Золотой бизнес

Дальний Восток — ни льгот, ни полномочий!

  • 01 июля 2012
  • /
  • Бизнес-газета "Наш регион - Дальний Восток", № 7 (74), июль 2012

В начале 2012 года глава МЧС России (теперь уже бывший) Сергей ШОЙГУ предложил свой вариант решения проблем Дальнего Востока и Сибири. Мол, здесь нужен сильный государственный игрок (государственная корпорация), наделенный более чем серьезными льготами. Но буквально на днях выяснилось – федеральная власть вроде как отказалась от проекта создания госкорпорации. А вновь созданное Минвостокразвития, во главе с Виктором ИШАЕВЫМ, будет наделено в основном контрольными функциями.

Министерство без власти

   Новое министерство остается без реальных рычагов управления и без особых управленческих полномочий. По крайней мере, такая «федералистская конструкция» отражена в специальном документе (в «положении»), который был внесен в правительство РФ в последних числах июня. Если называть вещи своими именами, то столичные чиновники реально продемонстрировали – мнение дальневосточников относительно судьбы дальневосточного же региона никого не интересует. Дескать, ну есть у вас теперь свое министерство. И что? Все ключевые вопросы будут решаться все равно в Москве. А ваша песня в этом хоре – последняя.

   Между тем эксперты высказывают предположения, что идея госкорпорации может запросто реанимироваться. Поскольку столичным властям необходим не только контроль над бюджетными потоками, но и организация самих этих потоков. Сегодня мы публикуем мнения спикеров пяти региональных парламентов ДФО, высказанные накануне последних решений федеральной власти.

Проект требует вдумчивого подхода

   Камчатку смело можно назвать регионом, куда, как в известной песне, «только самолетом можно долететь». Можно еще, конечно, и по морю добраться, но это уже вариант для доставки крупногабаритных грузов. И разумеется, транспортная изоляция территории не может не отражаться на местной экономике. Хотя об идее госкорпорации камчатские политики высказываются осторожно. Вот как прокомментировал ситуацию председатель законодательного собрания Камчатского края Валерий РАЕНКО: 

— Сегодня, не изучив детально положение о госкорпорации, ее полномочия и возможности, мне сложно говорить, достаточно ли эффективно будет работать данная структура на территории округа. Ее же пока нет даже в проекте. Нам всё понятно по вопросу введения в структуру правительства РФ Министерства по делам Дальнего Востока. Четко прописаны функции Минвостокразвития, а во главе этого ведомства стоит такой уважаемый и компетентный человек, как Виктор Иванович ИШАЕВ. Я связываю большие надежды с созданием нового министерства. 

   Возвращаясь к теме госкорпорации, я бы не ставил так остро вопрос о том, что с приходом крупных западно-российских компаний и монополий возможно ухудшение социально-экономического положения населения. Да, наш, местный бизнес берет на себя значительные обязательства перед населением. Однако я не думаю, что те компании, приход которых нам предвещают, будут игнорировать этот аспект. Пока законопроект не принят, я уверен, что необходимо четко обозначить, каким будет вмешательство пришлого крупного бизнеса в экономику того или иного региона. Именно от вдумчивого подхода будет зависеть, решится ли в конечном итоге комплекс проблем такого непростого региона, как Дальний Восток.

Для госкорпорации нет никакой законодательной базы

   Сахалин — это не только крупнейший природный запасник страны. Это еще и единственная в России островная область. Но проблем здесь хватает, несмотря на все нефтегазовые богатства. И решать их нужно, безусловно, с учетом позиции местных жителей. Председатель Сахалинской областной думы Владимир ЕФРЕМОВ и озвучил эту позицию:

— Сахалинская область, даже в рамках такого региона, как Дальний Восток, явление уникальное. Будучи одним из самых удаленных и дорогих, имею в виду дороговизну жизни, регион является лидером по налоговым отчислениям. Не секрет, что это происходит благодаря реализации крупных нефтегазовых проектов. Госкорпорация, о которой сейчас так много говорят, проект достаточно спорный. И вот почему. Во-первых, сейчас, на момент нашей беседы, нет четкой или, точнее сказать, вообще никакой законодательной базы для этого проекта. А это, считаю, не придает замыслу популярности. Во-вторых, в регионах ДФО выражают беспокойство по поводу их участия в работе будущей госкорпорации. Ведь, как известно, в отличие от московских местные чиновничий корпус и бизнес лучше знакомы со спецификой восточных территорий. И в-третьих, в контексте развития всего округа нашу область преимущественно рассматривают как источник сырья для нефтехимической, лесной и рыбной отраслей. И здесь и без госкорпорации заняты крупные игроки, для которых развитие инфраструктуры и реализация социальных программ является направлением второстепенным. К величайшему сожалению. Немало вопросов возникает также по поводу экологической культуры этих компаний. Если для госкорпорации приоритеты будут расставлены подобным же образом, то отношение к ней в области будет однозначным.

Об ущемлении прав речь не идёт

  Россия – неоднородна ни климатически, ни экономически. И вся наша жизнь разделена не какой-то абстрактной полосой, а совершенно реальным, узнаваемым Уральским хребтом.  Председатель Законодательной думы Хабаровского края Сергей ХОХЛОВ, очевидно, сознательно заострил этот момент: 

— Исходя из того, что я долго работал в административных органах, а еще дольше – в промышленности, убеждение мое таково: Россия — единственная страна, которая расположена в двух частях света, и, хотим мы этого или нет, до Урала — это одна инфраструктура, одна культура, один уровень развития всех сфер жизнедеятельности, включая, конечно, и промышленность, а за Уралом, к сожалению, это всё совершенно другое, и не высшего уровня. Я имею в виду не только климатические пояса, расстояния и площади, вечную мерзлоту, тундру… Я говорю об экономике, всей инфраструктуре! Поэтому долгожданное решение по созданию Министерства по развитию Дальнего Востока, которое наконец-то принято, — абсолютно правильное! Я считаю, это стартовый проект, который позволит достичь понимания, какие требуются инструменты, механизмы на уровне государственных структур, чтобы Дальний Восток действительно получил развитие.

   Госкорпорация, которая вначале была предложена в качестве вот такого инструмента, я считаю, не будет дублировать функции министерства. Она не будет лишняя, не будет вообще ущемлять чьи-либо права, как многие высказываются, включая и представителей федеральных структур. Надеюсь, что создание госкорпорации найдет отражение в законодательстве. И уверен, что реализация этого закона не повлечет никакого ущемления прав субъектов, нарушений законов Российской Федерации, которые едины на всем пространстве.

Сегодня мы видим, что единое территориальное, экономическое, таможенное, политическое пространство, к сожалению, на законодательном уровне не учитывает особенности субъектов, о чем было сказано многократно на состоявшемся 31 мая Совете председателей законодательных собраний субъектов Российской Федерации, который проводили Сергей НАРЫШКИН и Валентина МАТВИЕНКО. Поэтому будет две структуры по развитию Дальнего Востока – хорошо, будет третья — в развитие этих структур пойдут инвестиции, начнется развитие территории… И всё это будет замечательно!

Нашу судьбу обсуждают без нашего участия

 Север — это не просто огромные пространства, но еще и особая ментальность. Здесь люди привыкли очень тщательно подбирать слова и расставлять акценты. 

Председатель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталий БАСЫГЫСОВ столь же взвешенно обозначил собственное отношение к очередному проекту федеральной власти:

— Я положительно оцениваю создание Министерства по развитию Дальнего Востока и то, что руководителем назначен именно Виктор Иванович Ишаев. К сожалению, на сегодняшний день не могу так же однозначно выразить свою позицию по госкорпорации. Просто потому, что обсуждение проекта идет без нашего широкого участия. То есть нашу жизнь обсуждают где-то там, в Москве. И без нас. Нам кажется, это не совсем правильно. Хотя считаю, что эта мера необходимая, поскольку это будет государственная структура, которая станет развивать также и социальную инфраструктуру региона.

   Сейчас много дискутируют вокруг ее создания. Есть мнение, что создание только одной корпорации вопрос спорный. Идея действительно требует детальной проработки, ведь речь идет о развитии примерно 60 процентов территории страны. Что касается целей, мне не нравится наличие в названии будущей корпорации словосочетания «по освоению». Дальний Восток нужно не только осваивать, его нужно развивать. И те, кто занимается созданием компании со стопроцентным национальным капиталом, должны это понимать и учитывать конкретный опыт.

    Здесь я имею в виду АК «АЛРОСА». На компании зиждется весь алмазно-бриллиантовый комплекс страны. Она не только добывает ресурсы, а одновременно занимается производством конечной продукции. Соответственно доходов получает больше. Но свою положительную репутацию среди якутян «АЛРОСА» снискала не этим, а своей социальной политикой, абсолютно отличной от других российских компаний, работающих в Якутии.

Я убежден, что независимо от того, сколько компаний будут реализовывать крупные проекты, прежде всего они должны быть настроены не только осваивать и вывозить природные богатства региона, а развивать его. Придерживаться не точечно-вахтового метода за счет гастарбайтеров, а создавать инфраструктуру, новые рабочие места для закрепления людей, готовить кадры из числа местного населения. Главное, чтобы компании зарегистрировались там, где находится их основное производство, чтобы налоги оставались в регионах, а не уходили в Москву. Именно такие принципы социально ответственного бизнеса должны быть заложены в миссию, будь то будущей госкорпорации, будь то уже действующих компаний.

К идее Шойгу отношение неоднозначное

Председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор ГОРЧАКОВ в своем комментарии обозначил не только региональные, но и федеральные приоритеты. Причем сделал это достаточно лаконично: 

— Я бы назвал разговоры о госкорпорации разговорами о «шкуре неубитого медведя». Сегодня рано оценивать законопроект, который не существует в природе. Что есть сейчас, так это идея, выдвинутая прекрасным, но уже бывшим, министром МЧС. Идея неэкономиста Шойгу уже самим фактом своего появления вызвала неоднозначное отношение даже в самой Москве. Хотя бы потому, что в заявлении о создании госкорпорации говорилось о наделении этой структуры удивительными льготами (в частности, упразднить налоги — а это примерно 60 процентов территории России).

   В течение последних четырех лет правления президента Дмитрия МЕДВЕДЕВА подобные экстремальные проекты не принимались, наоборот, было даже решено постепенно вывести из-под контроля государства большинство госкорпораций.    Просматривалась тенденция к либерализации экономики. Хотя и не связанная персонально с Дмитрием Анатольевичем. И вдруг такой проект...

   Кто готовил и готовит проект по Сибири и Дальнему Востоку? Какие специалисты? Кстати, там – прямо противоположные «Стратегии-2020» Владимира ПУТИНА идеи. А ведь «Стратегию» разрабатывали в Вышей школе экономики. Это о чем-то да говорит.

Даже Минфин поначалу решился публично возразить против корпорации. Что касается «рецепта» развития Дальнего Востока, сейчас стоило бы выделить приоритетные проекты и финансировать их из бюджета.

Так, например, в качестве специализации Дальнего Востока рассматривают возможность превращения территории в «энергетический мост» и «транспортный коридор» для стран Восточной Азии. Это должно стать приоритетом, неважно, какой будет корпорация, и будет ли она вообще.

Владимир ПОСТРИГАНОВ

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

Новости аукционов