О НЕДРАХ в ЗАКОНЕ

Минприроды Республики Бурятия возместит убытки недропользователю. Комментарий юриста

  • 28 апреля 2023
  • /
  • NEDRADV, 28 апреля 2023 года

Обзор подготовлен партнёром Юридической компании «Шаповалов Петров», экспертом Общества экспертов России по недропользованию Алексеем Вакуленко, к.ю.н.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес постановление от 16.01.2023 по делу № А10-4380/2021. По результатам рассмотрения данного спора недропользователь возможно сможет взыскать убытки, в том числе упущенную выгоду, с государственных органов за выдачу лицензии, по которой он фактически не может добывать общераспространённые полезные ископаемые (далее — ОПИ).

В настоящее время данное дело направлено кассацией на повторное рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Суть спора: Минприроды Республики Бурятия выдало ООО «Востокспецстрой» лицензию на разведку и добычу ОПИ (щебня). После того, как компания начала заниматься оформлением договора аренды лесных земель, выяснилось, что на всей территории лицензионного участка находятся защитные леса (категория городские леса). Это сделало невозможным отработку всей лицензионной площади, и Общество обратилось с иском к Минприроды Республики Бурятия и администрации г. Улан-Удэ с иском о взыскании убытков (задаток, разовый и регулярные платежи, упущенная выгода).

Суд первой инстанции иск удовлетворил частично. Взыскал за счет бюджета Республики Бурятия реальный ущерб. В иске к администрации г. Улан-Удэ отказал. Апелляция оставила без изменения решение Арбитражного суда Республики Бурятия. Кассация отменила акты судов первой и апелляционной инстанция и отправила дело на новое рассмотрение.

Выводы кассационной инстанции:

  • суды первой и апелляционный инстанций при разрешении настоящего спора не привлекли к участию в деле в качестве ответчиков субъект Российской Федерации (Республика Бурятия) и муниципальное образование городской округ г. Улан-Удэ, рассмотрев спор исключительно с участием государственного органа и органа местного самоуправления;
  • основанием причинения компании имущественного вреда послужило то, что на запрос Минприроды Республики Бурятия администрацией не была дана полная информация, позволяющая министерству прийти к выводу о том, что вовлечение спорного участка недр в пользование не противоречит нормам законодательства;
  • суды необоснованно пришли к выводам о наличии у Минприроды Республики Бурятия обязанности направить запросы в иные, отличные от определенных распоряжением министерства органы государственной власти с целью установления местоположения испрашиваемого участка, и, следовательно, необоснованно возложили на министерство в полном объеме ответственность за причинение обществу;
  • судами не включены в предмет судебного исследования вопросы, связанные с возможностью применения к ответчикам солидарной ответственности;
  • отказ в удовлетворении предъявленного иска в части взыскания упущенной выгоды со ссылкой на отсутствие документального обоснования планируемого объёма произведенного щебня и его стоимости при дальнейшей реализации на рынке, фактически означает применение к обществу повышенного стандарта доказывания обстоятельств. В подтверждение заявленной к взысканию суммы упущенной выгоды обществом представлен основанный на доказательствах расчет;
  • суды не учли, что без наличия договора, предоставляющего право пользования участком недр, заключение которого с учетом обстоятельств настоящего дела невозможно, подготовка технического проекта, проведение маркшейдерских работ не отвечают принципу разумности, поскольку необоснованно увеличивают расходы, в последующем квалифицируемые в качестве убытков;
  • отказ судов в принятии в качестве доказательств представленных истцом документов, привел к созданию не обусловленных процессуальным законом препятствий к доказыванию обстоятельств, имеющих существенное значение для дела;
  • вывод о размере убытков в форме упущенной выгоды с учетом специфики правоотношений сторон, связанных с добычей недр, может быть сделан судом с применением специальных познаний, в том числе с учетом консультации специалиста, заключения эксперта и иных доказательств.

Комментарий эксперта:

Споры недропользователей о взыскании с Роснедр или Минприроды субъектов РФ прямых убытков (разовый платеж, сбор за участие в аукционе, регулярные платежи) в судебной практике не являются многочисленными, но они есть (дела № А50-12973/2011, А73-21559/2019, А46-14298/2010, А50-28051/2010).

Упущенную выгоду с государственных органов пока никому не удавалось взыскать. Это объясняется сложностью доказывания размера упущенной выгоды и причинно-следственной связи между действиями должностных лиц государственного органа и фактом причинения косвенных убытков в виде упущенной выгоды.

Общая стратегия взыскания прямых убытков по причине введения недропользователя в заблуждение в большинстве судебных споров исходит из того, что сначала заявителю необходимо признать результаты аукциона недействительными, а потом обращаться с самостоятельным иском о взыскании убытков.

При этом следует помнить, что закон устанавливает один год для обжалования результатов конкурса (аукциона) со дня его проведения (ч. 1 ст. 449 ГК РФ). Взыскать убытки можно с течение трёх лет с даты, когда истцу стало известно о его нарушенном праве (ст.ст. 195, 196, 200 ГК РФ).

В настоящем споре кассационная инстанция фактически указала, что:

  • в качестве соответчика нужно привлекать администрацию г. Улан-Удэ, которая не предоставила Минприроды Республика Бурятия информацию о нахождении лицензионного участка в зоне защитных лесов (городских леса);
  • к соответчикам может быть применена солидарная ответственность;
  • упущенную выгоду взыскать с соответчиков можно, но нужно привлечь экспертов для получения заключения о размере упущенной выгоды истца.

То есть перед подачей исков к Роснедрам или Минприроды субъектов РФ о взыскании упущенной выгоды в связи с невозможностью отработки лицензионных площадей по их вине, желательно получить внесудебное заключение независимого эксперта о размере такой упущенной выгоды.

 

Поделиться:

Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

NEDRADV, 13 мая 2025 года

На примере организации из Кемеровской области руководитель юридической компании Vakulenko Consulting Алексей Вакуленко рассказывает о правах недропользователей на работы в пределах арендованных земель.

NEDRADV, 30 апреля 2025 года

Норникель, «Полюс», «Карельский окатыш», «Северсталь», РУСАЛ, «ФосАгро», Лебединский ГОК, Выксунский металлургический завод, «Распадская», «ГРК «Быстринское», АЛРОСА и «Казахмыс» стали победителями конкурса проектов цифровизации горной отрасли «Горная индустрия 4.0». Торжественная церемония награждения прошла на площадке международной выставки горных машин и оборудования MiningWorld Russia в Москве 24 апреля. В этом году конкурс выявил активизацию горной отрасли в роботизации, а также еще больше...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

На протяжении последних лет одна из наиболее актуальных проблем горнодобывающих предприятий страны — отсутствие у молодёжи интереса к рабочим специальностям и, как следствие, дефицит кадров. Сегодня молодые люди предпочитают выбирать профессии, связанные с цифровизацией и IT-технологиями. Многие компании, учитывая современные тенденции, внедряют передовые цифровые технологии. К примеру, ООО «Эльгауголь» успешно объединило горную отрасль и IT, проведя максимальную цифровизацию производства. Важна...

NEDRADV, 28 апреля 2025 года

Руководитель юридической компании Vakulenko Consulting Алексей Вакуленко, к.ю.н., на примере дела ООО «Серебрянский цементный завод» рассказывает об изменении судебной практики по изъятию земельных участков сельхозназначения для государственных нужд для целей недропользования.

NEDRADV, 16 апреля 2025 года

Обзор подготовлен руководителем Юридической компании Vakulenko Consulting, экспертом Общества экспертов России по недропользованию Алексеем Вакуленко, к.ю.н.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

Одним из главных условий стратегии роста горнодобывающего предприятия является наличие богатой ресурсной базы. Именно этот критерий позволяет увеличивать масштаб бизнеса и переходить на другой уровень развития. Для ПАО «Селигдар», российского полиметаллического холдинга, владеющего добывающими и производственными активами в республиках Якутия и Бурятия, Иркутской и Оренбургской областях, Алтайском и Хабаровском краях и на Чукотке, развитие минерально-сырьевой базы — одно из приоритетных направле...

«Наш регион — Дальний Восток» №5-6 (192), декабрь 2024 года

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, золотодобыча по-прежнему является важнейшей отраслью экономики многих стран, в том числе и России. По итогам 2023 года она заняла второе место в рейтинге стран-производителей драгоценного металла (322 тонны), уступив лишь Китаю (378 тонн). Но у Российской Федерации есть реальный шанс выйти в лидеры современной мировой золотодобычи. Этот шанс связан с освоением месторождения Сухой Лог, которым занимается одна из крупнейших в мире и крупнейшая в...

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

Мы не раз рассказывали о проблемах в золотодобыче — начиная от особо защитных участков леса (ОЗУ) и заканчивая отсутствием необходимых данных в открытых источниках. И вот «появился свет в конце тоннеля» — с 1 января в России должна была заработать федеральная геоинформационная система (ФГИС) лесного комплекса, что упорядочило бы профильный документооборот. Однако всё запуталось ещё больше. Это и стало темой нашего интервью с директором ООО «Старательская артель «Сириус» Евгением БЫЛКОВЫМ.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

ГНПП «Аэрогеофизика», ведущее российское предприятие в сфере выполнения аэрогеофизических съёмок широкого назначения, обладает всем спектром современных аппаратно-программных средств.

«Наш регион — Дальний Восток» № 1 (193), март 2025 года

В 2025 году федеральный проект «Геология: возрождение легенды» переходит ко второму этапу, который будет реализовываться на территории субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов с целью ускоренного воспроизводства минерально-сырьевой базы полезных ископаемых, преимущественно высоколиквидных и дефицитных стратегических видов. Работы будут проводиться на 74 объектах. Общая стоимость работ — 41 миллиард рублей.

Новости аукционов