до санкций. Одно дело — технология производства импортозамещаемого пармезана, но совсем другое — шельфовые технологии или стандарты морских перевозок нефти и газа. 
  Единственной морской организацией, участвующей в разработке стандартов для морских перевозчиков наливных грузов, прежде всего нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа, является Международный морской форум нефтяных компаний (The Oil Companies International Marine Forum (OCIMF). В этот форум входят все ведущие нефтяные компании мира, в том числе Chevron, ESSAR, CONOCOPhillips, CNOOC (Китай), Petrobras (Бразилия) и многие другие. Россия представлена ЛУКОЙЛом, нефтетерминалом Приморска и каким-то дальним родственником «Газпрома» — компанией Gazprom Global LNG Limited.
  Одной из главных задач форума является разработка и следование стандартам очень важной составляющей морских танкерных перевозок, так называемого  веттинга. Веттинг — это система оценки рисков судов и морских терминалов, и он в общей схеме морских нефтеперевозок имеет большое значение. Суть — в оценке надежности и качества данного судна перед его следующим рейсом, по совокупности всех факторов и имеющейся информации, от общего технического состояния танкера до имевших место ЧП и численности и квалификации экипажа, прежде всего командного состава. Результат веттинга становится важным фактором в переговорах по фрахтованию танкера, между фрахтователем и владельцем судна. Чем качественнее танкер, тем выше ставка, сильнее позиции владельца. При низкой оценке верх берет фрахтователь — и требует снижения ставки. 
  Все уважающие себя нефтяные компании в мире имеют свою службу оценки морских рисков, являются участниками OCIMF и имеют доступ к инструментам веттинга — нескольким огромным базам данных по всем аспектам, связанным с нефтеналивным мировым флотом.
  Работа OCIMF не ограничивается только веттингом, ее масштабы значительно шире. Члены OCIMF принимают участие в разработке международных стандартов, правил и законов. OCIMF принимал активное участие в создании нового Полярного кодекса, обязательного к исполнению со времени вступления его в силу (с 1 января 2017 года). Полярный кодекс имеет огромное значение для арктического судоходства, и нет смысла объяснять, насколько это важно для России. 
  Членство в OCIMF — это возможность участвовать в разработке и принятии международных стандартов по морской и танкерной безопасности, в том числе технологии морского обеспечения нефти на шельфе. 
И получилось как всегда. Крупнейшие производители нефти и газа России, неоднократно заявлявшие о своих ведущих позициях в мировой нефтегазовой отрасли, по сути, лишили Россию возможности участвовать во всей вышеописанной деятельности. 
  Троюродная «внучка» Gazprom Global LNG Limited (GGLNG), не имеющая ни сырья, ни флота, работает сама по себе и на себя, и никак от своего якобы сюзерена не зависит. Поэтому «Газпром» не имеет доступа к международным базам данных и тем самым лишен возможности внедрить полноценную систему веттинга для своих шельфовых проектов.
  С «Роснефтью» — еще смешнее. Компания отдала всю морскую экспертизу в руки ExxonMobil и использовала доступ ExxonMobil к информации и базе данных OCIMF. Сейчас, как известно, Россия находится под санкциями, и «Роснефть» с «Газпромом» оказались полностью отрезанными от технологий и экспертизы на шельфовых проектах. 
  Как это получилось и почему? Кто виноват? И что еще можно сделать, если можно? Виновно руководство «Газпрома» и «Роснефти», которому в свое время специалисты не раз говорили о необходимости создания своих веттинговых отделов и вступлении в OCIMF. Но лишних телодвижений делать никто не хочет, особенно когда взлетают цены на нефть. Однако цены стали падать, а вместе с ними «Газпром» и «Роснефть». И после вступивших в силу санкций стало ясно, что мелочь вроде веттинга — не такая уж и мелочь. Особенно в работе компаний, претендующих на мировое лидерство.
  Когда санкции довели до судорог, «Роснефть» спохватилась и начала изобретать собственную систему веттинга. С нуля. На пустом месте, будучи полностью отрезанной от огромного мирового опыта и отлаженных технологий. Как если бы наш автопром решил переплюнуть Mercedes, вооружившись в разработке суперкара «Лада» фотографиями последних моделей «Мерседесов» и не имея ничего более: ни чертежей, ни технологий. Зачем? Непонятно. В стране есть достаточно специалистов, работающих на том самом мировом уровне, который никак не дается нашим государственным компаниям и корпорациям. Можно получить доступ и к базам данных, наработкам и технологиям, хотя бы частично. Для чего следует доверить свое представительство в OCIMF самому себе. 
  Тяжело с непривычки все делать самим, не говоря уже о том, чтобы делать все качественно. Работать все-таки придется, а значит, и заниматься мелочью вроде веттинга. В противном случае можно уйти со сцены, уступив место тем, кто умеет работать качественно.

Фото: Максим Слуцкий / ТАСС

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

NEDRADV, 12 февраля 2025 года

Доля российских продуктов составляет 25–27%.

Маркетинг от Тимченко // 5 февраля 2025 года

Поставщики поделились опытом международного партнерства в эпоху перемен.

NEDRADV, 4 февраля 2025 года

С начала 2025 года золото уже прибавило в цене почти 5% на фоне ослабления доллара США, заявлений Дональда Трампа о необходимости снижения ставки ФРС и турбулентности в техсекторе США, после сообщений об успехах китайского AI-стартапа DeepSeek.

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), январь 2025 года

В последнее время в рекламных кампаниях всё большую популярность приобретают роуд-шоу — мероприятия, на которых предприятия-производители, дистрибьюторы демонстрируют продукцию или услуги в удобном для целевой аудитории месте. В конце сентября роуд-шоу техники Shantui организовала в Москве компания «ТехСтройКонтракт», крупнейший поставщик спецтехники из КНР и Южной Кореи. «ТехСтройКонтракт» работает на рынке с 1998 года и является эксклюзивным партнёром компании Shandong Shantui Construction Mac...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

На протяжении последних лет одна из наиболее актуальных проблем горнодобывающих предприятий страны — отсутствие у молодёжи интереса к рабочим специальностям и, как следствие, дефицит кадров. Сегодня молодые люди предпочитают выбирать профессии, связанные с цифровизацией и IT-технологиями. Многие компании, учитывая современные тенденции, внедряют передовые цифровые технологии. К примеру, ООО «Эльгауголь» успешно объединило горную отрасль и IT, проведя максимальную цифровизацию производства. Важна...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Добывающие предприятия страны ежегодно отчисляют налоги в бюджеты всех уровней. Однако на этом ответственность недропользователей не заканчивается. Компании регулярно выделяют значительные средства на лесовосстановление, восполнение биоресурсов и многое другое. Кроме того, на эти процессы уходит большое количество времени и сил золотодобытчиков. О том, как, несмотря на многочисленные препятствия и обязательства, вести работу честно и добросовестно, говорим с генеральным директором ЗАО «Витимгеоп...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Дефицит кадров — главная проблема, с которой сталкиваются почти все российские предприятия, особенно горнопромышленные, где требуются квалифицированные сотрудники. Однако есть компании, в которые люди приходят по принципу «друг (знакомый, родственник, земляк, сосед) рассказывал, что здесь хорошие условия и для работы, и для отдыха. И зарплаты высокие, и всё остальное на уровне». Именно к такой категории работодателей, исповедующих по-настоящему справедливые старательские принципы, относится ЗДП ...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, золотодобыча по-прежнему является важнейшей отраслью экономики многих стран, в том числе и России. По итогам 2023 года она заняла второе место в рейтинге стран-производителей драгоценного металла (322 тонны), уступив лишь Китаю (378 тонн). Но у Российской Федерации есть реальный шанс выйти в лидеры современной мировой золотодобычи. Этот шанс связан с освоением месторождения Сухой Лог, которым занимается одна из крупнейших в мире и крупнейшая в...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

О проблемах в золотодобыче мы рассказываем регулярно. Можно сказать, что это стало ключевой темой и журнала «Наш регион — Дальний Восток», и отраслевого портала NEDRADV. Но самое интересное заключается в том, что, если бы не узкие места в отечественном законодательстве, государство получало бы гораздо больше стратегически важных природных ресурсов. Как и денег в виде налоговых отчислений. Обо всём этом — в интервью с директором по операционной работе АО «Ксеньевский прииск» Вячеславом КОМЛЕВЫМ.

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Генеральному директору ООО «АРКТИК КАПИТАЛ» Матвею ЕВСЕЕВУ исполнилось 60 лет. Можно точно сказать: в Якутии этого человека знают практически все, потому что вряд ли в течение новейшей истории кто-то из местного бизнеса сделал для республики больше, нежели он. Это не громкие слова, не дань уважения, а констатация факта. Причём сам Евсеев наверняка не согласится с такой оценкой — Матвей Николаевич в принципе не склонен к каким-то громким фразам или пафосу. Он — человек рациональных действий, прич...

Новости аукционов