Бизнес ставит на людей

  • 05 сентября 2023
  • /
  • «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (185), август 2023 года

Во время каждой командировки мы убеждаемся: какие бы сложности ни испытывали промышленные компании, основной их проблемой остаётся кадровая. Очередная поездка в Южную Якутию не стала исключением. Увы, дефицит специалистов на предприятиях по-прежнему суровая реальность, несмотря на достаточно высокие зарплаты и сотрудничество производственных организаций с образовательными учреждениями. Впрочем, это не единственная «головная боль» отечественного бизнеса на Дальнем Востоке.

Основной ресурс

Основной объем чёрного золота в Якутии добывается в Нерюнгринском районе. Именно здесь работают крупнейшие отраслевые компании территории, такие как «Колмар», «Эльгауголь» и «Якутуголь». Также стоит отметить: в 2022 году в РС (Я) было добыто порядка 40 миллионов тонн сырья. При этом производственные показатели могут быть увеличены, и весьма существенно, — только «Эльгауголь» планирует нарастить добычу до 45 миллионов тонн. Процесс тормозится из-за низкой пропускной способности железных дорог, которые в данное время расширяются. Более того, та же компания «Эльгауголь» ещё и частную железнодорожную магистраль, помимо уже существующей, строит к Эльгинскому разрезу. Кроме того, угледобывающие предприятия либо расширяют возможности своих обогатительных фабрик, либо строят новые ОФ. Так что уголь для Нерюнгринского района в прямом смысле основной ресурс. И это ощущается во всём. К примеру, в последние годы в Нерюнгри идут серьёзные работы по строительству дорог, реконструируется система ЖКХ, да и облик и без того красивого города меняется в лучшую сторону. В этом мы постоянно убеждаемся, бывая здесь в командировках.

Кадровый вопрос

А вот ситуация с кадрами в угледобывающих компаниях остаётся сложной. По самым скромным подсчётам, на предприятиях не хватает тысяч специалистов. Причём на вопрос, кто именно требуется, руководители отвечают, как сговорившись: не хватает всех. Именно всех — горнорабочих, операторов обогатительных установок, маркшейдеров, водителей, электриков, слесарей, токарей… Перечень можно продолжать. И это несмотря на высокие зарплаты, начинающиеся от 100 тысяч рублей. Причём средний доход на предприятии в 180 тысяч здесь никого не удивляет. О причинах кадрового дефицита можно рассуждать долго. Но наши собеседники из числа менеджеров профильных предприятий солидарны ещё и в том, что многих людей пугает вахтовый метод работы. По принципу «вахта — это тяжело». Хотя большинство вахтовых посёлков компаний отличаются повышенным комфортом. Впрочем, в отраслевых структурах уже сложился костяк специалистов, приезжающих на вахту из других регионов России, вплоть до Краснодарского и Ставропольского краёв. Для привлечения же в угледобычу местных жителей в Якутии в целом и в Нерюнгринском районе в частности действует несколько программ. В том числе выстроено системное взаимодействие между компаниями и профильными образовательными учреждениями, а популяризация рабочих профессий проводится буквально начиная со школьной скамьи. Но кадровый вопрос пока остаётся сложным.

Праздник для всех

Тем не менее, с учётом важности угледобычи, едва ли не самым любимым праздником для нерюнгринцев был и остаётся День шахтёра. В прошлом году мы присутствовали на торжествах и можем констатировать: это, действительно, очень зрелищно. Скажем больше: в период торжеств грани между руководителями и простыми рабочими в определённой степени стираются. В колоннах праздничных демонстраций, на концертах и других мероприятиях равны все. И всех объединяет принадлежность к славной горняцкой профессии.

Но особым почтением пользуются полные кавалеры знака «Шахтёрская слава». Эта награда была введена в далёком 1956 году по инициативе легендарного министра угольной промышленности СССР А.Ф. ЗАСЯДЬКО. Состоит она из трёх степеней. Награждения проводятся последовательно, но, чтобы стать полным кавалером, требуется добросовестно отработать на добыче угля не менее 10—15 лет. Причём с самыми высокими показателями. Поэтому неудивительно, что такие люди в компаниях наперечёт и пользуются заслуженным уважением.

Ну а в текущем году День шахтёра в Нерюнгри начался, как обычно, с возложения цветов к памятнику шахтёрам-первопроходцам Южной Якутии. Затем был митинг памяти погибших горняков у мемориала Алексею СТОЛЫПИНУ. После этого состоялись зажжение факела и движение почётного кортежа по улицам города, а также демонстрация трудовых коллективов. Кроме того, в период праздничных торжеств были награждены заслуженные работники угольной промышленности. Завершился праздник концертом Александра МАРШАЛА на главной площади Нерюнгри, где присутствовали, кажется, все жители города. Но День шахтёра для нерюнгринцев — дата в определённой степени «плавающая». Она отмечается в течение недели, ведь график работы у всех разный. Кроме того, в каждой компании сложились ещё и собственные традиции.

А есть и традиции общие, среди которых — конкурс профессионального мастерства, на котором «солируют» водители специальной техники. И это тоже зрелищное мероприятие, ведь когда экскаватор поднимает два ведра воды, не разлив ни капли, это не может не удивлять. Так что День шахтёра в Нерюнгри — праздник для всех.

Дороге — быть

После Нерюнгри мы поехали в Алдан. Сразу можем отметить: поехали с чувством гордости. Ведь этот город — один из ключевых пунктов на железной дороге Беркакит — Томмот — Якутск. А на строительстве Амуро-Якутской магистрали мы бывали не раз, в том числе на укладке серебряного и золотого звеньев. Железная дорога уже давно введена в эксплуатацию, но трудовой подвиг транспортных строителей, проложивших АЯМ в сложнейших условиях Севера, до сих пор в памяти людей. И это не просто громкие слова. Ведь тогда, в девяностые и нулевые годы, сама идея грандиозного проекта была под вопросом. Финансирование со стороны государства постоянно приостанавливалось, а работникам предприятий не - редко выплачивали зарплату с большими задержками.

Ситуация изменилась в лучшую сторону после того, как была определена генподрядная структура. Ею стала инжиниринговая корпорация «Трансстрой» под руководством Ефима БАСИНА и Александра ДУДНИКОВА. Также большую роль в строительстве сыграла АК «Железные дороги Якутии» во главе с Василием ШИМОХИНЫМ. Кроме того, в реализацию проекта были вовлечены десятки различных отраслевых компаний со всего Дальнего Востока. Сейчас Амуро-Якутская магистраль является не только крайне необходимой транспортной артерией, влияющей на динамичное развитие Севера, но и настоящей историей трудового подвига.

В Алдане мы встретились с одним из тех, кто внёс огромный вклад в строительство АЯМа, — с Александром Николаевичем Дудниковым. И задали ему один вопрос: что он думает о необходимости проложить новую железную дорогу — от Якутска до Магадана? Вот что он ответил:

— Этот проект обсуждался ещё во времена БАМа. Тогда руководители государства смотрели на отдалённую перспективу, и планы были грандиозные.

Во-первых, сама Байкало-Амурская магистраль, значение которой переоценить невозможно. Теперь это проявляется особенно ярко, ведь пропускной способности БАМа уже не хватает.

Во-вторых, Амуро-Якутская магистраль, которая осуществила, казалось бы, несбыточную мечту — рельсы и шпалы пришли в Якутию, где многие люди тепловозов никогда в глаза не видели. И в наши дни постоянный рост добычи полезных ископаемых, того же угля, неразрывно связан с АЯМом. Как и развитие республики в целом.

А вот третий момент: ещё в советские годы планировалось продолжить железную дорогу Беркакит — Томмот — Якутск до Магадана, чтобы сформировать единую транспортную систему и Севера, и всей страны. Сейчас этот проект вновь обсуждается на самых высоких уровнях. Будем надеяться, что он будет реализован, поскольку однозначно нужен России. Я убеждён, что, если проектированием и строительством займутся профессионалы в статусе генподрядной структуры, обладающие соответствующим опытом на Севере, всё будет сделано. Причём с сокращением сроков строительства и экономией финансовых средств. Но для этого нужна государственная воля. Кстати, ещё в прошлом году в Якутске состоялась конференция «Путь на Магадан», посвящённая как раз транспортной теме.

Вот что сказал тогда накануне мероприятия глава РС (Я) Айсен НИКОЛАЕВ :

— Строительство железной дороги даст дополнительные возможности для развития экономического потенциала Якутии и Магаданской области и станет необходимым звеном в формировании нового транспортного коридора с выходом к Тихому океану и интеграцией в АТР.

Его поддержал губернатор Магаданской области Сергей НОСОВ :

— В контексте текущей мировой ситуации и поставленных президентом Российской Федерации задач строительство железной дороги на Магадан актуально как никогда. Дорога должна пройти через основные месторождения полезных ископаемых. Так что мало кто из вовлечённых в данный вопрос руководителей сомневается в значимости этого проекта.

Особо ценные спецы

Побывали мы и в АК «Железные дороги Якутии» и убедились, насколько прав был Александр Николаевич Дудников. Объёмы грузовых и пассажирских перевозок постоянно, ежегодно наращиваются. Более того, развивается и железнодорожная инфраструктура, причём с учётом различных проектов, связанных и с добычей полезных ископаемых, и со строительством магистрали на Магадан.

Последний момент имеет особое значение, ведь на станции Нижний Бестях в районе Якутска уже создан мощный логистический центр — именно с перспективой увеличения обработки грузов с учётом потребностей магаданской стороны.

Что же касается проблем, то в АК «ЖДЯ» они стандартные — дефицит кадров. Увы, специалистов не хватает и здесь, поэтому в компании создают все условия для привлечения сотрудников: от высоких зарплат до предоставления служебного жилья. И, несмотря на все сложности, на предприятии работают люди, которых здесь называют «особо ценными спецами». Так что АК «ЖДЯ» так же делает ставку на людей — как и почти весь дальневосточный бизнес.

Александр Матвеев

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

NEDRADV, 13 мая 2025 года

На примере организации из Кемеровской области руководитель юридической компании Vakulenko Consulting Алексей Вакуленко рассказывает о правах недропользователей на работы в пределах арендованных земель.

NEDRADV, 30 апреля 2025 года

Норникель, «Полюс», «Карельский окатыш», «Северсталь», РУСАЛ, «ФосАгро», Лебединский ГОК, Выксунский металлургический завод, «Распадская», «ГРК «Быстринское», АЛРОСА и «Казахмыс» стали победителями конкурса проектов цифровизации горной отрасли «Горная индустрия 4.0». Торжественная церемония награждения прошла на площадке международной выставки горных машин и оборудования MiningWorld Russia в Москве 24 апреля. В этом году конкурс выявил активизацию горной отрасли в роботизации, а также еще больше...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

На протяжении последних лет одна из наиболее актуальных проблем горнодобывающих предприятий страны — отсутствие у молодёжи интереса к рабочим специальностям и, как следствие, дефицит кадров. Сегодня молодые люди предпочитают выбирать профессии, связанные с цифровизацией и IT-технологиями. Многие компании, учитывая современные тенденции, внедряют передовые цифровые технологии. К примеру, ООО «Эльгауголь» успешно объединило горную отрасль и IT, проведя максимальную цифровизацию производства. Важна...

NEDRADV, 28 апреля 2025 года

Руководитель юридической компании Vakulenko Consulting Алексей Вакуленко, к.ю.н., на примере дела ООО «Серебрянский цементный завод» рассказывает об изменении судебной практики по изъятию земельных участков сельхозназначения для государственных нужд для целей недропользования.

NEDRADV, 16 апреля 2025 года

Обзор подготовлен руководителем Юридической компании Vakulenko Consulting, экспертом Общества экспертов России по недропользованию Алексеем Вакуленко, к.ю.н.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

Одним из главных условий стратегии роста горнодобывающего предприятия является наличие богатой ресурсной базы. Именно этот критерий позволяет увеличивать масштаб бизнеса и переходить на другой уровень развития. Для ПАО «Селигдар», российского полиметаллического холдинга, владеющего добывающими и производственными активами в республиках Якутия и Бурятия, Иркутской и Оренбургской областях, Алтайском и Хабаровском краях и на Чукотке, развитие минерально-сырьевой базы — одно из приоритетных направле...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, золотодобыча по-прежнему является важнейшей отраслью экономики многих стран, в том числе и России. По итогам 2023 года она заняла второе место в рейтинге стран-производителей драгоценного металла (322 тонны), уступив лишь Китаю (378 тонн). Но у Российской Федерации есть реальный шанс выйти в лидеры современной мировой золотодобычи. Этот шанс связан с освоением месторождения Сухой Лог, которым занимается одна из крупнейших в мире и крупнейшая в...

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

Мы не раз рассказывали о проблемах в золотодобыче — начиная от особо защитных участков леса (ОЗУ) и заканчивая отсутствием необходимых данных в открытых источниках. И вот «появился свет в конце тоннеля» — с 1 января в России должна была заработать федеральная геоинформационная система (ФГИС) лесного комплекса, что упорядочило бы профильный документооборот. Однако всё запуталось ещё больше. Это и стало темой нашего интервью с директором ООО «Старательская артель «Сириус» Евгением БЫЛКОВЫМ.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

ГНПП «Аэрогеофизика», ведущее российское предприятие в сфере выполнения аэрогеофизических съёмок широкого назначения, обладает всем спектром современных аппаратно-программных средств.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

В 2025 году федеральный проект «Геология: возрождение легенды» переходит ко второму этапу, который будет реализовываться на территории субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с целью ускоренного воспроизводства минерально-сырьевой базы полезных ископаемых, преимущественно высоколиквидных и дефицитных стратегических видов. Работы будут проводиться на 74 объектах. Общая стоимость работ — 41 миллиард рублей.

Новости аукционов