Алексей ВАКУЛЕНКО: отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения
- 27 сентября 2022
- /
- «Наш регион — Дальний Восток» № 09 (178), сентябрь 2022 года
В настоящее время участились случаи отказов Роснедр и его территориальных органов в выдаче недропользователям свидетельств об установлении факта открытия месторождений полезных ископаемых. В основном это касается компаний, которые получили поисковые лицензии по заявительному принципу на россыпное золото, поставили запасы на государственный баланс и рассчитывали получить указанное свидетельство.
Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, выдачи свидетельства об установлении факта его открытия (далее — Порядок) регламентирован приказом Минприроды России и Роснедр от 26.10.2021 № 796/19.
Порядок даёт возможность получить свидетельство о праве первооткрывательства в случае:
- проведения геологического изучения на основании лицензий на поиск и оценку полезных ископаемых;
- выявления в ходе геологического изучения нового объекта, запасы которого квалифицированы по категориям С1 и С2 , а для объектов твёрдых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, — по категории С2;
- наличия заключения ГКЗ (ТКЗ) о постановке запасов на госбаланс и о том, что такие запасы имеют самостоятельное промышленное значение и не были ранее учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Заявка подаётся в течение 90 календарных дней с даты постановки ГКЗ (ТКЗ) запасов полезных ископаемых на государственный баланс. При этом в выдаче свидетельства может быть отказано:
- в случае проведения работ по геологическому изучению недр в отношении геологического объекта, на котором осуществлялась добыча полезных ископаемых;
- в отношении геологического объекта, образовавшегося в результате разработки месторождений полезных ископаемых (техногенный объект) (п. 3 Порядка).
Порядком предоставления права пользования участками недр для геологического изучения недр (утверждён приказом Минприроды России и Роснедр от 28.10.2021 № 802/20) предусмотрено, что в регионах ДФО, Иркутской области и Арктической зоны существует возможность получения поисковых лицензий по объектам с прогнозными ресурсами. Аналогичные положения были учтены в старом Порядке, утверждённом приказом Минприроды России от 10.11.2016 № 583.
Наличие прогнозных ресурсов на заявляемой площади может говорить о том, что на ней уже проводились какие-либо работы по геологическому изучению либо она когда-то в прошлом отрабатывалась.
Руководствуясь указанным выше Порядком, большое количество недропользователей в ДФО получило поисковые лицензии на площади с прогнозными ресурсами и поставило разведанные запасы на государственный баланс.
Для того чтобы подать заявление об установлении факта открытия месторождения, такие добывающие компании исключили из границ открываемого объекта участки, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых или которые образовались в результате разработки месторождений полезных ископаемых.
После подачи заявок в Роснедра или его территориальные органы от них стали поступать отказы в установлении факта открытия месторождения.
В своих отказах Роснедра ссылаются на п. 3 Порядка и указывают, что:
…в случаях, когда открываемое месторождение представлено частично природными (целиковыми) участками и частично участками, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых и (или) которые образовались в результате разработки месторождений полезных ископаемых. Исключение последних из границ открываемого месторождения не свидетельствует о соответствии месторождения требованиям абз. 1 п. 3 Порядка, поскольку участок недр, представленный в вышеуказанной конфигурации, является единым геологическим объектом — одним месторождением, в отношении которого утверждены запасы полезных ископаемых.
Фактически такие отказы делают невозможным получение недропользователями свидетельств о первооткрывательстве и приобретение ими в последующем совмещённых лицензий по открытым объектам в приоритетном заявительном порядке.
По истечении 90 календарных дней с даты постановки ГКЗ (ТКЗ) запасов на государственный баланс такое право в принципе теряется. То есть получается, что добывающие компании, вложившие миллионы в геологическое изучение лицензионных площадей, попросту дарят государству полученную геологическую информацию, которая через 3 (5) лет становится общедоступной. При этом они не получают ничего взамен.
На этом фоне сложно говорить о развитии юниорного бизнеса в России и стимулировании увеличения минерально-сырьевой базы за счёт частных инвестиций.
Также «отрезание» куска площади с прогнозными ресурсами, которые весьма незначительны при подаче заявки на получение поисковых лицензий, не сможет соответствовать принципу рационального пользования недрами, так как маловероятно, что кто-то захочет брать по аукциону участок с прогнозными ресурсами, например, 10—15 кг россыпного золота, которые могут и не подтвердиться.
В этой связи целесообразно внести изменения в п. 3 Порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых. Например, можно предоставить Роснедрам возможность выдавать свидетельство о первооткрывательстве в отношении объектов, на которых осуществлялась добыча полезных ископаемых с прогнозными ресурсами до определённого количества.
Также необходимо на законодательном уровне определить понятие «техногенный объект», которое до сих пор отсутствует в регламентирующих нормативных правовых актах. Техногенный объект может образоваться, но техногенных прогнозных ресурсов может не быть или они могут быть незначительными.
Соответственно, инвестиционная привлекательность получения права на геологическое изучение отдельного такого объекта через процедуру аукциона достаточно мала.
Для потенциальных инвесторов более привлекательно изучать техногенный объект вместе с сопредельной площадью, приобретя право на геологическое изучение по заявительному принципу.
Сейчас это разрешено в отношении площадей, находящихся в ДФО, Иркутской области и Арктической зоне. Но запрет в выдаче свидетельства о первооткрывательстве на месторождения, включающие техногенные объекты, делает невозможным получение совмещённых лицензий по данным объектам по заявительному принципу и сводит к нулю весь инвестиционный интерес.
Считаю, что можно было бы снять данный запрет, дать возможность выдавать свидетельство о первооткрывательстве в отношении месторождений с техногенными объектами при условии отсутствии техногенных прогнозных ресурсов или установив нижнюю границу таких прогнозных ресурсов.
АЛЕКСЕЙ ВАКУЛЕНКО, кандидат юридических наук